Cодержание образования как основа базовой культуры личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:37, статья

Краткое описание

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из его основных средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый срез образования, абстрагированный от технологии.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию, преимущественно, образова-тельных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также опре¬деленный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной
работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

Файлы: 1 файл

содержание образования как основа базовой культуры личности.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Cодержание образования как основа базовой культуры личности

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из его основных средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый срез образования, абстрагированный от технологии.

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию, преимущественно, образова-тельных  функций школы, содержание образования  определяется как совокупность систематизированных  знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной  
работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком  подходе в центре внимания находятся знания как духовное богатство человечества, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации индивида, вхождению человека в социум.  
С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при  знаниево-ориентированном подходе  к содержанию образования знания становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академичности, ориентации удержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

В последнее  десятилетие в свете идеи гуманизации образования все больше утверждается уже упоминавшийся выше личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания  
образования. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского.

Так, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин под содержанием  образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

В.С. Леднев считает, что содержание образования  — это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность. В этой связи оно выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и развития.

По мнению Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского, подлежащее усвоению учащимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения. Культура как “спрессованный” опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности.

Школа призвана помочь ребенку наиболее безболезненно  войти в сложный мир человеческого социума через культуру. Я. Корчак отмечал, что «ребенок в этом мире — иностранец; он не знает названия городов, направления улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его  
вопросы; уважайте его незнание». Игнорирование этого, недооценка в учебных планах и программах, курс на нивелировку детей в реальном учебном процессе не могут быть признаками современного содержания образования, которое имеет стратегической целью развитие личности, субъектности человека.

Итак, при  личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.  
Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и обеспечение возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

В соответствии со сказанным личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание  образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания.  
Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

В эпоху  Возрождения и в XVIII-XIX вв., в связи  с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности, и делаются попытки их реализации. Об этом свидетельствует «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку  предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И. Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем их вовлечения в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитиеместественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно в ходе всемирно-исторического развития идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится доминирующей, она определяет содержание современного образования.

В педагогической теории дискуссия о детерминантах  содержания образования продолжается не одно десятилетие. Такими детерминантами называются факторы, определяющие структурные компоненты содержания образования и их взаимосвязи.

Одной из ведущих  детерминант содержания образования  является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности. Общество  
делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на пользу. С помощью образования общество развивает способности личности, ибо целое может выиграть только от высокого качества своих составных частей. «Когда первой и главной целью образования становится духовное развитие  
самого индивидуума, получающего это образование, развитие, на которое он сам научился бы смотреть как на высшее благо, тогда естественно и необходимо сами собой достигаются и желательные социальные результаты» (Н.И. Кареев).

Вектором  реалистического целеобразования, отмечает Б.М. Бим-Бад, служит исторически  и социально варьируемая идеальная  модель образованного человека. Так, в Греции классической эпохи свободные граждане видели смысл образования в том, чтобы оно давало «уроки мудрости». Поиск смысла жизни, сущности человеческого бытия, морально-нравственных норм считался едва ли не главной миссией образования.

Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и 
обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Поэтому изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях — не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

Такая цель требует подходить к определению  содержания образования с позиций современной концепции человека.

Человек —  система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в  этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, как отмечает В.С. Леднев, с точки зрения структуры содержания образования, полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет рассмотрена в ее динамике.

Динамика  личности, как процесс ее становления, представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, что и составляет суть онтогенетического развития человека. Осуществляется оно в процессе деятельности. Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого субъекта. Вот почему речь должна идти об учении как развивающем виде деятельности. Его влияние на развитие личности возрастает, если оно взаимосвязано с другими видами деятельности (трудовой, игровой, общественной). П.Я. Гальперин отмечал, что всякую  
деятельность можно назвать учением, поскольку в процессе ее осуществления у субъекта формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества.

Исходя из этого, деятельность личности также  является детерминантой содержания образования. При этом оно выступает как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин тоже считают, что главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующими поколениями. В связи с этим опыт тоже является детерминантой содержания образования. Анализируя явление культуры с педагогической точки зрения, они показали, что культура — это прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный человечеством, который может быть усвоен личностью и стать ее достоянием. Общими для разнообразных видов деятельности являются следующие элементы:

– уже добытые  обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности;

– опыт осуществления  известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей его;

– опыт творческой, поисковой деятельности по решению  новых, возникающих перед обществом проблем;

– опыт отношения  к миру, друг к другу, т.е. система эмоциональной, волевой, моральной и эстетической воспитанности.

Каждая эпоха  наполняет свой опыт, свою культуру только ей свойственным содержанием.

Усвоение  первого элемента социального опыта  обеспечивает формирование картины  мира и вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Знания при этом служат инструментом всякой деятельности. Усвоение второго элемента позволяет новым  
поколениям сохранить культуру, а третьего — обеспечивает ее дальнейшее развитие, что без реализации творческой деятельности невозможно. Усвоение четвертого элемента социального опыта  
регулирует соответствие деятельности человека его потребностям и, в свою очередь, расширяет сферу этих потребностей, систему ценностей, мотивы деятельности, т. е. все проявления эмоционального отношения к деятельности, ее продуктам, к людям.

Каждый элемент  социального опыта, отмечают И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, выполняет свою специфическую, не подменяемую другими, функцию в развитии личности. Предшествующие элементы могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь, творить при разном отношении к этой деятельности. Взаимосвязь элементов социального опыта выражается и в том, что усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других элементов.

В связи  с искусственным разведением  процессов обучения и воспитания, а также учитывая относительную самостоятельность воспитательной работы, в педагогической теории предпринимались попытки определения и программирования содержания воспитания. Многие годы воспитатели руководствовались «Примерным содержанием воспитания школьников». Оно, отражая функциональный подход к воспитанию, определяло содержание работы по основным направлениям воспитания (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и др.), целью каждого из которых было формирование тех или иных качеств социального идеала.

Информация о работе Cодержание образования как основа базовой культуры личности