Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении
Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 21:09, курсовая работа
Краткое описание
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Оглавление
Введение Глава 1. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 1.1 Актуальность проблемы адаптации 1.2 Особенности детей раннего возраста (нервно-психического, нервно- физического развития, особенности познания, особенности общения) 1.3 Виды адаптации детей раннего возраста 1.4 Формы и способы адаптации детей раннего возраста 1.5 Организация условий для адаптации детей раннего возраста Заключение Список литературы
Мебель лучше разместить таким
образом, чтобы она образовала маленькие
комнатки, в которых дети будут чувствовать
себя комфортно. Хорошо, если в группе
будет небольшой “домик”, где ребенок
может побыть один, поиграть или отдохнуть.
Сделать такой “домик” можно, например,
из детской кроватки, обтянув красивой
тканью и вынув из нее нижнюю доску.
Желательно рядом с “домиком”
разместить живой уголок. Растения и вообще
зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное
состояние человека.
В группе необходим и спортивный
уголок, который удовлетворял бы потребность
детей 2—3 лет в движении. Уголок следует
оформить так, чтобы у ребенка появилось
желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью
настолько, чтобы выразить четко свои
чувства и эмоции. Невыраженные эмоции
(особенно негативные) накапливаются и
в конце концов прорываются слезами, которые
со стороны выглядят непонятными, потому
что никаких внешних причин для такого
проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили,
что изобразительная деятельность для
ребенка не столько художественно-эстетическое
действо, сколько возможность выплеснуть
на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества
со свободным доступом детей к карандашам
и бумаге поможет решить эту проблему
в любое время, как только у малыша возникнет
потребность выразить себя. Особое удовольствие
доставляет детям рисование фломастерами-маркерами,
оставляющими толстые линии, на прикрепленном
к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на
детей игры с песком и водой. Такие игры
имеют большие развивающие возможности,
но в период адаптации главным является
их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать
на улице. В осенне-зимнее время желательно
иметь уголок песка и воды в помещении.
Для разнообразных и увлекательных игр
используются небьющиеся сосуды разной
конфигурации и объема, ложки, сита, воронки,
формочки, резиновые трубочки. Дети могут
купать в воде резиновых кукол, набирать
в резиновые игрушки воду и выталкивать
ее струей, пускать по воде кораблики и
т. д.
По мере привыкания к новым
условиям у детей сначала восстанавливается
аппетит, труднее нормализуется сон (от
2 недель до 2—3 месяцев).
Проблемы со сном вызваны не
только внутренним напряжением, но и окружающей
обстановкой, отличной от домашней. Ребенок
чувствует себя неуютно в большой комнате.
Такая простая вещь, как прикроватная
занавеска, может решить ряд проблем: создать
ощущение психологического комфорта,
защищенности, придать спальне более уютный
вид, а главное, эта занавеска, которую
сшила и повесила мама, становится для
него символом и частичкой дома, как и
любимая игрушка, с которой он ложится
спать.
Необходимо всячески удовлетворять
чрезвычайно острую в период адаптации
потребность детей в эмоциональном контакте
со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком,
периодическое пребывание малыша на руках
взрослого дают ему чувство защищенности,
помогают быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны
к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все
время была рядом. Поэтому очень хорошо
иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями
всех детей группы и родителей. В этом
случае малыш в любой момент сможет увидеть
своих близких и уже не так тосковать вдали
от дома [11, c. 35-36].
2. Работа с родителями, которую желательно начать
еще до поступления ребенка в детский
сад. Необходимое условие успешной адаптации
согласованность действий родителей и
воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском
саду.
Целесообразно рекомендовать
родителям в первые дни приводить ребенка
только на прогулку — так ему проще познакомиться
с воспитателями и другими детьми. Причем
желательно приводить малыша не только
на утреннюю, но и на вечернюю прогулку,
когда можно обратить его внимание на
то, как мамы и папы приходят за детьми,
как они радостно встречаются. В первые
дни стоит приводить ребенка в группу
позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем
слез и отрицательных эмоций других детей
при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить
прежде всего взрослых: пригласить их
осмотреть групповые помещения, показать
шкафчик, кровать, игрушки, рассказать,
чем ребенок будет заниматься, во что играть,
познакомить с режимом дня, вместе обсудить,
как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны
внимательно прислушиваться к советам
педагога, принимать к сведению его консультации,
наблюдения и пожелания. Если ребенок
видит хорошие, доброжелательные отношения
между своими родителями и воспитателями,
он гораздо быстрее адаптируется в новой
обстановке [9, c. 68-70].
3. Формирование
у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного
периода — помочь ребенку как можно быстрее
и безболезненнее освоиться в новой ситуации,
почувствовать себя увереннее, хозяином
ситуации. А уверенным малыш будет, если
узнает и поймет, что за люди его окружают;
в каком помещении он живет и т.д. Решению
этой задачи, начиная с первого дня пребывания
в саду, посвящается все первое полугодие
(до января).
Для формирования чувства уверенности
в окружающем необходимо:
знакомство, сближение детей
между собой;
знакомство с воспитателями,
установление открытых, доверительных
отношений между воспитателями и детьми;
знакомство с группой (игровая,
спальная и др. комнаты);
знакомство с детским садом
(музыкальный зал, медкабинет и др.);
знакомство с педагогами и персоналом
детского сада;
Правило 1. Первое, и самое важное,
правило — добровольность участия в игре.
Необходимо добиться того, чтобы ребенок
захотел принять участие в предложенной
игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше
чувство протеста, негативизма, а в этом
случае эффекта от игры ожидать не стоит.
Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись,
ребенок сам включается в игру. Для того
чтобы игра действительно увлекала детей
и лично затронула каждого из них, необходимо
выполнять
Правило 2. Взрослый должен стать
непосредственным участником игры. Своими
действиями, эмоциональным общением с
детьми он вовлекает их в игровую деятельность,
делает ее важной и значимой для них. Он
становится как бы центром притяжения
в игре. Это особенно важно на первых этапах
знакомства с новой игрой. В то же время
взрослый организовывает и направляет
игру. Таким образом, второе правило заключается
в том, что взрослый совмещает две роли
— участника и организатора. Причем совмещать
эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторение
игр, которое является необходимым условием
развивающего эффекта. Воспитанники по-разному
и в разном темпе принимают и усваивают
новое. Систематически участвуя в той
или иной игре, дети начинают понимать
ее содержание, лучше выполнять условия,
которые создают игры для освоения и применения
нового опыта. А чтобы при повторении игра
не надоела, необходимо выполнять
Правило 4. Наглядный материал
(определенные игрушки, различные предметы
и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать
в обычный, всегда доступный. Во-первых,
так он дольше сохранится, а во-вторых,
этот материал долго останется для детей
необычным.
Правило 5. Взрослый не должен
оценивать действия ребенка: слова типа
«Неверно, не так» или «Молодец, правильно»
в данном случае не используются. Дайте
ребенку возможность проявить, выразить
себя, не загоняйте его в свои, даже самые
лучшие, рамки. Он по-своему видит мир,
у него есть свой взгляд на вещи, помогите
ему выразить все это! [12, c. 103-105]
В каком бы возрасте ребенок
не пришел впервые в детский сад, для него
это сильное стрессовое переживание, которое
необходимо смягчить.
Заключение
Процесс перехода ребенка из
семьи в детское дошкольное учреждение
сложен и для самого малыша и для родителей.
Ребенку предстоит приспособиться к совершенно
иным условиям, чем те, к которым он привык
в семье. А это совсем не просто. Возникает
необходимость преодоления психологических
преград. Выявлены три наиболее существенные
проблемы, с которыми малыши приходят
из дома в ДОУ. Они заключаются в следующем:
Первая проблема - у детей, поступающих
в детский сад, довольно низок уровень
нервно-психического развития. Это связано
как с особенностями воспитания в семье,
так и с биологическими факторами (течение
беременности, родов). Наибольшая задержка
проявляется в навыках активной речи,
в сенсорном развитии, что отрицательно
влияет на дальнейшее становление маленького
человека. В дошкольном возрасте отмечается
замедленное развитие мышления и речи,
внимания и памяти, выявляются невысокие
показатели интеллектуальной готовности
к школе.
Вторая проблема связана с различными
отклонениями в поведении детей. Она касается
сна, аппетита малышей, гипервозбудимых
или малоэмоциональных, неконтактных
детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза,
тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель
имел возможность познакомиться с каждым
ребенком, узнать его особенности развития
и поведения.
Целенаправленная подготовка
родителей и воспитателей дает свои положительные
результаты даже при тяжелой адаптации
облегчает его привыкание к новым условиям.
Прежде всего это:
1.Положительно-эмоциональное
отношение к ребенку (ласковое
общение)
2.Удовлетворение его потребностей
физиологических и познавательных.
3. Индивидуальный подход
к ребенку.
4.Максимальное приближение
условий детского сада к домашним.
Объективными показателями
окончанием адаптационного периода являются:
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное
состояние;
- полное восстановление
имеющихся навыков;
- активное поведение и
соответствующая прибавка в весе
по возрасту.
Воспитатели информируют родителей
о протекании адаптации, чтобы снять тревогу
за малыша, используя в работе адаптационные
развиваю игры, а также при необходимости
консультируется со специалистами ДОУ.
Список литературы
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова
Е. Социализация и адаптация детей раннего
возраста / Ребенок в детском саду. – 2003.
– № 5. – с.49 – 53;
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова
Е. Социализация и адаптация детей раннего
возраста / Ребенок в детском саду. – 2003.
– № 6 – с.46 –51.
3. Баркан А. И. Практическая
психология для родителей, или как научиться
понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС,
2007. – 417 с.
4. Варпаховская О. “Зеленая
дверца”:первые шаги в общество/ Ребенок
в детском саду. – 2005. 1. – с.30 – 35.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской
психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
6. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные
группы в ДОУ: Методическое пособие –
М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
7. Диагностика в детском саду.
Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной
Г.Д. – Ростов – на Дону, Феникс , 2004. –
275 с.
8. Заводчикова О. Г. Адаптация
ребенка в детском саду : взаимодействие
дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие
для воспитателей / О. Г. Заводчикова. —
М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
9. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая
помощь родителям в подготовке малыша
к посещению детского сада / Дошкольное
воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
10. Кирюхина, Н. В. Организация
и содержание работы по адаптации детей
в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. —
М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
11. Костина В. Новые подходы
к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное
воспитание. 2006. – № 1 – c.34 – 37.
12. Луговская А., Кравцова М.М.,
Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник
для родителей. М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
13. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы
маленького ребенка - С-Петербург. – М.:
Речь , 2002. 238 с.
14. Морозова Е. Группа кратковременного
пребывания : мой первый опыт сотрудничества
с родителями / Дошкольное воспитание.
– 2002. – № 11. –с.10 – 14.
15. Немов Р.С. Психология. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. 2:
Психология образования. – 608 с.
16. Обухова Л.Ф. Детская психология.
– М.: Владос, 2007. – 530 с.
17. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б.,
Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное
развитие – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 415
с.
18. Павлова Л. Раннее детство,
семья или общество? / Обруч. – 2007. – №
2. – С. 7-10 .
19. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку
в период адаптации / Дошкольное воспитание.
– 2003. 2. – С. 5-7
20. Роньжина А.С. Занятия психолога
с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к
дошкольному учреждению М.: Книголюб, 2003.
– 350 с.
21. Севостьянова Е.О. Дружная
семейка – М.: ТЦ Сфера , 2006. – 235 с.
22. Семенака С.И. Социально-психологическая
адаптация ребенка в обществе – М.: АРКТИ,
2006. 275 с.