Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:51, контрольная работа
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса.
1. Введение------------------------------------------------------------------------------2
2. Понятие и признаки дифференциации-----------------------------------------3 -4
3. Отличие дифференциации от индивидуализации----------------------------4
4. Основные формы диффернциации-----------------------------------------------5-8
5. Общие принципы организации дифференцированного обучения---------8-9
6. Классификация форм диффернцированного обучения-----------------------9-10
7. Вывод------------------------------------------------------------------------------------10 -11
8. Список используемой литературы-------------------------------------------------12
1
П Л АН К О Н Т Р О Л Ь Н О Й Р А Б О Т Ы
по теме «дефференцированное обучение»
1. Введение----------------------
2. Понятие и признаки дифференциации----------------
3. Отличие дифференциации от индивидуализации--------------
4. Основные формы диффернциации-----------------
5. Общие принципы организации дифференцированного обучения---------8-9
6. Классификация форм диффернцированного обучения----------------------
7. Вывод-------------------------
8. Список используемой литературы--------------------
Каждый ребёнок есть однажды
случающее чудо
Э. Ильеников
1) Введение.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержании, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Важнейшей составляющей педагогичсекого процесса становится личностно – ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Увеличивается роль науки в создании педаггогичсеких технологий, едекватных уровню общественного знания.
Дифференциация обучения в тех или иных формах реализуется сегодня практически в каждом общеобразовательном учреждении: создаются классы углубленного изучения, профильные, гимназистические, коррекционно – развивающие и т.д. организуются гибкие, мобильные группы учащихся в составе разнородных классов:при работе над исследовательскими поектами, в ходе занятий по собственному выбору учеников( элективных курсов, факультотивов), при организации разноплановых творческих мастерских и т.д.
В российском образовании провозглашён сегодня принцип вариантности, который даёт возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идёт и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики и повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Появилась организация своего рода диалога различных педагогических систем технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
Сегодня учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
2) Понятие и признаки дифференциации.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Аналогичное определение даётся и в словаре русского языка, но при этом подчёркивается, что дифференциация, то есть расчленение происходит при рассмотрении, изучении какого – либо объекта.[1]
Дифференциация предполагает, прежде всего, разделение учащихся на группы в процессе обучения по каким либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. Однако разделение учащихся на группы – существенный признак дифференциации но не единственный. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах.
По характерным индивидуально – психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
по области интересов (гуманитарные, физико – математические, биолого – химические и другие группы, направления, отделения);
по уровню умственного развития (уровню достижений);
по личностно – психологическим типам (мышления, акцентуации, характеру, темпераменту);
по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха.[2]
Особенности учащихся, на основании которых они группируются в условиях дифференциации, называются индивидуально – типологическими.
Дифференциация обучения – это учёт индивидуально – типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Как и любое явление действительности, дифференциация обучения имеет содержание и форму. Содержание дифференциации обучения – это специально организованный процесс для определенной группы учащихся, который может проявляться в различных формах. Так, обучение одарённых детей может быть организовано и в форме специальных классов, форме групповых занятий по развитию мыслительной, эмоциональной, волевой сфер личности детей. Обучение детей, проявляющих склонности и способности к изучению отдельных предметов, в практике реализуется в форме классов углубленного изучения предметов, профильных классов, классов гибкого состава и в других формах, то есть в практике дифференциация обучения всегда реализуется в определённой форме.
В условиях дифференциации могут различаться все элементы процессы обучения или только некоторые. Таким образом, дифференциация может характеризоваться степенью выраженности, то есть количеством изменяющихся элементов в учебном процессе. Дифференциация обучения – это процесс внесения определённых изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение - это результат таких изменений. Дифференцированный подход – подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах, это понятие более общее, чем дифференциация, то есть явление лежащие в его основе.
3)Отличие дифференциации от индивидуализации.
Использование терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов, автор книги «Индивидуализация и дифференциация обучения» доктор педагогических наук И.Э. Унт, считает нецелесообразным, поскольку это приведёт к неопределённости этих понятий.
«Индивидуализация – это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Под дифференциацией подразумевается учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам». [1]
Отличие индивидуализации от дифференциации в том, что при индивидуализации учитываются особенности каждого ученика, а при дифференциации – групп учеников. Например, если в учебном процессе учитель учитывает дефект речи ученика – заикание это индивидуализация. Если на уроке учебная работа организуется с учётом собственного темпа деятельности каждого ученика – в модульном обучении, технологии полного усвоения знаний и т.д. – это индивидуализация. Но если учитель разделяет учеников на группы по уровню развития их общих познавательных способностей или по какому – либо иному признаку и с каждой группой организует специфическую учебную работу – это дифференциация.
В современной педагогической литературе часто встречается понятие вариантности образования, иногда смешиваемое с понятием дифференциации обучения.
В процессе обучения происходит взаимодействие учителя и ученика именно через содержание образования. Учитель, осознавая цели обучения и применяя различные методы обучения, организует усвоение содержания учебного материала учеником. Ученик оперирует содержанием образования, присваивая его, и в виде обратной связи сообщает учителю информацию о его присвоении.
Некоторые психологические особенности учителя 9сила и слабость неровной системы, преобладающий тип темперамента, особенности внимания, памяти и т.д) также делают процесс обучения вариантным.
Таким образом, понятие вариантности образования шире понятия дифференциации обучения. Дифференциация процесса обучения, как и индивидуализация, есть определённый способ реализации вариантности. Вместе с тем вариантность образования может быть реализована и в условиях недифференцированного процесса обучения.
4)Основные формы дифференциации.
В конце 80 –х начале 90 – х годов 20 века произошёл очередной рост интереса к дифференциации обучения, который сохраняется и по настоящее время. Это рост вязан с социальными и экономическими переменами в обществе, сменой ценностных ориентиров. В обществе усиливается осознание ценности каждой личности.
А) Внутриклассная дифференциация – предполагает в обычном разнородном классе выделение групп учащихся по каким – либо признакам, в процесс обучения которых вносятся некоторые изменения. В практике внутриклассная дифференциация представлена различными заданиями, дозированием учебной помощи ученикам.
Чаще всего на уроках используются задания различного уровня сложности. Например, после прочтения текста одной группе учеников предлагается ответить на предложенные вопросы репродуктивного характера, другой группе – составить план пересказа, третьей – аннотировать или рецензировать текст. Иногда ученикам предлагаются задания, углубляющие их знания по теме (например решить задач, в ходе решения которой ученик получит новые сведения; задания, устраняющие пробелы в знаниях, формирующие необходимые умения и навыки.
К внутриклассной дифференциации относится и дозированная помощь учителя ученикам . К примеру ученику дают задание, решить задачу по физике на закон Ома. Если ученик затрудняется с решением, он обращается к карточке № 1, на которой приведены необходимые для решения задачи теоретические сведения. Если после изучения карточки № 1 затруднения остаются, ученик обращается к карточке № 2, на которой показан план решения задачи. Если и после этого ученик продолжает затрудняться, то обращается к карточке № 3, на которой приведено решение аналогичной задачи.
Специфическими особенностями внутриклассной дифференциации являются её гибкость, мягкость, аморфность создаваемых в разнородном классе однородных групп. При внутрикласссной дифференциации изменяются следующие элементы процесса обучения: содержание учебного материала и , в некоторой степени, результаты. Цели, методы, формы процесса обучения не дифференцируются. Таким образом, внутриклассная дифференциация характеризуется слабой степенью выраженности.
Основной проблемой в организации внутриклассной дифференциации является невозможность затронуть все звенья учебного процесса. Такая дифференциация отсутствует на этапе объяснения нового материала, так как учитель не может в условиях классного – урочной системы несколько раз объяснить один и тот же материал на различном уровне для нескольких групп учащихся. Обычно внутриклассная дифференциация реализуется на этапах закрепления, обобщения и коррекции знаний.
Б) Классы различного уровня обучения, гимнастические классы и классы коррекционно – развивающего обучения.
Классы повышенного уровня создаются для того, чтобы предоставить детям, имеющим высокий уровень развития общих интеллектуальных способностей, соответствующее образование.
Гимнастическое образование – это также образование повышенного уровня, рассчитанное на детей высоких общих интеллектуальных способностей, проявляющих склонности к умственной деятельности. Специфика содержания гимнастического образования заключается в философском, методологическом компоненте, а также в значительном объёме культуроведческого содержания. В гимназиях преподаются начала философии, история религий мира, художественная культура, стилистика и культура речи и т.д.