Взимание налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

межбюджетные трансферты – 15 млрд. 727,3 млн. рублей (41,6% в общих расходах);

социальную политику – 10 млрд. 171,8 млн. рублей (26,9%);

национальную экономику – 3 млрд. 559,6 млн. рублей (9,4%);

здравоохранение, физическая культура и спорт – 2 млрд. 410,1 млн. рублей (6,4%);

национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 1 млрд. 760,3 млн. рублей (4,7%).

Межбюджетные трансферты из областного бюджета муниципальным районам и городским округам перечислены в сумме 12 млрд. 814,7 млн. рублей (54,2% к уточненному плану на 2011 год), в том числе дотации – 2 млрд. 795 млн. рублей (50,4% к уточненному плану на 2011 год); субвенции на исполнение переданных полномочий – 6 млрд. 675,2 млн. рублей (58,3%); субсидии на софинансирование расходов местных бюджетов – 3 млрд. 079,2 млн. рублей (48,8%); иные межбюджетные трансферты – 265,4 млн. рублей (76,3%).

Государственный долг Нижегородской  области

Государственный долг Нижегородской  области по состоянию на 1 июля 2011 года составил 17 млрд. 856,2 млн. рублей. Вся сумма государственного долга является внутренними долговыми обязательствами области.

В структуре государственного долга 7% составляют государственные  гарантии, 26,7% - бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, кредиты коммерческих банков – 31,1%, 35,2% - государственные ценные бумаги.

За январь-июнь 2011 года объем государственного долга в целом снизился на 1 млрд. 778,7 млн. рублей или 9,1%, в том числе снизился по кредитам коммерческих банков на 2 млрд. 180 млн. рублей и по государственным гарантиям на 159,8 млн. рублей. По бюджетным кредитам из федерального бюджета увеличился на 561,1 млн. рублей.

За июнь 2011 года объем государственного долга в целом увеличился на 1 млрд. 216,5 млн. рублей или 7,3%, в том числе увеличился по бюджетным кредитам из федерального бюджета на 1,7 млн. рублей и по кредитам коммерческих банков на 1 млрд. 350 млн. рублей. По государственным гарантиям снизился на 135,1 млн. рублей.

Качественные показатели областного бюджета

При исполнении областного бюджета в полном объеме соблюдены  требования Бюджетного кодекса Российской Федерации:

предельный уровень  государственного долга не превышает  доходы бюджета без учета безвозмездных  поступлений (30,7%),

расходы на обслуживание государственного долга не превышают 15% расходов бюджета без учета расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (2%),

объем дефицита не превышает 15% доходов бюджета без учета  безвозмездных поступлений (бюджет исполнен с профицитом).

                     2.3. Динамика налоговых доходов

 
        Доходы федерального бюджета Российской Федерации в период 2008 – 2010 годов формировались за счет налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления включали: налог на прибыль организации, единый социальный налог (отменен с 1 января 2011 года), налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Неналоговые поступления включают: ввозные таможенные пошлины, вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, вывозные таможенные пошлины на природный газ, вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, прочие поступления

Проведем сравнительный  анализ доходной части федерального бюджета на 2008 – 2011 год (таблица 1). Как видно из таблицы 1, общая величина доходов бюджета за период 2009 – 2011 г сократилась на 441,3 млрд.руб. (темп роста 94,30%), что обусловлено. В общей величине доходов наибольший удельный вес занимают налоговые доходы, удельный вес которых составил 56,81% в 2009 г. и 50,76% в 20011 г. При этом доля данного вида доходов снизилась на 6,05%, одновременно выросла доля неналоговых доходов, которая составила 43,19% в 2008 г. и 49,24% в 20011 г.

В период 2009 – 2011 г отмечается увеличение величины налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 178,20 млрд. руб. (темп роста 117,85%) В то же время отмечается снижение поступлений таможенных пошлин, что связано со снижением цен на нефть сырую, природный газ и на товары, выработанные из нефти за исследуемый период.

     Общая величина доходов бюджета за период 2009 – 2011 г сократилась на 1938,1 млрд.руб. (темп роста 79,11%), что обусловлено влияние протекающего с августа 2009 г. по конец 2010 г. финансового и экономического кризиса, оказавшего негативное влияние на хозяйственную деятельность внутри страны. Кроме того, отрицательное влияние на динамику доходов федерального бюджета в период 2009 – 2010 г оказало снижение ставки налога на прибыль организаций с 1 января 2010 года на 4 %, которая ранее составляла 24%, а в 2011 году ее величины была – 20%. В результате влияния данных факторов, поступления от налога на прибыль организации сократилось на 565,70 млрд. руб.

Таблица 1 – Доходы федерального бюджета на 2009 – 2011 гг

Доходы

Федерального бюджета

2009

2010

2011

Отклонение

2011 к 2009

Отклонение

2011 к 2010

Сумма,

млрд.

руб.

Удель

ный

Вес, %

Сумма

млрд. руб.

Удель

ный вес, %

Сумма,

Млрд.

Руб.

Удель

ный вес, %

Млрд.

Руб.

Темп

Роста

%

Уд.

веса,

%

Млрд

Руб.

Темп

Роста,

%

Уд.

Веса,%

Налог на прибыль организаций.

 

641,3

 

14,51

 

761,1

 

15,25

 

195,4

 

5,25

 

-445,9

 

30,47

 

-9,26

 

-565,70

 

25,67

 

-10,0

Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

 

 

 

 

1390,4

 

 

 

31,45

 

 

 

 

998,4

 

 

 

 

20,0

 

 

 

 

1176,6

 

 

 

 

31,59

 

 

 

 

-213,8

 

 

 

 

84,62

 

 

 

 

0,14

 

 

 

 

178,20

 

 

 

 

 

117,85

 

 

 

 

11,59

Единый социальный налог

 

405,0

 

9,16

 

506,8

 

10,15

 

509,8

 

13,69

 

104,8

 

125,88

 

4,53

 

3,00

 

100,59

 

3,54

Налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации.

 

 

 

871,1

 

 

 

19,71

 

 

 

1133,80

 

 

 

22,71

 

 

 

873,4

 

 

 

23,45

 

 

 

2,3

 

 

 

100,26

 

 

 

3,74

 

 

 

-260,40

 

 

 

77,03

 

 

 

0,74

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья.

 

 

 

1112,8

 

 

 

25,17

 

 

 

1591,8

 

 

 

31,89

 

 

 

969,2

 

 

 

26,02

 

 

 

-143,6

 

 

 

87,10

 

 

 

0,85

 

 

 

-622,6

 

 

 

60,89

 

 

 

-5,86

Итого налоговые доходы

4420,6

100

4991,9

100

3724,4

100

571,3

84,25

    -

-1267,5

74,61

   -

Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть

 

1151,5

 

14,8

 

1784,8

 

19,24

 

1203

 

16,39

 

51,5

 

104,47

 

1,59

 

-581,8

 

67,40

 

-2,85

Вывозные таможенные пошлины на природный газ

 

302,6

 

3,89

 

490,2

 

5,28

 

433

 

5,9

 

130,4

 

130,4

 

2,01

 

-57,20

 

88,33

 

0,62

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

 

 

330,5

 

 

4,25

 

 

522,6

 

 

5,63

 

 

378,8

 

 

5,16

 

 

48,3

 

 

114,61

 

 

0,91

 

 

-143,8

 

 

72,48

 

 

-0,47

Прочее

1087,9

13,98

860,8

9,28

1131,4

15,42

-227,7

104,0

1,44

270,6

131,44

6,14

Итого неналоговые доходы

3360,5

43,19

4284,0

46,18

3613,4

49,24

252,9

107,52

6,05

-670,6

84,35

3,06


 

В 2011 г. в структуре общей величины доходов федерального бюджета наибольший удельный вес занимали вывозные таможенные пошлины на нефть сырую (удельный вес 16,39%), значительную величину занимают поступления в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (удельный вес 13,21%), налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (удельный вес 11,90%), налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (удельный вес 16,03%).

В таблице 2 проведем более  углубленный анализ налоговых доходов  Федерального бюджета, на рисунках 4,5.

 

Таблица 2 – Динамика налоговых доходов федерального бюджета на 2009 –2011 гг

Доходы

Федерального бюджета

2009

2010

2011

Отклонение

2011 к 2009

Отклонение

2011 к 2010

Сумма,

млрд.

руб.

Удель

ный

Вес, %

Сумма

млрд. руб.

Удель

ный вес, %

Сумма,

Млрд.

Руб.

Удель

ный вес, %

Млрд.

Руб.

Темп

Роста

%

Уд.

веса,

%

Млрд

Руб.

Темп

Роста,

%

Уд.

Веса,%

Налог на прибыль организаций.

 

641,3

 

14,51

 

761,1

 

15,25

 

195,4

 

5,25

 

-445,9

 

30,47

 

-9,26

 

-565,70

 

25,67

 

-10,0

Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

 

 

 

 

1390,4

 

 

 

31,45

 

 

 

 

998,4

 

 

 

 

20,0

 

 

 

 

1176,6

 

 

 

 

31,59

 

 

 

 

-213,8

 

 

 

 

84,62

 

 

 

 

0,14

 

 

 

 

178,20

 

 

 

 

 

117,85

 

 

 

 

11,59

Единый социальный налог

 

405,0

 

9,16

 

506,8

 

10,15

 

509,8

 

13,69

 

104,8

 

125,88

 

4,53

 

3,00

 

100,59

 

3,54

Налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации.

 

 

 

871,1

 

 

 

19,71

 

 

 

1133,80

 

 

 

22,71

 

 

 

873,4

 

 

 

23,45

 

 

 

2,3

 

 

 

100,26

 

 

 

3,74

 

 

 

-260,40

 

 

 

77,03

 

 

 

0,74

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.

 

 

 

1112,8

 

 

 

25,17

 

 

 

1591,8

 

 

 

31,89

 

 

 

969,2

 

 

 

26,02

 

 

 

-143,6

 

 

 

87,10

 

 

 

0,85

 

 

 

-622,6

 

 

 

60,89

 

 

 

-5,86

Итого налоговые доходы

4420,6

100

4991,9

100

3724,4

100

571,3

84,25

    -

-1267,5

74,61

   -


 

В то же время, анализируя динамику налоговых доходов за исследуемый трехлетний период (2009 – 2011 гг.), отметим, что из пяти статей поступлений, три статьи были значительно сокращены – поступления от налога на прибыль сократились на 445,9 млрд. руб. (темп роста 30,47%), налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации на 213,8 млрд. руб.

За исследуемый трехлетний период структура налоговых доходов  федерального бюджета изменилась. Так  в структуре доходов в 2010 году увеличилась доля поступлений от единого социального налога (на 4,53%), налога на добавленную стоимость на товары ввозимые на территорию Российской Федерации (на 3,74%), налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (на 0,85%).

За исследуемый трехлетний период в структуре налоговых  доходов сократилась доля налога на прибыль организаций (на 9,26%). В  абсолютных величинах за исследуемый  трехлетний период наибольший прирост  также дало поступление в виде платежей единого социального налога (абсолютный прирост составила 104,8 млрд. руб. (темп роста 125,88%)

Анализируя налоговые  доходы, формирующих федеральный  бюджет Российской Федерации в 2010 – 20011 гг. следует отметить, что произошло изменение их структуры. Так, в 2010 г. наибольший удельный вес занимали доходы в виде поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (удельный вес 31,89%).

В 2010 г. доля налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации составляла 22,71%, удельный вес налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации составляла 20%, доля налога на прибыль организации 15,5%, удельный вес единого социального налога в общей величины всех налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации была наименьшей и составляла 10,15%.

В 20010 г. структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации изменилась. Так величина налоговых доходов в абсолютном выражении снизилась на 1267,5 млрд. руб. (темп роста 74,61%), в том числе произошло снижение величины поступлений от налога на прибыль организации на 565,70 млрд. руб., темп роста 25,67%, удельный вес данного вида статьи доходов в общем объеме налоговых доходов сократился на 10% и составил всего 5,25%. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов федерального бюджета в 20011 г. имеет налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 31,59%. Увеличение доли налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации составило 11,59%, абсолютный прирост данной статьи налоговых доходов федерального бюджета составил 178,20 млрд. руб. (темп роста 117,85%). Незначительно увеличилась величина доходов федерального бюджета в виде единого социального налога – на 3 млрд. руб. (темп роста 100,859%), доля данного вида статьи дохода выросла на 3,54%. Другие статьи налоговых доходов в абсолютном выражении снизились. Так абсолютная величина налога на добавленную стоимость на товары, ввозимых на территорию Российской Федерации снизилась на 260,4 млрд. руб. (темп роста 77,03), удельный вес данной статьи доходов вырос на 0,74%, снизилась величина поступлений в бюджет в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в размере 622,60 млрд. руб., темп роста 60,89%, снизился ее удельный вес на 5,86%. [26]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Глава 3. Анализ налоговых доходов  бюджета

        3.1. Анализ плановых показателей  доходных источников бюджета

 

В основу формирования федерального бюджета на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. положены стратегические цели развития страны, определенные в посланиях Президента России Федеральному Собранию РФ. Закон о бюджете на 2009–2011 гг. опирается на достигнутые в 2000-е гг. в бюджетной сфере результаты и тенденции и направлен на реализацию приоритетов государственной политики.

Разработка параметров федерального бюджета впервые осуществлялась на среднесрочный трехлетний период – 2009–2011 гг. В качестве базовых были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и на период до 2011 г. и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2009 г. и на период до 2011 г.

При расчете доходов  бюджетной системы Российской Федерации  были учтены следующие изменения  налогового законодательства:

освобождение от налогообложения  налогом на прибыль организаций  дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды (Федеральный закон от 16 мая 2007 г. № 76-ФЗ);

снижение ставки налога на доходы физических лиц с 30 до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации (Федеральный закон № 76-ФЗ);

установление налогового периода по налогу на добавленную  стоимость для всех налогоплательщиков, независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), как квартала (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ);

изменение ставок акцизов  по подакцизным товарам (Федеральный  закон № 75-ФЗ).

Кроме того, формирование доходов федерального бюджета на 2009–2011 гг. осуществлялось на основе Бюджетного кодекса РФ и изменений бюджетного законодательства, вступающих в силу с 1 января 2009 г.

Доходы федерального бюджета в 2009 г. прогнозировались в размере 6 644,4 млрд. руб., или 18,98% ВВП. Доходы федерального бюджета России на 2010 и 2011 г. планировались в сумме 7 465,4 млрд. (18,81% ВВП) и 8 090,0 млрд. (18,06% ВВП) соответственно.

В структуре доходов  бюджета на 2009–2011 гг. более 80% занимают поступления от пяти доходных источников:

налог на прибыль организаций;

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

Информация о работе Взимание налогов