Cамостоятельная художественная деятельность детей в процессе лепки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного.
Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей – внимание к детской творческой деятельности. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.

Оглавление

Введение.
1. Значение самостоятельной художественной деятельности детей в детском саду.
1.1Условия для самостоятельной художественной деятельности детей в группе.
1.2Косвенные методы и приемы руководства самостоятельной художественной деятельностью детей.
1.3Содержание самостоятельной художественной деятельности детей
2. Вовлечение детей в самостоятельную художественную деятельность – лепку.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по изо.doc

— 107.50 Кб (Скачать)


     Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Коми государственный педагогический институт

Факультет «Педагогики и методики начального образования»

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

(заочное отделение)

 

 

Контрольная работа

по Теории и методике детского изобразительного творчества

тема: Самостоятельная художественная деятельность дошкольников в процессе лепки

 

 

 

 

 

 

выполнила: Русанова А. И.

студентка 4 курса

проверила: Сибиркина Е.Н.

« » ____________ 2012г.

 

 

Сыктывкар, 2012

Содержание.

      Введение.

1.      Значение самостоятельной художественной деятельности детей в детском саду.

     1.1Условия для самостоятельной художественной деятельности детей в группе.

     1.2Косвенные методы и приемы руководства самостоятельной художественной деятельностью детей.

     1.3Содержание самостоятельной художественной деятельности детей

2.      Вовлечение детей в самостоятельную художественную деятельность – лепку.

Заключение.

     Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного.

 

Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей – внимание к детской творческой деятельности. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.

 

      В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.


      Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение самостоятельной художественной деятельности детей в детском саду.

 


      Изобразительная деятельность ребенка, а именно — лепка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.


       Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в умении детей на занятиях лепкой, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

 

Процесс обучения лепке должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.


      Занятия лепкой у дошкольников как вид художественной деятельности должны носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.


        Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию — те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.


      В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность в лепке доступна уже детям дошкольного возраста. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых. Дошкольник, так же как и художник, в процессе лепки идет от замысла, который основан на его опыте, и включает в себя возникновение темы, поиски средств ее выражения. Наблюдения за лепкой дошкольников говорят о том, что их замыслы возникают или в связи с заданием взрослого, или непосредственно под воздействием какого-либо образа, материала. Следовательно, первым этапом в творчестве ребенка, как и взрослого, является возникновение замысла — темы на основе восприятия окружающей действительности. Но предварительные поиски художественных средств, планирование работы, обдумывание для творчества ребенка не характерны. Выбрав тему для лепки, ребенок тут же приступает к ее реализации. В процессе выполнения он размышляет о содержании своей работы, о том, как ее выполнить, с помощью каких средств, т. е. все те вопросы, которые художник в основном обдумывает заранее, ребенок решает в процессе работы.


        Тот период творчества художника, который связан с определением всего хода работы и протекает до реализации замысла, у ребенка дошкольного возраста по времени совпадает с моментом его реализации. Эта своеобразная черта детского творчества объясняется недостаточной способностью детей к анализу и синтезу, неумением заранее планировать свою работу. Для осуществления замысла нужно уметь из всей суммы представлений отобрать самые характерные, мысленно представить себе создаваемый образ, выбрать изобразительные и технические средства. Все эти действия требуют развитых процессов мышления, формирование которых происходит посредством многих методов и приемов, в числе которых – самостоятельная художественная деятельность.


       Творчество — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение - изображение новых (или реконструкция старых) машин, отыскивание способов получения новых сортов растений или пород животных, открытие новых закономерностей в науке, создание произведений искусства, литературы и т. п. Творчество проявляется в различных областях науки, техники и искусства. Элементы творческого воображения проявляются на занятиях лепкой, если перед детьми раскрывается возможность самостоятельно планировать свою деятельность и отбирать приемы как изобразительного, так и технического порядка. Творческое воображение ребенка проявляется обычно в придумывании для изображаемых героев новых деталей одежды или добавлении таких предметов, как корзинка, палка, лопата и др., а также в решении различных композиций. Чтобы подвести дошкольника к самостоятельному замыслу, воспитатель должен знать возможности развития произвольного воображения и руководить ребенком, направляя его к планомерной творческой работе. На каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка. Перечисленные задачи должны направить деятельность воспитателей на развитие у детей умения создавать выразительный образ, осуществлять поиск формы, пропорций, дополнительных деталей, углубляющих тему, т. е. поиск выразительных средств, приемов лепки, а также умения планировать свою работу. Ребенок должен овладеть способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность. Следовательно, воспитатель должен создавать такую обстановку, отобрать такие обучающие приемы и творческие задания, которые дадут детям возможность овладеть комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для создания образа в лепке. Обучение, организованное воспитателем, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе занятий по лепке; кроме того, оно должно проводиться в системе, чтобы обеспечить планомерность усвоения знаний. Задания творческого характера должны быть разнообразными и находиться в определенном соотношении с задачами обучения, на что указывала в свое время Е. А. Флерина. Соотношение творческих заданий и задач обучающего характера зависит от возраста и уровня развития детей. На формирование зрительных образов влияет не только память, но и процессы мышления, без участия которых восприятие действительности не может быть переработано в зрительные образы. Развитие процессов мышления постепенно делает ребенка способным к выразительному и планомерному изображению предметов. Для того чтобы полнее и ярче изобразить предмет, ребенок должен иметь сформированный зрительный образ, а для этого в свою очередь он должен яснее представить связи и взаимодействие частей предмета. Говоря о развитии у детей процессов мышления, нельзя забывать о том, что ребенку еще трудно в момент лепки представить предмет в целом, со всеми его частями, что ведет к конструктивному подходу в изображении предметов. Как правило, скульптуры даже семилетних детей часто бывают конструктивны. Все дело в том, что ребенку трудно самостоятельно вылепить предмет из целого куска, так как в процессе изображения предметов дети идут от анализа, перечисления частей предмета к их несложному объединению в каком-то конкретном образе. Однако при последовательном обучении дети старшего дошкольного возраста успешно справляются с задачей лепки из целого куска, создавая устойчивые пропорциональные, пластические фигуры. Большую роль в детском творчестве, как и в творчестве художника, играет воображение. Известно, что зачатки его у ребенка появляются еще в преддошкольном возрасте. Постепенно в процессе обучения, слушания сказок, рассматривания иллюстраций ребенок перед лепкой способен представить то, что не входит в круг предметов, которые он воспринимает непосредственно. Сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесного воздействия взрослых, а позднее они могут обусловливаться самостоятельным замыслом ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Создание условий для самостоятельной художественной деятельности в группе.

 

Занятия лепкой у дошкольников как вид художественной деятельности должны носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Организация пространства в групповой комнате для хранения пособий зависит от вида деятельности, которую выбирают дети в соответствии со своими интересами. Важно учитывать также и возрастные особенности детей. Это находит отражение в оформлении зон и в отборе художественных материалов и пособий. Оформлению зон в средней группе придается игровой характер. Например, игрушечный мишка держит в своих лапах металлофон, треугольники развешаны на ветках елки. Такое оформление носит подчас сказочный характер, радует и забавляет ребенка. Чем старше дети, тем более дифференцированный характер приобретает их деятельность и тем сильнее с помощью оформления подчеркивается назначение и педагогические функции данной зоны. Например, в подготовительной к школе группе можно устроить «библиотеку», где, кроме полочек с книгами, поставить уютную удобную мебель, чтобы дети могли сами делать там книжки-малютки. В зоне для музыкальной деятельности можно повесить портреты композиторов, фотоснимки.
 

Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются. Когда из различных лоскутков, дощечек, ниток, бумаги ребенок делает лодочку с парусом или домик для поросят по сказке «Три поросенка», то он обогащает свою фантазию, свои творческие замыслы. Немало есть готовых игрушек, книжек, пособий, а также и различных технических средств, которые помогают каждому выразить свои впечатления, переживания, применить умения. Следует отметить, что каждый вид художественной деятельности (театрализованная, музыкальная, художественно-речевая, изобразительная) требует соответствующего оборудования. Его можно распределить на две группы в зависимости от того, как дети им пользуются — самостоятельно или с помощью воспитателя. К пособиям первой группы, которыми дети пользуются с помощью воспитателя, относятся печатные (книжки-игрушки, наглядные таблицы и т. д.), аудиовизуальные (диафильмы, диапозитивы, грампластинки, магнитные записи и т. д.), объемные (гербарии, макеты, муляжи и т. д.). Сюда же относятся технические средства (радио, телевизор) и подсобные предметы (ширмы, экраны, мольберты). Пособиями второй группы дети пользуются самостоятельно. Это различные настольно-печатные игры, художественные игрушки, детские музыкальные инструменты, комплекты различных видов кукольного театра, материалы для рисования, лепки, декоративного творчества. Но недостаточно только организовать предметно-пространственную среду. Нужно научить ребенка применять различные пособия в своей творческой игровой деятельности. На занятиях, во время игр и развлечений надо постепенно давать детям различные материалы, музыкальные инструменты, игрушки и т. д., чтобы под руководством воспитателя они осваивали их. Для обогащения декоративной деятельности также используются разнообразные материалы: керамические плитки, пастельные мелки, темперные краски, белила и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Косвенные методы и приемы руководства самостоятельной художественной деятельностью детей.

 

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Прежде всего, обучение на художественных занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать. Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце. Следующее условие — предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной игровой деятельности детей. И последнее — тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома. Методические приемы, которые применяются при обучении, многообразны. Они характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к художественному опыту, обучающего его знаниям, умениям. Необходимо учитывать и активность ребенка, который также должен овладеть соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой — способы учения, которыми овладевает ребенок. В более раннем возрасте или при ознакомлении с новым материалом воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог использует объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробные объяснения применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца, певческой интонации, произнесению слов, звуков и т. д. Метод формирования способов самостоятельных действий применяется тогда, когда ребенок сам находит необходимый прием исполнения, создает новый, свой вариант исполнения. Действуя самостоятельно, он творчески использует то, что ранее было в его опыте; следуя примеру, ищет наиболее подходящие приемы, в какой-то степени анализируя свои действия. Например, одному из детей предлагают сказать, что нужно сделать, чтобы исполнение песни было праздничным. Он тут же отвечает: «Надо петь весело, радостно, чтобы все узнали про праздник». Или другой пример. Мальчика просят подумать, как нарисовать дремучий лес. «Деревья должны стоять тесно, ветки на них густые, все окрашено в темно-зеленый цвет»,— говорит он. Детей приучают к тому, что при воплощении любого замысла необходимо соблюдать определенную последовательность действий. На занятиях можно показать, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом смотрят картинки и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Таким образом, дети убеждаются в вариативности приемов воплощения одного замысла, начинают понимать преемственные связи между занятиями по развитию художественной речи и рисованием. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Иногда ребятам предлагают придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это может послужить толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани. Итак, чтобы занятия оказывали наиболее сильное влияние на развитие самостоятельной детской деятельности, воспитатель должен:

Информация о работе Cамостоятельная художественная деятельность детей в процессе лепки