Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:37, статья
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из его основных средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый срез образования, абстрагированный от технологии.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию, преимущественно, образова-тельных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также опре¬деленный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной
работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
В последние
годы в образовательной практике
используется подход к определению
содержания воспитания, предложенный
Н.Е. Щурковой. Его детерминантой
выступает целенаправленно
Рассмотренные детерминанты содержания образования позволяют выделить основания для его структурирования. Представляются правомерными в этом отношении принципы, сформулированные В.С. Ледневым: двойное вхождение базисных компонентов содержания образования в систему; функциональная полнота содержания образования; дифференциация и интеграция компонентов содержания образования; преемственность содержания уровней общего образования.
Принцип двойного вхождения базисных компонентов содержания образования в систему означает, что в каждом акте педагогического взаимодействия задействованы все компоненты содержания образования: совершенствуется опыт личности, развиваются ее типологические свойства и формируются механизмы психики (познавательные процессы). В то же время всегда может быть организована специальная работа по освоению одного из компонентов содержания образования. Например, любое занятие с детьми вносит свой вклад в развитие речи школьников, но есть и специальные занятия по русскому языку; на любом уроке присутствуют элементы контроля, но есть и специальные занятия или виды деятельности детей, которые предполагают контроль знаний, и т.п.
Принцип функциональной
полноты содержания образования вытекает
из того, что всякая система, в том числе
и педагогическая, не может эффективно
функционировать или функционировать
вообще, если набор ее существенно значимых
подсистем (элементов системы) не является
функционально полным. При этом имеется
в виду и коэффициент функциональной значимости
компонентов содержания образования,
и возможность их компенсирования. Так,
исключение из учебных планов школы элементов
политехнического образования отрывает
содержание общего образования от жизни,
понижает его функциональное, практическое
значение; недооценка гуманитарных предметов
ведет к формированию технократического
мышления, исключающего из
системы ценностей человека; невнимание
к развитию творческого потенциала личности
оборачивается догматизмом, шаблонностью
мышления и деятельности и т.п.
Принцип дифференциации
и интеграции компонентов содержания
образованияпроявляется, с одной стороны,
в дроблении (дифференциации) учебных
дисциплин (например, биология — это ботаника,
зоология, анатомия и др.), а с другой —
в объединении (интеграции) в рамках
одного учебного предмета знаний из смежных
областей (например, физика, химия, биология
— это естествознание).
Принцип преемственности содержания уровней общего образования: начального, основного (неполного среднего), полного среднего, общего высшего образования. Наряду с этими уровнями можно выделить пропедевтический уровень дошкольного образования, а также послевузовского, преимущественно перманентного образования. Соблюдение этого принципа означает согласованность содержания уровней образования.
Содержание образования может быть структурировано и по основным его отраслям: общее, политехническое и специальное (профессиональное).
Содержание общего образования — это содержание базовой культуры личности, поэтому основные стороны личности являются детерминантами структуры содержания общего среднего образования.
Долгое время общее образование понималось упрощенно, лишь как звено, предшествующее профессиональному образованию и являющееся базой последнего. Введение общеобразовательных предметов в профессиональных учебных заведениях (естественно-научных и гуманитарных, в том числе физической культуры и иностранных языков) должным образом в теории содержания образования не рассматривалось.
Сегодня общее образование может быть представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой — как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной.
В последнем случае в содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественно-научный, гуманитарный, трудовой подготовки и физической культуры. Предметы естественно-научного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека. Математика вооружает формализованным языком выражения зависимостей в виде формул, чертежей, графиков. Это является действенным средством развития логического мышления учащихся.
Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведение, география, родной и иностранный языки и др.) помогают постичь законы общественного развития, социальную природу самого человека. Важная роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Они формируют эстетические и нравственные чувства, приобщают к миру прекрасного, к творчеству по законам и нормам красоты.
Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущему труженику и защитнику.
Общее образование в отечественном образовании одновременно является и политехническим. В этой связи рассмотрение последнего как самостоятельной отрасли образования — условное. Его целесообразно рассматривать как пересечение общего и профессионального. Политехническое образование связано с решением таких задач, как:
– знакомство учащихся с научными законами, лежащими в основе материального производства;
– выработка у учащихся умений применять полученные знания в различных областях производства;
– основательное овладение учащимися навыками обращения с простейшими орудиями производства;
– подготовка учащихся к общетрудовой деятельности, сознательному выбору профессии и овладению специальностью.
В решении задач политехнического образования большое значение имеет трудовое обучение, которое удачно дополняет возможности изучаемых учебных предметов. Трудовое обучение носит политехнический характер.
Общее политехническое образование служит базой для профессиональной ориентации и получения специального (профессионального) образования. Последнее представляет собой совокупность знаний, практических умений и навыков, дающих возможность заниматься определенным родом деятельности в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники и культуры.
Перед отечественной
школой не стоит задача специального
профессионального образования. Для
этой цели существует широкая сеть профессиональных
учебных заведений, дающих
начальное, среднее и высшее профессиональное
образование.
Задача школы заключается в проведении планомерной профориентационной работы, научная постановка которой включает:
– обоснованный прогноз потребностей в рабочих кадрах в регионе на длительный период;
– систему знаний о профессиях;
– методику изучения интересов и склонностей учащихся;
– технологии развития интересов и склонностей в системе политехнического образования, трудового обучения и воспитания;
– производственного обучения (в тех школах, где для этого созданы условия), внеклассной и внешкольной работы.
В педагогической
теории нашли признание принципы
формирования содержания общего
образования, разработанные В.В. Краевским.
Прежде всего, это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.
Принцип единой
содержательной и процессуальной стороны
обучения при отборе содержания
общего образования отвергает одностороннюю
предметно-научную его ориентацию. Он
предполагает учет педагогической реальности,
связанной с осуществлением конкретного
учебного процесса, вне которого не может
существовать содержание образования.
Это означает, что при проектировании
содержания общего образования необходимо
учитывать принципы и технологии его передачи
и усвоения, уровни последнего и связанные
с ним действия.
Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.
В последние
годы в связи с переходом от
знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному
образованию наметились тенденции
становления таких принципов
отбора
содержания общего образования, как гуманитаризация
и фундаментализация.
Принцип гуманитаризации
содержания общего образования связан
прежде всего с созданием условий для
активного творческого и практического
освоения школьниками общечеловеческой
культуры. Для этого гуманитарная культура
должна проникать в самую «ткань» содержания
общего образования, во все учебные предметы.
В свою очередь, это требует изменения
взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных
и естественно-научных дисциплин, в основе
которого должен
лежать поворот к личности. Речь идет о
качественной реорганизации содержания
конкретных учебных предметов (в том числе
гуманитарных), которым недостает именно
человека в его действительном (социальном
и природном, объективном и субъективном)
бытии. Особенно это относится к обществоведческим
дисциплинам.
Принцип гуманитаризации
содержания общего образования имеет
много аспектов, связанных как
с мировоззренческой
современной ситуации развития общества,
наиболее приоритетных компонентов гуманитарной
культуры (культура жизненного самоопределения;
экономическая культура и культура труда;
политическая и правовая культура; интеллектуальная,
нравственная, экологическая, художественная
и физическая культура; культура общения
и семейных отношений).
Преодолеть
дегуманизацию общего образования
позволяет принципфундаментализ
Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.
Принципы
гуманитаризации и
Когнитивный опыт личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.
Знания как
основной элемент содержания общего
образования — это результат познания
действительности, законов развития природы,
общества и мышления. В них выражается
обобщенный опыт людей, накопленный в
процессе социально-исторической практики.
Знания представляют собой отражение
свойств вещей, предметов и явлений действительности,
переработанное в
категориях человеческого опыта.
Информация о работе Cодержание образования как основа базовой культуры личности