Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:37, статья
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из его основных средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый срез образования, абстрагированный от технологии.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию, преимущественно, образова-тельных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также опре¬деленный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной
работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
Содержание общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя:
– основные
понятия и термины, отражающие как
повседневную действительность, так
и
научные знания;
– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
– основные
законы науки, раскрывающие связи и
отношения между разными
– теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
– оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.
Названные виды знаний отличаются друг от друга тем, что они имеют разные функции в обучении и требуют использования разных технологий в обучении. Основные функции знаний связаны с тем, что они выступают средством создания общей картины мира, инструментом познавательной и практической деятельности, основой целостного научного мировоззрения.
Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) включает в себя знания об этих способах, которые присутствуют уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Без таких знаний ни один способ деятельности нельзя выполнить сознательно. Но этих знаний недостаточно. Нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством. Умения — внешние или внутренние действия, выполняемые на основе знаний в соответствии с поставленными задачами и условиями. Навыки — частично автоматизированные действия.
Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии, выполнение физических упражнений и т. п.).
К общеинтеллектуальным умениям и навыкам вплотную примыкают общеучебные: конспектирование, аннотирование, работа с учебником, словарями, справочниками и т.п.
Таким образом, практический компонент содержания общего образования представлен системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности и обеспечивающих способность молодых людей к сохранению культуры. К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художественная, валеологическая, общественная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная.
Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению как одному из важнейших средств познания мира, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и систематическому овладению научными знаниями.
Трудовая
деятельность направлена на создание,
сохранение и приумножение материальных
ценностей (предметов культуры). Это может
быть самообслуживающий, общественно-полезный
и производительный труд. Организация
трудовой деятельности предполагает сочетание
бескорыстной и оплачиваемой работы, что
необходимо для формирования уважительного
отношения к
материальным ценностям как средствам
существования человека.
Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирует художественную самодеятельность учащихся.
Валеологическая
деятельность культивирует здоровый
образ жизни, формирует силу,
выносливость, пластичность и красоту
человеческого тела. Общественная деятельность
содействует социализации школьника,
формирует его гражданскую позицию, приобщает
к активному преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление учащимися общечеловеческих и этнических ценностей, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, становление их как субъектов социальных отношений.
Коммуникативная
деятельность представляет собой прежде
всего свободное общение в виде специально
организованного досуга учащихся, когда
оно освобождено от предметной цели и
когда содержанием и целью деятельности
становится общение с другим человеком
как ценностью.
Важно заметить,
что перечисленные виды деятельности
оказывают и обратное влияние на
содержание общего образования, т. е., в
свою очередь, они выступают существенным
источником его предметного наполнения.
Опыт творческой деятельности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Его специфика состоит в том, что он не совпадает с содержанием первых двух компонентов. В противном случае, приобретя любым способом знания и умения, каждый человек был бы подготовлен к творческой деятельности. Однако ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не могут обеспечить развития творческих возможностей человека.
Опыт творческой деятельности человечество накапливало постепенно. И хотя не во всякой деятельности он формируется и проявляется, творчеству можно научить, но по-иному, чем научают знаниям и умениям.
Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в следующем:
– самостоятельном переносе знаний и умений в новую ситуацию;
– видении новой проблемы в знакомой ситуации;
– видении структуры объекта и его новой функции;
– самостоятельном комбинировании известных способов деятельности в новый;
– нахождении различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;
– построении принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.
Черты творческой
деятельности проявляются не одновременно
при решении той или иной проблемы, а в
различном сочетании и с разной силой.
В самом характере творческой деятельности
заключена та особенность содержания
данного элемента базовой культуры личности,
которая
состоит в том, что для ее осуществления
нельзя указать систему действий. Эти
системы создаются самой личностью.
Опыт отношений личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности может быть рассмотрен как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. О значимости этого компонента содержания общего образования писал К.Д. Ушинский: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования».
Эмоции и чувства всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности. Культура чувств, подлежащая воспитанию у учащихся, не совпадает с культурой мышления, с объемом и системностью знаний. Это особый феномен — следствие социального развития человека. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями выступает условием формирования системы ценностных ориентации, идеалов, а в конечном счете – и мировоззрения личности.
Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения. Пока человек только знает о нормах поведения, даже ведет себя как принято, но делает это вопреки отрицательной оценке этих норм или при равнодушии к ним, его нельзя считать воспитанным.
Пока человек только осведомлен о мировоззренческой идее, использует ее для объяснения каких-либо явлений действительности, но не убежден в ее истинности и, следовательно, эта идея не вызывает в нем эмоционального отношения, до тех пор она не становится частью его мировоззрения, выступающего критерием образованности и воспитанности личности.
Научное мировоззрение личности, являющееся следствием освоения содержания образования, характеризует высокий уровень ее развития. Однако усвоение мировоззренческих знаний само по себе еще не обеспечивает прочности мировоззрения личности. Необходима и глубокая внутренняя убежденность в истинности того или иного знания. Суть убеждений заключается не только в знании, но и во внутренней потребности поступать, действовать именно так, а не иначе.
Мировоззрение
личности представляет собой совокупность
положений и идей, теоретических принципов
и ценностных ориентаций, которыми человек
сознательно руководствуется в истолковании
явлений окружающей действительности
и которые определяют содержание, направление
и характер его преобразующей деятельности.
Научным считается мировоззрение, которое
характеризуется такими чертами, как диалектичность,
историчность, эволюционность. Оно обосновывает
человеческое бытие законами развития
природы и общества. Такое мировоззрение
отражает научную картину мира, складывающуюся
на основе обобщений современных концепций
развития природных и социальных явлений.
Образ научной картины мира позволяют
формировать все учебные дисциплины, но
в особенности — обобщающие (общетеоретические).
Однако в силу
названных черт мировоззрение личности
не может раз и навсегда быть связанным
с признанием какого-то одного образа
мира.
Мировоззрение личности имеет свою структуру, которая может быть представлена тремя компонентами. Прежде всего следует выделить такую его часть, какмироощущение, проявляющееся уже в раннем детстве. Второй компонент — знания (миропонимание) как система наиболее общих понятий о действительности. При этом мировоззрение будет истинным в том случае, если научными, истинными являются знания. Однако недостаточно освоить научные знания, необходимо еще верить в их истинность, т.е. иметь убеждения. Это третья структурная часть мировоззрения. Убежденностью вообще называют уверенность в истинности или ложности каких-либо представлений, мыслей, идей. Убеждения важны для осуществления любого вида деятельности.
Знания и убеждения — не одно и то же. Знания, взгляды объективно бывают либо истинными, либо ложными. Что касается убеждений, то они не бывают ни истинными, ни ложными, а только существуют или не существуют. Убеждение есть не истина, а признание или непризнание истины. Когда ложь принимается за истину, то имеет место слепая вера.
Человека, имеющего устойчивые убеждения, называют идейно убежденным. В зависимости от того, какие идеи, знания лежат в основе убеждений, различают политические, нравственные, научные убеждения, а также эстетические пристрастия. Идейная убежденность — это интегральная характеристика сознания человека, означающая его приверженность к определенной идее, исходя из которой он совершает свои поступки и руководствуясь которой живет. Идейная убежденность выражается в направленности личности, ее гражданской позиции и социальной зрелости.
Рассмотренные
принципы формирования содержания общего
образования, следствием
освоения которого становится мировоззрение
личности, позволяют вычленить критерии
отбора основ наук, изучаемых в современной
российской средней школе:
– целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;
– научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;
– соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
– соответствие объема содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;
– учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;
– соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.
Информация о работе Cодержание образования как основа базовой культуры личности