Взимание налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

В прогнозе доходов федерального бюджета на 2008 г. доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин учтены в сумме 1 557,1 млрд. руб. Объем поступлений от вывозных таможенных пошлин по нефти сырой, включая экспорт в Республику Беларусь, газу и нефтепродуктам рассчитан в соответствии с:

прогнозными объемами экспорта по группе 27 ТН ВЭД (с учетом необлагаемых объемов по нефти, составляющих 16,56 млн. тонн и реализуемых при выполнении соглашений о разделе продукции, и по природному газу, равных 9,6 млрд. куб. м и реализуемых по магистральному газопроводу "Голубой поток");

среднегодовой ставкой  пошлины на нефть сырую в размере 163,69 долл. за тонну, рассчитанной по шести  периодам мониторинга ставок внутри года исходя из прогнозных мировых цен на нефть сырую марки Urals на четвертый квартал 2008 г. и помесячного прогноза цен на нефть на 2009 г.;

ставкой на нефтепродукты  в размере 94,5 долл. за тонну, рассчитанной также по периодам мониторинга исходя из прогнозных мировых цен на нефть сырую марки Urals на четвертый квартал 2007 г. и помесячного прогноза цен на нефть на 2009 г.;

ставкой в размере 30% выручки  от экспорта природного газа в страны дальнего зарубежья исходя из средневзвешенной цены 225,9 долл. за 1 тыс. куб. м, а также в страны СНГ исходя из средневзвешенной цены на экспортируемый природный газ, за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе: на Украину – 219,5 долл. за 1 тыс. куб. м, в Молдавию – 170,0 долл., в страны Закавказья – 150,0 долл.

Кроме того, в прогнозе учитываются объемы нефти, вывозимой  из Российской Федерации в Республику Беларусь по среднегодовой ставке пошлины  на сырую нефть в размере 54,85 долл. за тонну, которая определена с учетом ставки, рассчитанной также по шести  периодам мониторинга ставок внутри года исходя из прогнозных мировых цен на нефть сырую марки Urals на четвертый квартал 2008 г. и помесячного прогноза цен на нефть на 2009 г. с применением коэффициента 0,335 по межправительственному соглашению от 12 января 2008 г. "О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов".

Вывозные пошлины на товары (кроме группы 27 ТН ВЭД) оцениваются  исходя из ожидаемых поступлений  в федеральный бюджет в 2008 г. по этой группе товаров и макроэкономических показателей объемов экспорта в 2009 г., снижения и отмены экспортной пошлины по отдельным видам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (за исключением углеводородного сырья) на сумму 100,0 млн. долл. (2,6 млрд. руб.).

Доходы федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин в 2010 г. прогнозируются на уровне 2 086,7 млрд. руб., или 5,26% ВВП (из них 544,6 млрд. – по ввозным таможенным пошлинам, 1 542,1 млрд. – по вывозным); в 2011 г. – на уровне 2 130,0 млрд., или 4,75% ВВП (из них 588,1 млрд. – по ввозным таможенным пошлинам, 1 541,9 млрд. – по вывозным).

     3.2. Анализ налоговых поступлений в структуре федерального бюджета

 

Всего в январе-декабре 2011 года в федеральный бюджет поступило 2 718 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 30% меньше, чем в январе-декабре 2010 года.

Рис. 1. Показатели поступления  налоговых доходов в федеральный бюджет в 2008-2009 г.г.

 

Показатели, заложенные на 2011 год в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 108 млрд. рублей.

Налоговые поступления  в консолидированный бюджет в 2008 году увеличились всего на 14,9% до 8,4 трлн. руб. — почти вдвое меньше, чем годом ранее (28%), сообщила вчера Федеральная налоговая служба. В федеральный бюджет поступило лишь на 8,8% больше, чем годом ранее (рост на 25% в 2008 г.).

Рост поступлений в  бюджет замедлился по всем налогам, кроме  НДПИ. Помогли высокие цены на нефть  в первом полугодии. А вот сборы внутреннего НДС рухнули на рекордные 28,2%. Если бы не переход на квартальную уплату НДС, его поступления выросли бы на 7,7%, утверждает ФНС.

С начала 2010 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В 2010 году собираемость по НДС составила 85,3% Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (32%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

Поступления налога на прибыль  организаций в федеральный бюджет в январе-декабре 2010 года составили 168 млрд. рублей. По сравнению с январем-декабрем 2009 года поступления снизились в 4,2 раза.

Снижение поступлений  обусловлено ухудшением результатов  финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2010 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Суммы убытков, заявленные налогоплательщиками, выросли в 2 раза и за I полугодие т.г. составили столько же, сколько за весь 2009 год. Значительные объемы убытков зафиксированы в металлургии, машиностроении и банковском секторе.

Поступления единого  социального налога, зачисляемого в  федеральный бюджет, в январе-декабре 2010 года составили 452 млрд. рублей и  по сравнению с январем-декабрем 2009 года выросли на 3,6 млрд. рублей, или на 1%.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-декабре  2010 года составили 1 086 млрд. рублей и по сравнению с январем-декабрем 2009 года выросли на 10%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-декабре 2010 года 27 млрд. рублей, что на 27% меньше, чем в январе-декабре 2009 года.

Поступления по сводной  группе акцизов в федеральный  бюджет составили в январе-декабре 2010 года 74 млрд. рублей и снизились относительно января-декабря 2009 года на 35%.

Снижение поступлений  по сводной группе акцизов в федеральный  бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2010 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-декабре 2010 года поступило в федеральный бюджет 877 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 792 млрд. рублей, газа горючего природного – 67 млрд. рублей, газового конденсата – 6 млрд. рублей.

По сравнению с январем-декабрем 2008 года поступления НДПИ снизились  в 1,7 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 102,5$ в декабре 2008 года – октябре 2009 года до 56,2$ в декабре 2009 года – октябре 2010 года, или в 1,8 раза).

Страховых взносов, зачисляемых  в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-декабре 2010 года поступило 1 127 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в январе-декабре 2009 года.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных  налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы  выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-декабре 2009 года поступило 58 млрд. рублей, что на 15% меньше, чем в январе-декабре 2008 года.

В Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования в январе-декабре 2010 года поступило 81 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в январе-декабре 2009 года.

В территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  в январе-декабре 2011 года поступило 147 млрд. рублей, что соответствует уровню января-декабря 2010 года.

В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей  и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

На сегодняшний день государственная политика в области  расходов  (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.  [9, с.89]

Во избежание такого расхождения между долгосрочными  целями и среднесрочной политикой  нужна коррекция долгосрочных целей  налоговой политики. Новой целью налоговой политики должно стать не простое снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как  табак и алкоголь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Выводы и предложения

 

Подводя итоги  данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Таким образом, государство за счет налогов само является плательщиком разнообразных  потребностей его граждан.

Налог – это  обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, взамен получения права на пользование предоставляемых государством и (или) муниципальными образованиями услуг. Это определение, закрепленное в НК РФ, по моему мнению, наиболее точно выражает экономическую и правовую сущность налога, что даст возможность формирования у налогоплательщиков правильного отношения к налогам, а именно того, что налоги работают на налогоплательщика, а не наоборот – налогоплательщики ради налогов.

Возможность аккумулирования  налогов в руках государства  проявляется через выполнение ими  фискальной функции.

Современная налоговая  система РФ введена в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ было связано, наряду с множеством недостатков, прежде всего, с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1 января 1999 года введена часть первая НК РФ, а с 2001 года и вторая часть НК РФ.

Весьма серьезной  проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:

-   федеральные налоги и сборы;

-    налоги и сборы субъектов Федерации;

-    местные налоги и сборы.

В России основную часть доходов бюджета составляет именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.

В структуре  косвенных налогов наиболее существенные поступления в федеральный бюджет формирует налог на добавленную  стоимость. Так, на его долю приходится 40,0% всех налоговых доходов федерального бюджета.

Однако следует  отметить, что в доходах федерального бюджета не наблюдается тенденция  существенного повышения доли прямых налогов, и, прежде всего, налога на прибыль  организаций. Это связано как  со снижением налоговой ставки, так  и широким применением многочисленных схем минимизации этого налога.

Необходимость сохранения объема доходов бюджетной  системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию  работы по дальнейшему выявлению  и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости.

Улучшение экономической  ситуации, принятие дополнительных мер  по администрированию налоговых  доходов, снижение налогового бремени способствуют устойчивому росту уровня собираемости налогов, представляющую собой главную проблему формирования доходов бюджета.

Однако, именно бюджет, показывает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Перспективными  нужно признать следующие направления  совершенствования налоговой базы регионов:

- расширение использования областной ресурсно-сырьевой базы. Сегодня предприятия, работающие в данной отрасли являются одними их основных плательщиков налогов в территориальный бюджет. Основным достоинством этого направления следует признать быструю финансовую отдачу в виде дополнительных налоговых поступлений;

-  стимулирование инвестиционного климата области, и как следствие, увеличение уровня производства. Здесь необходим комплекс мер, исходящих в первую очередь от законодателей области;

Информация о работе Взимание налогов