Cамостоятельная художественная деятельность детей в процессе лепки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного.
Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей – внимание к детской творческой деятельности. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.

Оглавление

Введение.
1. Значение самостоятельной художественной деятельности детей в детском саду.
1.1Условия для самостоятельной художественной деятельности детей в группе.
1.2Косвенные методы и приемы руководства самостоятельной художественной деятельностью детей.
1.3Содержание самостоятельной художественной деятельности детей
2. Вовлечение детей в самостоятельную художественную деятельность – лепку.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по изо.doc

— 107.50 Кб (Скачать)


— подобрать литературный и музыкальный репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный им по тематике;


— продумать возможность использования детьми в часы досуга пособий, музыкальных инструментов, материалов для изобразительной практики, кукол для театрализованных игр, которые ранее использовались на занятиях;


- применять разнообразные приемы, побуждающие детей самостоятельно заниматься разными видами художественной деятельности («расскажи сказку и слепи из глины какой-либо ее персонаж», «наклей картинки музыкальных инструментов на картон — это будут карточки музыкального лото» и т. п.);


— научить детей способам самостоятельных действий, которые они смогут затем применить в своей практике;


— применять приемы, способствующие «самообучению» («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам»), развивающие детскую взаимопомощь («когда будете играть, покажи Тане, как лучше действовать куклами в кукольном театре» и т. д.).

Как уже отмечалось, праздники оказывают большое влияние на развитие самостоятельной деятельности детей, что отражается в сюжетно-ролевых играх. Это значение праздников может быть усилено, если использовать некоторые организационные формы. Прежде всего непосредственно после праздника можно создать ситуацию, напоминающую обстановку недавнего торжества: внести детали праздничного оформления помещения, раздать детям элементы костюмов литературных героев, животных, сказочных персонажей и т. п. Как правило, дети тут же стараются вспомнить отдельные выступления, игры, пытаются их воспроизвести.

Появляются и организаторы, которые объединяют вокруг себя своих сверстников, увлекают их игрой. Однако в этих условиях самостоятельная деятельность проявляется все же односторонне и чаще всего связана с обыгрыванием предложенных детям атрибутов.

Более эффективна другая форма: на самих праздниках и во время развлечений детям дают возможность действовать совершенно самостоятельно. Например, можно неожиданно предложить аккомпанировать на ударных инструментах во время плясок других. Или же, разделив ребят на небольшие подгруппы, предложить им поочередно танцевать, придумывая свои движения. Подобные самостоятельные проявления в процессе развлечений и праздников позволяют детям уже по собственной инициативе организовать такие действия. Поэтому так важно при составлении сценариев праздников, зрелищ, вечеров досуга находить способы, помогающие каждому ребенку действовать самостоятельно.

И наконец, воспитатель может предложить поиграть в праздник. Как известно, праздники и развлечения представляют собой своеобразную композицию различных художественных выступлений, игр, зрелищ. Они подчиняются общей идее, объединены театрализованным замыслом, динамичны, в них есть кульминационный момент. Праздник частично оформляется в виде концерта, на котором поочередно исполняются песни, танцы, стихи. Что же отражают дети в игре, сюжет которой подсказан воспитателем, но подробности, которой не оговорены?


        Четырех-пятилетние способны воспроизвести лишь отдельные эпизоды праздников и развлечений. Увидев детали различных костюмов, они обычно разглядывают их, надевают, иногда начинают напевать, приплясывать. Но затем эта игра довольно быстро прекращается. Ассоциации, возникшие в связи с использованием праздничных атрибутов, угасают, и ребенок переходит к другим играм.

Дети пяти — семи лет вспоминают почти весь ход праздника. Они пытаются оценить обстановку, в которой им предстоит действовать. Так, после новогоднего праздника, рассматривая элементы костюмов, оформления помещения, они отмечают, что костюмы персонажей представлены не полностью, что елка не такая, как была на празднике (например, синтетическая, сделанная из серебристой «хвои»), и т. п. Их самостоятельные действия, так же как и в средней группе, лучше проявляются в игровой ситуации, чем при исполнении литературного и музыкального репертуара. Однако некоторые способны самостоятельно, достаточно выразительно исполнять стихи, танцевать. При этом меняется отношение к исполнительской деятельности — дети начинают чувствовать ее эстетическое назначение. Между ними возникают более сложные взаимоотношения, вызванные распределением ролей, тем или иным решением общих замыслов, которые энергично оспариваются или столь же активно поддерживаются.

Несмотря на то, что игра в праздник происходит чаще по предложению воспитателя, дети действуют творчески. Они оформляют костюмы, распределяют роли, развертывают сюжет праздника, вносят в него изменения, предлагая исполнить свои любимые песни, танцы, стихи.
Руководство воспитателя носит косвенный характер. Чаще всего он подает короткие реплики, привлекающие внимание детей к чему-то интересному, направляющие действия ребенка, регулирующие его поведение. Предложение «поиграем в праздник» фактически не содержит определенных указаний. Поэтому во время игры особенно ярко проявляются индивидуальные склонности каждого, их взаимоотношения друг с другом. Воспитатель же должен наблюдать за детьми, изучать их художественные интересы, поддерживать и развивать их. Осуществляя руководство, педагог создает доброжелательную атмосферу, побуждает детей к непринужденному общению друг с другом. Воспитатель — активный участник театрализованных действий детей. Это участие проявляется не только в исполнении некоторых песен, стихов, он воссоздает в воображении детей обстановку недавно прошедшего праздника, напоминает о тех событиях, которые имели место на утреннике, поощряет коллективные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Содержание самостоятельной художественной деятельности детей.


       В программе воспитания, в разделе «Игра и организация жизни детей», начиная со средней группы, специально выделена самостоятельная художественная деятельность. Ее содержание направлено на развитие творческих способностей, активизацию детей. По своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.


       В младшем дошкольном возрасте возникают простейшие формы самостоятельной деятельности; например, малыши самостоятельно рассматривают иллюстрации в книгах, рисуют по собственному желанию на доске цветными мелками, палочкой на снегу и на песке во время прогулки. Но еще нельзя говорить о развернутом характере этой деятельности, которая наблюдается у старших дошкольников.

Уже в средней группе можно предлагать детям лепку в свободное от занятий время, так как у ребят накопились необходимые навыки в работе с глиной. Если на занятиях дети пользовались глиной, то и в свободное время лучше предлагать этот же материал. Нужно только следить, чтобы они не разбрасывали глину по столу, не роняли ее на пол, т.е. были элементарно аккуратны во время работы.

С первых самостоятельных занятий можно объединить ребят в небольшую подгруппу, дать им общее задание. Например, предложить вылепить угощение для кукол – торт, конфеты и украсить их налепами из шариков и валиков, или сделать красивую посуду. Чтобы привлечь детей к подобным занятиям, воспитатель сам лепит вместе с ребятами, которые с интересом наблюдают, как в руках педагога получаются красивые вещи. Почти у каждого ребенка появляется желание самому сделать такое же красивое изделие. При этом воспитателю достаточно наблюдать за их работой. 


       Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование, лепка, рассказывание и т. д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла. В связи с этим самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек, оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию. В таких случаях они выступают и как авторы замысла и как исполнители.


       Содержание самостоятельной художественной деятельности во многом зависит от тематики заданий, содержания занятий. Если ребенок с удовольствием лепит во время коллективных занятий, то в своей самостоятельной деятельности он часто возвращается к этим же темам, как бы утверждаясь в том, что уже освоил на изобразительных занятиях.


      Занимаясь самостоятельно, дети проявляют свои склонности: одни по собственной инициативе выбирают необходимый материал (пластилин, глину), другие действуют, подражая своим товарищам.


      Воспитатель не оставляет без внимания работы детей, радуется вместе с ними, например результатам лепки, делает некоторые указания. Он просит детей встать и рассмотреть лепку с разных позиций (спереди, сбоку, сзади). Поворачивая фигурку, ребенок замечает характер силуэта.


      Некоторые дети лепят за столиком - пятилистником, за мольбертом. Чтобы они не переутомлялись, воспитатель предлагает им выполнить сначала какую-либо часть композиции. Продолжать такую работу можно в течение нескольких дней.


       Предлагать детям возможно различные материалы для лепки – на вкус и предпочтение детей. Но все они должны присутствовать в уголке постоянно.

      Из нашей контрольной работы можно сделать определенный вывод, а именно — значение самостоятельной деятельности в процессе лепки у дошкольников огромно.
 

      В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность лепкой в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. В зависимости от того, какие знания дети получали на занятиях, строится замысел их работ. Чем шире и глубиннее их знания, тем разнообразнее и интереснее их работы. Поэтому роль самостоятельной деятельности детей в процессе лепки огромна, незаменима и неоценима.

 

 

 

2.      Вовлечение детей в самостоятельную художественную деятельность – лепку.


        Вне занятий происходит перенос способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.


         С первых самостоятельных занятий можно объединить ребят в небольшую подгруппу, дать им общее задание. Например, предложить вылепить угощение для кукол – торт, конфеты и как-либо их украсить – по желанию. Чтобы привлечь детей к подобным занятиям, воспитатель сам лепит вместе с ребятами, которые с интересом наблюдают, как в руках педагога получаются красивые предметы. Почти у каждого ребенка возникает желание сделать такое же красивое изделие.


       Детям можно предложить вылепить красивых птиц, предварительно рассказав о пернатых, затем расставить вылепленных птиц на зеленой бархатной бумаге, изображающей лужок. Работы детей можно на некоторое время поместить в интерьер, тем самым украсив группу.


      Дети старшей группы достаточно хорошо знакомы со способами лепки, умеют пользоваться стекой и ангобом, знают весь процесс изготовления поделки. Все это ведет к тому, что у ребенка возникает творческое настроение, под влиянием которого он может осуществить свои замыслы. Этот процесс необходимо развивать и стимулировать. Например, воспитатель ставит на стол силуэты березок, а около них фигурку, изображающую танцовщицу в русском сарафане и кокошнике. Дети, заинтересованные новой композицией, подходят и все вместе рассматривают предмет. «Очень жаль, - говорит педагог, - что у нас только одна скульптура, а то можно было бы устроить целый хоровод около березок». Так он подводит ребят к тому, что они сами могут вылепить танцующие фигуры и дополнить ими композицию.


        Своеобразной проблемной ситуацией для самостоятельной лепки может быть предстоящая игра в «магазин игрушек», когда дети делают фигурки для «продажи». Воспитатель вместе с детьми готовит полки для игрушек, вывеску, отбирает игрушки, предлагает дополнить ассортимент «магазина игрушек» вылепленными фигурками. Игрушка вручается покупателю, давшему полное описание покупаемой игрушки. Игра протекает по тем правилам, которые дети усвоили во время игры под руководством воспитателя. Иногда дети меняют правила игры, например, приходя «в магазин », с куклами покупают не одну игрушку, а больше, лишая того кто не сумел дать полного описания игрушки. Взрослый не должен мешать, детям совершенствовать правила игры, но следует оказать помощь при необходимости, если возникают конфликты.



         Почти все дети любят лепить посуду и в свободное от занятий время могут сделать множество разных сосудов, например чашки, сахарницы или вылепить сервиз для кукол. Можно создать проблемную ситуацию с приходом гостей к куклам. («У них же нет праздничного сервиза! Что делать?).

Для игры «в музей» или «выставку игрушек» нужно иметь наборы фигурок, подставку для их установки, входные билеты, указку, которая вручается экскурсоводу. Чаще всего дети сами устраивают такую выставку, если у них есть интерес к фигуркам.

Летом дети основное время проводят на воздухе. В игровой обстановке они могут создавать предметы под впечатлением увиденных растений и насекомых, но для этого нужно привить детям наблюдательность и создать условия для лепки на участке.

Во время наблюдений педагог привлекает внимание детей на красивую форму листьев, цветов, на жучков и бабочек и напоминает, что все это можно не только нарисовать, но и слепить. Все вместе вспоминают о том, как лепили глиняные пластины и украшали их орнаментами из листьев и цветов. Материалы для лепки, беседа с воспитателем помогают детям развернуть самостоятельную творческую работу. Увидев, что ребенок лепит бабочку или жука, воспитатель может спросить его: «А для чего ты лепишь бабочку? Наверное, ее можно будет повесить потом на стену как украшение?» Ребенок доволен: его работу увидят все, и он старается делать ее аккуратной и красивой.

Информация о работе Cамостоятельная художественная деятельность детей в процессе лепки