Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении
Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 21:09, курсовая работа
Краткое описание
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Оглавление
Введение Глава 1. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 1.1 Актуальность проблемы адаптации 1.2 Особенности детей раннего возраста (нервно-психического, нервно- физического развития, особенности познания, особенности общения) 1.3 Виды адаптации детей раннего возраста 1.4 Формы и способы адаптации детей раннего возраста 1.5 Организация условий для адаптации детей раннего возраста Заключение Список литературы
Семантическая функция – это
приобретаемая ребенком на втором году
жизни способность представлять отсутствующий
объект или непосредственно не воспринимаемое
при помощи органов чувств событие с помощью
символов, или знаков, т.е. указателей,
отделенных от обозначаемых ими предметов
или явлений. С семиотической функцией
связаны символические игры, умственные
образы и рисунки, подражание и моделирование
действительности.
Переход от признаков к символам
и знакам определенно связан с развитием
подражания, которое на сенсомоторном
уровне является способом представления
кого-либо или чего-либо посредством реальных
имитационных действий. Образы предметов
в данном контексте выступают как их внутренняя,
психологическая имитация. В свою очередь,
они являются основой для межчеловеческого
общения и приобретения речи [15, c. 80-83].
Подвижность нервных процессов
у детей в этом возрасте невелика, что
усугубляет трудности в перестройке восприятия
окружающего.
Примерно после 7 месяцев у детей
появляется страх при появлении незнакомых
взрослых.
На втором году жизни ребенок
начинает меньше бояться чужих взрослых.
В полтора года более характерным
будет не страх, а настороженное ожидание
по отношению к незнакомому взрослому,
а в дальнейшем смущение, своеобразная
застенчивость при первоначальном знакомстве
- обычно до двух – двух с половиной лет.
Оптимальный вариант приема
детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет
страха перед незнакомыми людьми, а привязанность
к матери не сопровождается обостренной
зависимостью от нее.
Кроме этого существуют половые
различия в возрастном диапазоне. Более
благоприятный для адаптации возраст
от 2 лет приходится преимущественно для
девочек. Мальчики в большей степени, чем
девочки привязаны к матери и более остро
реагируют на разлуку с ней, они дольше
чувствуют привязанность к ней.
У мальчиков более благоприятный
для адаптации к детскому саду возраст
составляет 2,5 - 3,5 года.
Не рекомендуется отдавать
ребенка в детское учреждение в кризисные
моменты, в эти периоды может наблюдаться
снижение работоспособности, эмоциональные
расстройства, изменение поведения ребенка,
что может усугубить процесс адаптации
[8, c. 43].
По уровню развития общения
детей можно разделить на три группы:
1 группа – это дети,
у которых преобладает потребность
в общении только с близкими
взрослыми, они ожидают от них
только внимания, ласки, доброты, сведений
об окружающем. Такие дети, глубоко
переживают расставание с близкими.
Опыта общения с посторонними
они не имеют, не готовы вступать
с ними в контакт. У данных
детей в поведении довольно
долго сохраняются беспокойство
и плаксивость.
2 группа – это дети,
у которых сформировалась потребность
в общении не только с близкими,
но и с другими взрослыми, не
являющимися членами семьи. Такие
дети, пока воспитатель рядом
спокойны, но детей такой ребенок,
как правило, боится и держится
от них на расстоянии Детям
данной группы в период привыкания
свойственно неуравновешенное эмоциональное
состояние.
3 группа – дети, испытывающие
потребность в активных самостоятельных
действиях и общении с взрослыми.
Для них характерно спокойное,
уравновешенное эмоциональное состояние.
Они включаются в предметную
самостоятельную деятельность или
в сюжетно-ролевую игру, устанавливают
положительные взаимоотношения
с взрослыми и сверстниками. Играют
часто самостоятельно.
При поступлении в детский сад
больше трудностей испытывают дети, которых
можно условно отнести к 1 группе (потребность
в общении только с близкими людьми) Как
правило, чем уже круг общения в семье,
тем длительнее проходит процесс адаптации.
Легче адаптируются дети, условно отнесенные
к 3 группе.
Относительной нормой, уровня
социализации ребенка конца первого года
жизни, является положительное эмоциональное
обращение со всеми окружающими его близкими
людьми.
На 2 году жизни нормой является
желание ребенка общаться не только с
близкими, но и с другими взрослыми.
На 3 году у детей постепенно
формируется умение общаться как с взрослыми,
так и со сверстниками [5, c. 33-35].
Дети, у которых процессы возбуждения
и торможения уравновешены, отличаются
спокойным поведением, бодрым настроением,
общительностью. Они любят как спокойные,
так и подвижные игры, положительно воспринимают
все режимные моменты, активно в них участвуют.
Если содержание общения, возникшего в
новых условиях, их удовлетворяет, они
привыкают довольно легко и быстро.
Дети, отличающиеся легкой возбудимостью,
бурно выражают свое отношение к окружающему,
быстро переходят от одного состояния
к другому. Они любят играть в подвижные
игры, но быстро меняют игрушки, легко
отвлекаются, постоянно двигаются по группе,
рассматривая то один предмет, то другой.
В первые дни у таких детей может возникнуть
перевозбуждение нервной системы.
В противоположность легковозбудимым
есть дети, которые отличаются спокойным,
несколько медлительным, даже инертным
поведением. Они очень неактивно выражают
свои чувства и кажутся внешне благополучно
адаптирующимися, однако свойственная
им заторможенность может усилиться. Медлительные
дети часто отстают от своих сверстников
в развитии координации движений, в освоении
окружающего, в овладении умениями и навыками.
При работе воспитателя с такими детьми
важно проявить выдержку и терпение. В
первые дни воспитателям не рекомендуется
привлекать медлительных детей к общению
со сверстниками, так как им требуется
длительное время в освоении нового пространства.
Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку
может привести к осложнениям, к затруднениям
в адаптации.
Особого внимания требуют дети
с ослабленным типом нервной системы.
Они очень болезненно переносят перемены
в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное
состояние нарушается при малейших неприятностях,
хотя бурно своих чувств они не выражают.
Все новое пугает их и дается с большим
трудом. Они не уверены в движениях и действиях
с предметами, медленнее, чем другие дети
этого же возраста, приобретают необходимые
навыки. Таких детей к детскому учреждению
следует приучать постепенно, привлекать
к этому близких им людей. При этом рекомендуется
постоянно поощрять и подбадривать этих
детей, помогать им в освоении нового.
Холерики и флегматики сложнее
адаптируются к дошкольному учреждению,
чем более уравновешенные и в меру медлительные
сангвиники. Холерики, особенно мальчики,
нелегко переносят недостаток активности
и движения, но труднее всего приходится
медлительным детям: они не успевают за
общим темпом еды, сна, одевания.
У любого ребенка изменение
условий жизни, привыкание к новой среде
и приспособления к ее условиям, вызывает
стресс, напряжение.
Данное напряжение проявляется,
главным образом, на психо-эмоциональном
и физиологическом уровне ребенка. Существует
ряд показателей, информативно характеризующих
особенности поведения и проявление эмоций
у ребенка, адаптирующегося к новому организационному
коллективу [17, c. 135-137].
На физиологическом уровне
основными показателями привыкания к
детскому саду являются состояние здоровья,
сон, аппетит. На психоэмоциональном уровне:
эмоции, поведение и социальные контакты.
Отрицательные эмоции то подавленность и безучастность
ко всему, то ребенок напоминает «белку
в колесе». Вырываясь из рук воспитателей,
мчится к выходу, конфликтуя со всеми на
ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев.
Плач - от хныканья до постоянного. В палитру
плача входит также и «плач за компанию»,
которым уже почти адаптированный к саду
ребенок поддерживает новичков, пришедших
в группу.
Страх: во всем скрытая угроза : от
неизвестной обстановки и встречи с новыми
детьми, до новых взрослых, а главное, то,
что Вы забудете и не придете вечером,
чтобы забрать домой... Родительские переживания
особенностей нового этапа жизни ребенка,
еще более усугубляют страх.
Гнев и рождаемая им агрессия готовы
без искры разгореться, будто в ребенке
- «пороховая бочка».
Положительные эмоции: немного выражены в те моменты,
когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной
реакцией на «прелесть новизны». Доминирование
их, возвещает о завершении у вашего ребенка
адаптационного периода. Радость, улыбка
и веселый смех - главные «лекарства» и
противовес всем отрицательным эмоциям.
Социальные контакты: на смену «гордой бесконтактности»
приходит «компромиссная контактность»,
что,однако, является инициативой мнимой
- выходом из сложившегося положения. Она
не направлена на улучшение общения со
сверстниками. Если проявить терпение
и такт, то в три года малыш способен выбрать
повод для контакта. В коммуникабельности
ребенка - успех исхода адаптационного
процесса.
Познавательная деятельность снижается и угасает на фоне
стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам,
не хочется знакомиться со сверстниками
и понять, что происходит рядом. «Почемучка»
словно в зимней спячке, но когда он проснется,
или в конце концов Вы все-таки «разбудите»
его посредством положительных эмоций,
активность стресса станет минимальной
и в скором времени исчезнет насовсем.
Социальные навыки: почти все давно усвоенные
и успешно используемые дома навыки самообслуживания
под прессом стресса малыш может «растерять».
По мере адаптации ребенка к условиям
организованного коллектива, он вдруг
«вспоминает» забытые им навыки, в придачу
к ним легко усваивает новые.
Особенности речи: не отвечает на вопросы, затруднено
необходимое для возраста ребенка пополнение
его активного словарного запаса. На фоне
стресса имеющийся словарный запас скудеет:
употребление младенческих или облегченных
слов без существительных и прилагательных.
Одни глаголы! В ответах на вопросы - «телеграфный
стиль». Такая речь - итог тяжелой адаптации.
Двигательная активность: заторможенность или неуправляемая
гиперактивность. Не путайте активность,
измененную в связи с процессом адаптации,
с активностью, присущей темпераменту
ребенка!
Сон если ребенок и засыпает, а не
рыдает на кровати, то сон его беспокойный,
прерывается внезапным пробуждением.
По мере привыкания он сможет тихо провести
свой тихий час и спать спокойно.
Аппетит у ребенка тем хуже, чем менее
благоприятно он адаптируется. «Волчий
аппетит» возникает при попытке хоть как-то
удовлетворить свои неудовлетворенные
потребности. Нормализация повышенного
или пониженного аппетита сигнализирует
о том, что отрицательные сдвиги адаптационного
периода не нарастают, а пошли на убыль,
и в скором времени нормализуются и все
другие показатели описанного нами выше
эмоционального портрета [16, c. 138-140].
У здоровых детей адаптация
проходит относительно легко, в то время
как у соматически ослабленных детей данный
процесс может протекать с осложнениями.
Тяжелее всего адаптация к условиям
образовательного учреждения проходит
у детей 3 группы здоровья: У данных детей
наблюдаются частые обострения основного
заболевания. Такие дети чаще болеют.
Здоровье это то, что есть, и,
к сожалению, изменить достаточно быстро
эти показатели в положительную сторону
невозможно.
Таким образом, состояние здоровья
- один из основных факторов, влияющих
на длительность и успешность процесса
адаптации
1.3 Виды
адаптации детей раннего возраста
В последнее время повышение
возрастного порога начала посещения
дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с
одной стороны, и усиление образовательной
нагрузки в дошкольном учреждении — с
другой, делают проблему привыкания младшего
дошкольника к условиям детского сада
особенно актуальной.
Сложность приспособления организма
к новым условиям и новой деятельности
и высокая цена, которую платит организм
ребенка за достигнутые успехи, определяют
необходимость тщательного учета всех
факторов, способствующих адаптации ребенка
к дошкольному учреждению или, наоборот,
замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация включает множество
индивидуальных реакций, характер которых
зависит от психофизиологических и личностных
особенностей ребенка, от сложившихся
семейных отношений, от состояния здоровья
ребенка.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях,
когда возникает противоречие между нашими
возможностями и требованиями среды. Выделяют
три стиля, с помощью которых человек может
адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда ребенок
старается активно изменять условия среды,
приспосабливая ее к себе, и таким образом
приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда ребенок
просто привыкает, пассивно принимая все
требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда ребенок
пытается игнорировать требования среды,
не хочет или не может приспосабливаться
к ним [28, c. 63-65].
Наиболее оптимальным является
творческий стиль, наименее оптимальным
— избегающий.
К сожалению, попытки рассмотреть
проблему адаптации остаются на уровне
только теоретических исследований и
сводятся к рекомендации перед приходом
ребенка в сад максимально приблизить
домашний режим дня к режиму дошкольного
учреждения. Существует три фазы адаптационного
процесса.
1. Острая фаза — сопровождается
разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом
статусе, что приводит к снижению
веса, более частым респираторным
заболеваниям, нарушению сна, снижению
аппетита, регрессу в речевом
развитии; фаза длится в среднем
один месяц.
2. Подострая фаза —
характеризуется адекватным поведением
ребенка, то есть все сдвиги
уменьшаются и регистрируются
лишь по отдельным параметрам,
на фоне замедленного темпа
развития, особенно психического, по
сравнению со средними возрастными
нормами; фаза длится 3—5 месяцев.
3. Фаза компенсации —
характеризуется убыстрением темпа
развития, и дети к концу учебного
года преодолевают указанную
выше задержку в развитии.
При этом различают три степени
тяжести прохождения острой фазы адаптационного
периода:
легкая адаптация — поведение
нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок
соответственно норме прибавляет в весе,
адекватно ведет себя в коллективе, не
болеет в течение первого месяца посещения
дошкольного учреждения;
адаптация средней тяжести
— сдвиги нормализуются в течение месяца,
ребенок на короткое время теряет в весе;
может наступить однократное заболевание
длительностью 5—7 дней, есть признаки
психического стресса;