Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
1.1 Актуальность проблемы адаптации
1.2 Особенности детей раннего возраста (нервно-психического, нервно- физического развития, особенности познания, особенности общения)
1.3 Виды адаптации детей раннего возраста
1.4 Формы и способы адаптации детей раннего возраста
1.5 Организация условий для адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

котр22.docx

— 63.67 Кб (Скачать)

Семантическая функция – это приобретаемая ребенком на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое при помощи органов чувств событие с помощью символов, или знаков, т.е. указателей, отделенных от обозначаемых ими предметов или явлений. С семиотической функцией связаны символические игры, умственные образы и рисунки, подражание и моделирование действительности.

Переход от признаков к символам и знакам определенно связан с развитием подражания, которое на сенсомоторном уровне является способом представления кого-либо или чего-либо посредством реальных имитационных действий. Образы предметов в данном контексте выступают как их внутренняя, психологическая имитация. В свою очередь, они являются основой для межчеловеческого общения и приобретения речи [15, c. 80-83].

Подвижность нервных процессов у детей в этом возрасте невелика, что усугубляет трудности в перестройке восприятия окружающего.

Примерно после 7 месяцев у детей появляется страх при появлении незнакомых взрослых.

На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих взрослых.

В полтора года более характерным будет не страх, а настороженное ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве - обычно до двух – двух с половиной лет.

Оптимальный вариант приема детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее.

Кроме этого существуют половые различия в возрастном диапазоне. Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек. Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют привязанность к ней.

У мальчиков более благоприятный для адаптации к детскому саду возраст составляет 2,5 - 3,5 года.

Не рекомендуется отдавать ребенка в детское учреждение в кризисные моменты, в эти периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства, изменение поведения ребенка, что может усугубить процесс адаптации [8, c. 43].

По уровню развития общения детей можно разделить на три группы:

1 группа – это дети, у которых преобладает потребность  в общении только с близкими  взрослыми, они ожидают от них  только внимания, ласки, доброты, сведений  об окружающем. Такие дети, глубоко  переживают расставание с близкими. Опыта общения с посторонними  они не имеют, не готовы вступать  с ними в контакт. У данных  детей в поведении довольно  долго сохраняются беспокойство  и плаксивость.

2 группа – это дети, у которых сформировалась потребность  в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не  являющимися членами семьи. Такие  дети, пока воспитатель рядом  спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится  от них на расстоянии Детям  данной группы в период привыкания  свойственно неуравновешенное эмоциональное  состояние.

3 группа – дети, испытывающие  потребность в активных самостоятельных  действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную  самостоятельную деятельность или  в сюжетно-ролевую игру, устанавливают  положительные взаимоотношения  с взрослыми и сверстниками. Играют  часто самостоятельно.

При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно условно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми) Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе.

 

 Относительной нормой, уровня социализации ребенка конца первого года жизни, является положительное эмоциональное обращение со всеми окружающими его близкими людьми.

На 2 году жизни нормой является желание ребенка общаться не только с близкими, но и с другими взрослыми.

На 3 году у детей постепенно формируется умение общаться как с взрослыми, так и со сверстниками [5, c. 33-35].

Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.

Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы.

В противоположность легковозбудимым есть дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. При работе воспитателя с такими детьми важно проявить выдержку и терпение. В первые дни воспитателям не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время в освоении нового пространства. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к осложнениям, к затруднениям в адаптации.

Особого внимания требуют дети с ослабленным типом нервной системы. Они очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать этих детей, помогать им в освоении нового.

Холерики и флегматики сложнее адаптируются к дошкольному учреждению, чем более уравновешенные и в меру медлительные сангвиники. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения, но труднее всего приходится медлительным детям: они не успевают за общим темпом еды, сна, одевания.

У любого ребенка изменение условий жизни, привыкание к новой среде и приспособления к ее условиям, вызывает стресс, напряжение.

Данное напряжение проявляется, главным образом, на психо-эмоциональном и физиологическом уровне ребенка. Существует ряд показателей, информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу [17, c. 135-137].

На физиологическом уровне основными показателями привыкания к детскому саду являются состояние здоровья, сон, аппетит. На психоэмоциональном уровне: эмоции, поведение и социальные контакты.

Отрицательные эмоции то подавленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе». Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач - от хныканья до постоянного. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает новичков, пришедших в группу.

Страх: во всем скрытая угроза : от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобы забрать домой... Родительские переживания особенностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.

Гнев и рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке - «пороховая бочка».

Положительные эмоции: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминирование их, возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех - главные «лекарства» и противовес всем отрицательным эмоциям.

Социальные контакты: на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», что,однако, является инициативой мнимой - выходом из сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения со сверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способен выбрать повод для контакта. В коммуникабельности ребенка - успех исхода адаптационного процесса.

Познавательная деятельность снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки «разбудите» его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

Социальные навыки: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.

Особенности речи: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы - «телеграфный стиль». Такая речь - итог тяжелой адаптации.

Двигательная активность: заторможенность или неуправляемая гиперактивность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка!

Сон если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

Аппетит у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета [16, c. 138-140].

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья: У данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют.

Здоровье это то, что есть, и, к сожалению, изменить достаточно быстро эти показатели в положительную сторону невозможно.

Таким образом, состояние здоровья - один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации

1.3 Виды  адаптации детей раннего возраста

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда ребенок старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним [28, c. 63-65].

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий.

К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. Существует три фазы адаптационного процесса.

1. Острая фаза — сопровождается  разнообразными колебаниями в  соматическом состоянии и психическом  статусе, что приводит к снижению  веса, более частым респираторным  заболеваниям, нарушению сна, снижению  аппетита, регрессу в речевом  развитии; фаза длится в среднем  один месяц.

2. Подострая фаза —  характеризуется адекватным поведением  ребенка, то есть все сдвиги  уменьшаются и регистрируются  лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа  развития, особенно психического, по  сравнению со средними возрастными  нормами; фаза длится 3—5 месяцев.

3. Фаза компенсации —  характеризуется убыстрением темпа  развития, и дети к концу учебного  года преодолевают указанную  выше задержку в развитии.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

Информация о работе Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении