Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении
Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 21:09, курсовая работа
Краткое описание
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Оглавление
Введение Глава 1. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 1.1 Актуальность проблемы адаптации 1.2 Особенности детей раннего возраста (нервно-психического, нервно- физического развития, особенности познания, особенности общения) 1.3 Виды адаптации детей раннего возраста 1.4 Формы и способы адаптации детей раннего возраста 1.5 Организация условий для адаптации детей раннего возраста Заключение Список литературы
С другой стороны, неблагоприятное
течение адаптации к детскому саду ведет
к замедлению интеллектуального развития,
негативным изменениям характера, нарушениям
межличностных контактов с детьми и взрослыми,
то есть к дальнейшему ухудшению показателей
психического здоровья. При продолжительной
стрессовой ситуации у этих детей возникают
неврозы и психосоматическая патология,
а это затрудняет дальнейшую адаптацию
ребенка к новым факторам среды. Возникает
замкнутый круг. Особая роль в длительном
сохранении стрессовой ситуации отводится
межличностному конфликту. Неслучайно
в последнее время стали актуальными проблемы
дидактогенных заболеваний, вызванных
непедагогическим поведением воспитателя.
Следует отметить, что воспитатели сами
часто имеют нарушения здоровья, сходные
по структуре с заболеваниями воспитанников,
у них нередко выявляется неврастенический
синдром. Воспитатель и его воспитанники,
находясь в едином психоэмоциональном
кольце, оказывают взаимозаражающее действие.
Поэтому в системе охраны здоровья детей
очень важно нормализовать психоэмоциональное
состояние воспитателя.
Поступление ребенка в ясли
вызывает, как правило, серьезную тревогу
у взрослых. И не напрасно. Известно, что
изменение социальной среды сказывается
и на психическом, и на физическом здоровье
детей. Особого внимания с этой точки зрения
требует ранний возраст, в котором многие
малыши впервые переходят из достаточно
замкнутого семейного мира в мир широких
социальных контактов. Если трехлетний
малыш, готовящийся к детскому саду, уже
владеет речью, навыками самообслуживания,
испытывает потребность в детском обществе,
то ребенок младенческого и раннего возраста
менее приспособлен к отрыву от родных,
более слаб и раним. Установлено, что именно
в этом возрасте адаптация к детскому
учреждению проходит дольше и труднее,
чаще сопровождается болезнями. В этот
период происходит интенсивное физическое
развитие, созревание всех психических
процессов. Находясь на этапе становления,
они в наибольшей степени подвержены колебаниям
и даже срывам. Изменение условий среды
и необходимость выработки новых форм
поведения требуют от ребенка усилий,
вызывают появление стадии напряженной
адаптации. От того, насколько ребенок
в семье подготовлен к переходу в детское
учреждение, зависят и течение адаптационного
периода, который может продолжаться иногда
в течение полугода, и дальнейшее развитие
малыша. Изменение образа жизни приводит
в первую очередь к нарушению эмоционального
состояния. Для адаптационного периода
характерны эмоциональная напряженность,
беспокойство или заторможенность. Ребенок
много плачет, стремится к контакту со
взрослыми или, наоборот, раздраженно
отказывается от него, сторонится сверстников.
Таким образом, его социальные связи оказываются
нарушенными. Эмоциональное неблагополучие
сказывается на сне, аппетите. Разлука
и встреча с родными протекают подчас
очень бурно, экзальтированно: малыш не
отпускает от себя родителей, долго плачет
после их ухода, а приход вновь встречает
слезами. Меняется его активность и по
отношению к предметному миру: игрушки
оставляют его безучастным, интерес к
окружающему снижается. Падает уровень
речевой активности, сокращается словарный
запас, новые слова усваиваются с трудом.
Общее подавленное состояние в совокупности
с тем обстоятельством, что ребенок попадает
в окружение сверстников и подвергается
риску инфицирования чужой вирусной флорой,
нарушает реактивность организма, приводит
к частым болезням.
Таким образом, проблема адаптации
зависит от возраста ребенка, состояния
здоровья, уровня развития. Период привыкания
детей к ДОУ – неизменно сложная проблема.
От того, как пройдет привыкание ребенка
к новому распорядку дня, к незнакомым
взрослым и сверстникам, зависят его физическое
и психическое развитие, дальнейшее благополучное
существование в детском саду и в семье.
1.2 Особенности
детей раннего возраста (нервно-психического,
нервно-физического развития, особенности
познания, особенности общения)
Какой детский возраст требует
наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых
возможностей для ускорения психического
развития ребенка, использование или неиспользование
которых может иметь серьезные последствия?
С психолого-педагогической точки зрения
это ранний детский возраст, от одного
года до трех лет. По данным, которыми в
настоящее время располагает психологическая
наука, этот возраст является одним из
ключевых в жизни ребенка и во многом определяет
его будущее психологическое развитие.
Особое значение этого возраста
объясняется тем, что он непосредственно
связан с тремя фундаментальными жизненными
приобретениями ребенка: прямохождением,
речевым общением и предметной деятельностью.
Прямохождение обеспечивает ребенку широкую
ориентацию в пространстве, постоянный
приток необходимой для его развития новой
информации. Речевое общение позволяет
ребенку усваивать знания, формировать
необходимые умения и навыки и через учителя,
человека, владеющего ими, быстрее приобщаться
к человеческой культуре. Предметная деятельность
непосредственно развивает способности
ребенка, в особенности его ручные движения.
В начале данного возраста манипуляции
ребенка с предметами приобретают специфический
характер. Копируя движения взрослого
с конкретными предметами, ребенок начинает
переносить усвоенные схемы действия
на другие предметы и ситуации. Перенос
действия осуществляется двумя путями.
Первый - это перенос действия с одного
предмета на другой.
В начале второго года жизни
ребенок начинает подражать действиям
взрослых и старается действовать теми
же вещами, которыми пользуются окружающие
его люди. В репертуаре его предметных
действий появляются так называемые специфические
действия с предметами, т.е. действия, в
которых он правильно использует тот или
иной предмет (сморкается в платочек, подносит
ко рту ложку или кружку). Лишь постепенно
специфические действия с предметами,
то есть действия, в которых ребенок точно
воспроизводит общепринятый способ употребления
того или иного предмета обретает вид
орудийного действия, в котором рука ребенка
подстраивается под предмет-орудие, и
в котором возникает особая цель - овладеть
таким способом действия с этим предметом,
который позволил бы произвести некий
новый эффект, например, завести машину
ключиком так, чтобы она после завода сама
поехала. В раннем возрасте игровые действия
дифференцируются от собственно предметных.
Для ребенка второго года жизни игрушка
еще не представляет собой предмета, специально
для него предназначенного и изображающего
«взрослые» предметы.
Развитие предметной деятельности
происходит по нескольким направлениям.
Во-первых, это развитие культурно нормированных,
специфических и орудийных действий. Маленький
ребёнок должен научиться пользоваться
окружающими предметами «по-человечески»:
правильно есть ложкой и пить из чашки,
рисовать карандашом, копать совочком,
причёсываться расчёской, застёгивать
пуговицы и пр. Это задача не только развития
движений руки и общей моторики. Все эти
действия требуют преодоления спонтанной,
импульсивной активности, а значит овладения
собой и своим поведением.
Ребёнок должен понять и присвоить
смысл этих простых действий, увидеть
их результат почувствовать свою умелость.
Всё это даёт ему чувство своей компетентности,
самостоятельности, уверенности в себе.
Для решения этой задачи необходимо, начиная
с 1 года, приучать детей к самообслуживанию:
показывать, как правильно одеваться,
причёсываться, держать ложку или чашку,
оставляя им возможность самостоятельных
действий и побуждая к ним. Помимо обычных
бытовых процедур, нужны специальные игры
и игрушки, созданные для детей раннего
возраста.
Второй линией развития предметной
деятельности является формирование наглядно-действенного
мышления. Ребёнок раннего возраста мыслит
прежде всего действуя руками. Соотнося
форму или размер отдельных предметов
или нанизывая колечки на стержень пирамидки
ребёнок не только действует, но и думает,
учится учитывать свойства разных предметов
и ориентироваться на них, строит их образы.
В таких соотносящих действиях происходит
формирование внутреннего плана и образного
мышления. При освоении орудийных действий
в предметах выделяются наиболее существенные
и общие признаки, сто приводит к формированию
обобщений, приобретающих характер понятий.
Третьей важнейшей линией развития
предметной деятельности является становление
познавательной активности, которая проявляется
в любознательности и самостоятельности
ребёнка. Строя дом из кубиков, или пытаясь
открыть загадочные коробочки, в которых
спрятан сюрприз, малыш решает самые настоящие
мыслительные задачи, а игры с песком и
водой - открывают огромный простор для
установления физических закономерностей,
овладения представлениями об объёме,
форме, изменениях веществ и пр. И хотя
решение этих задач неотделимо от практических
действий, оно требует значительных умственных
усилий и познавательной активности. Задача
взрослого здесь состоит не в том, чтобы
показать правильный способ действия
(т. е. подсказать решение задачи) а в том,
чтобы вызвать и поддержать познавательную
активность, заинтересовать малыша загадочным
предметом и побудить к самостоятельному
экспериментированию. Оно даёт возможность
ребёнку опробовать разные способы действия,
снимая при этом страх ошибиться и скованность
детского мышления готовыми схемами действия.
Экспериментирование стимулирует ребёнка
к поискам новых действий и способствует
смелости и гибкости детского мышления.
Четвёртым важнейшим направлением
развития предметной деятельности является
формирование целенаправленности и настойчивости
действий ребёнка. Известно, что деятельность
ребёнка до 2-х лет имеет процессуальный
характер: малыш получает удовольствие
от самого процесса действий, их результат
ещё не имеет какого-либо самостоятельного
значения. К трём годам у ребёнка уже складывается
определённое представление о результате
того, что он хочет сделать, и это представление
начинает мотивировать действия ребёнка.
Ребёнок действует уже не просто так, а
с целью получения определённого результата.
Таким образом, деятельность приобретает
целенаправленный характер. Очевидно,
что нацеленность на результат, настойчивость
в достижении цели является важнейшей
характеристикой не только деятельности
ребёнка, но и его личности в целом. Для
формирования этого ценного качества
необходима помощь взрослого.
Целостная предметная деятельность,
которая должна сложиться у ребенка к
концу третьего года жизни, включает в
себя 3 важнейших компонента:
1) Умение планировать
свою деятельность, заранее мысленно
предвидеть тот результат, который
еще только предстоит получить
на практике;
2) Умение подбирать такие
способы действия, которые выстроены
в логике представленной цели
и могут привести к получению
нужного результата.
3) Умение самостоятельно
сличать полученный результат
с исходным замыслом (соответствует
ли он поставленной цели.
У детей от двух до трех лет
при условии правильно организованного
ситуативно-делового общения все эти три
компонента предметной деятельности постепенно
складываются [1, с. 35--37].
Каждый из этих факторов незаменим,
а все они, вместе взятые, достаточны для
разностороннего и полноценного психического
и поведенческого развития маленького
растущего человека [2, c. 46-47].
Настойчивость, с которой дети
учатся ходить, свидетельствует о том,
что стояние на двух ногах и прямохождение
доставляют детям непосредственное эмоциональное
удовольствие. В физиологическом плане
истоки такого стремления восходят к рефлекторным
движениям младенца первых месяцев жизни,
когда прикладывание ладони к ступням
полусогнутых ног ребенка вызывает их
автоматическое разгибание. Благодаря
переходу к вертикальной походке ребенок
получает возможность видеть дальше и
больше вокруг себя. У него высвобождаются
руки для манипулирования предметами,
для ориентировочно-исследовательской
деятельности и конструкторской, творческой
работы. Примерно к трем годам память,
восприятие, воображение и внимание ребенка
начинают приобретать человеческие свойства.
Но главное состоит в том, что в данном
возрасте ребенок овладевает тем умением,
которое существенным образом влияет
на его последующее поведенческое, интеллектуальное
и личностное развитие. Речь идет о способности
понимать и активно пользоваться языком
в общении с людьми. Благодаря постоянному
речевому взаимодействию со взрослыми
ребенок из биологического существа к
середине раннего детства превращается
по своим поведенческим и психологическим
качествам в человека, а к концу этого
периода — в личность. Развитие познавательных
процессов и речи помогает ребенку ускоренно
приобретать знания, усваивать нормы и
формы человеческого поведения.
Именно в раннем возрасте ребенок
впервые открывает для себя тот замечательный
факт, что все в мире людей имеет свое название.
Через речь, которой ребенок практически
овладевает в эти годы, он получает прямой
доступ к важнейшим достижениям человеческой
материальной и духовной культуры. Через
речевое общение со взрослыми он приобретает
в десятки раз больше информации об окружающем
его мире, чем с помощью всех данных ему
от природы органов чувств [1, c. 50].
Для ребенка речь является не
только незаменимым средством общения,
но также играет важнейшую роль в развитии
мышления и в саморегуляции поведения.
Направленная с конца раннего детства
не только на окружающих людей, но и на
самого себя, речь позволяет ребенку овладевать
собственным поведением и собственными
психическими процессами, делать их в
определенной степени произвольно регулируемыми.
Без речи невозможны были бы ни человеческое
восприятие действительности, ни человеческое
внимание, ни развитая память, ни совершенный
интеллект. Благодаря речи между взрослым
и ребенком возникает деловое сотрудничество,
становится возможным сознательное, целенаправленное
обучение и воспитание.
Для того чтобы представить
себе, как в раннем возрасте идет процесс
развития предметной и игровой деятельности,
начавшийся еще в младенчестве, необходимо
расширить систему понятий, с помощью
которых описываются данные виды жизнедеятельности,
которые содержат в себе попытку трансформировать
и преобразовать воспринимаемую реальность.
Такая деятельность включает в себя совокупность
всех действий ребенка, за исключением
тех, которые выполняют роль копирования
действительности, например восприятие,
подражание. В отличие от этого репродуктивной
мы будем именовать деятельность, содержащую
в себе попытку представить воспринимаемую
реальность в том виде, в каком она непосредственно
дана нашим органам чувств, без стремления
субъекта трансформировать или преобразовать
ее.
Для представления связи продуктивной
и репродуктивной деятельности с семиотической
функцией следующей терминологией Ф.де
Соссюра, уточняющей ранее введенные нами
понятия:
а) признаки это указатели предметов,
тесно связанные с самими предметами,
на которые они указывают. Признаки являются
частью самого предмета или его неотъемлемыми
свойствами.
б) символы указатели, обозначающие
предмет, но уже отдаленные, отличные от
него и вместе е тем сохраняющие определенное
сходство с самим предметом. К примеру,
в детской игре белый камешек, похожий
на кусочек хлеба, может представлять
хлеб, а трава овощи;
в) знаки — указатели, произвольным
образом связанные с предметом, не имеющие
с ним никакого внешнего или внутреннего
сходства. Знак условен и всегда социален,
т.е. является общим для многих людей, например
буквы и цифры.