Взимание налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

Перестраивается и.структура доходной части бюджета. Бремя налогов в значительной мере переносится (например, в Венгрии реформой 1988-1990 гг.) со сферы производства на сферу обращения и потребления. Этим стимулируется расширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а следовательно, и базы налогообложения. Возрастают неналоговые поступления бюджета (от приватизации и сдачи в аренду госимущества, от операций на рынке ценных бумаг и др.). Частично используются налоги прямой антиинфляционной направленности (превышение определенного размера оплаты труда облагается налогом, вводятся дополнительные платежи от доходов предприятий-монополистов, устанавливается прогрессивное налогообложение личных доходов). 

Таким образом, жесткая  рестриктивная бюджетная политика в условиях переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее стабилизации в экономике и финансах не добиться. 

Причины инфляционных процессов  в России состоят в увеличении прибыльности предприятий при сокращении объемов производства и реализации товаров и услуг, монополизме производителя и отсутствии конкуренции, ликвидации взаимозависимости между увеличением доходов и производительностью труда. Последствия инфляционных процессов общеизвестны: эмиссия денег и их обесценение, растущая дефицитность госбюджета, увеличение государственного долга. 

В числе причин инфляции особо следует сказать об экономическом  поведении хозяйствующих субъектов, которые, ссылаясь на высокий уровень  налогообложения, идут на завышение  цен (там, где это возможно) с целью получения необходимой массы прибыли, сократившейся от очередного роста налоговой ставки. В 1993 г. доля изъятий балансовой прибыли предприятий в бюджетную систему, по данным Минфина РФ, составляла 49,9% по сравнению с 46,7% в 1992 г. Другими словами, с каждого рубля балансовой прибыли, полученной хозяйствующим субъектом в минувшем году, в бюджетную систему поступило почти 50 коп. по сравнению с 32 коп. по налоговой ставке. 

Увеличение доли налоговых  отчислений от балансовой прибыли в  основном обусловлено ростом средней заработной платы, превышающим ее нормируемый не облагаемый налогом уровень, выплатами ряда налогов и сборов, которые ранее относились на себестоимость (налог на имущество, налог на рекламу и др.). 

Налоговая емкость ВВП  должна быть оптимальной: "золотая середина" определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя из потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики. 

Доля валового внутреннего продукта, поступающего в бюджетную систему по налоговым каналам, сократилась с 28,7% в 1992 г. до 24,9% в 1993 г. Такое сокращение обусловлено прежде всего снижением доли поступлений по налогу на добавленную стоимость, что связано с уменьшением с 1 января 1993 г. ставки этого налога с 28 до 20%, льготами по налогообложению (НДС по отдельным товарам - 10%, а на строительство жилья НДС вообще снят), ростом задолженности по НДС из-за взаимных неплатежей хозяйствующих субъектов (налог взимается по мере реализации продукции и поступления денег на расчетный счет). 

Увеличения доли поступлений  по налогу на прибыль в 1994 г. (как  это имело место в 1993 г.) ожидать  не следует, несмотря на увеличение ее предельной ставки - до 38% для предприятий  и организаций. Такому состоянию будет способствовать снижение прибыли (при одной и той же рентабельности) в связи с увеличением амортизационных отчислений, что обусловлено переоценкой основных фондов на начало 1994 г. ( в структуре себестоимости промышленной продукции Доля амортизации снизилась с 2,6% в 1992 г. до 1,1% в 1993 г.), а также увеличением с 1994 г. Необлагаемого размера оплаты труда с четырех до шестикратного минимума месячной заработной платы (превышение облагается по ставке налога на прибыль).

Таким образом, увеличение доли прямых налогов и платежей в налоговых поступлениях, наметившееся в 1993 г. и соответствующее прогрессивным тенденциям в налоговых системах развитых стран, в 1994 г. вероятнее всего сменится на сокращение. Значение косвенных налогов возрастет в связи с введением нового специального налога (который составляет 3% и взимается по схеме НДС) для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, расширением перечня подакцизных товаров (включение спирта из всех видов 1 сырья, бензина автомобильного и др.). 

Анализ структуры доходной части бюджета показывает, что  в результате первичного распределения  финансовых ресурсов потребности государства  в них были бы обеспечены при нулевом  дефиците (т. е. при бездефицитном  бюджете) на 45%. После перераспределения первичных доходов в бюджет поступило только по двум налоговым каналам (налогу на прибыль и подоходному) более 50% общей суммы доходов бюджетной системы. Без перераспределения государственных средств хватило бы лишь на финансирование социально-культурных мероприятий. 

    Доходная часть внебюджетных фондов социального назначения формируется главным образом за счет социальных отчислений, включаемых в издержки производства и обращения (всего 38% к начисленной оплате труда в 1992 г. и 39% в 1993 г.). На долю социальных фондов приходилось 13,3% ВВП в 1992 г., а в 1993 г. - 16,8%. 

Аккумулируемая в бюджетной  системе налоговая масса распределяется между федеральным, региональными (их 89 - по количеству субъектов РФ) и  местными бюджетами в соответствии с разделением ответственности за развитие экономики и социальной сферы на территориях. В механизме бюджетных взаимоотношений используются так называемые регулирующие доходные источники - налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц. В 1994 г. поступления по каждому из них распределяются в следующем порядке: по налогу на прибыль в федеральный бюджет по ставке 13%, в региональный - до 25% (банки, кредитные учреждения - до 30%), по подоходному налогу - 100% в региональный бюджет (дальнейшее распределение по видам местных бюджетов осуществляется по схеме, устанавливаемой законодательными и представительными органами субъектов РФ). 

Кроме того, в региональные бюджеты предусмотрены отчисления по другим федеральным налогам:  
— 25% доходов от НДС, за исключением НДС на импортируемые товары;  
— 50% доходов от акцизов на питьевой спирт, водку, ликероводочные изделия отечественного производства;  
— 100% доходов от остальных акцизов, за исключением акцизов на нефть, газ, уголь, бензин, легковые автомобили и импортируемые товары;  
— 20% доходов от спецналога. 

Учитывая, что даже с  учетом этих поступлений, бюджеты многих регионов не покрывают затраты, необходимые  для обеспечения минимальных  социальных потребностей, Законом РФ "О федеральном бюджете на 1994 год" предусмотрено создать Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, куда направляются 22% доходов от НДС (за счет части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет). Помощь будет оказана тем регионам, у которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по, России (таких 59), а также тем, у которых собственных доходов и дополнительных средств из федерального бюджета недостаточно для финансирования текущих расходов (таких 23 субъекта РФ, в том числе 16 из первой группы).

 

 

         Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений

2.1. Структура  поступлений в федеральный бюджет  по видам налогов

 

Федеральный бюджет - главное звено бюджетной системы Российской Федерации. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. Именно на федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов построения межбюджетных отношений.  
        Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, средств по взаимным расчетам с бюджетами субъектов РФ, других безвозмездных перечислений, а также остатка средств на конец предыдущего года. К основным налоговым доходам федерального бюджета относятся: НДС, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами, экологический налог, федеральные лицензионные и регистрационные сборы и др. Неналоговые доходыфедерального бюджета формируются за счет: доходов от использования или продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской   Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (в размерах, устанавливаемых Правительством РФ), прибыли Банка России (по нормативам, установленным федеральными законами); доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от реализации государственных запасов и резервов. В соответствии с ежегодно принимаемыми законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год в доходы федерального бюджета включаются также средства целевых федеральных бюджетных фондов.                                             [12,с.56] 
       Бюджетная статистика свидетельствует, что основные поступления в федеральный бюджет России состоят из налоговых платежей, на долю которых приходится более 80 проц. поступлений; при этом в федеральном бюджете преобладают доходные поступления от косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Косвенное налогообложение создает надежную и легко контролируемую доходную базу, но, в конечном итоге, дальнейший рост данных налогов приводит к все большему переложению налогового бремени на плечи конечного потребителя.  
       Расходы федерального бюджета складываются, с одной стороны, из тех затрат, которые финансируются исключительно изфедерального бюджета, а с другой - их расходов, связанных с предметами совместного ведения. К первым относятся расходы по обеспечению деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление; расходы на осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; расходы на национальную оборону и обеспечение безопасности государства и граждан; на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; на государственную поддержку атомной энергетики; расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; расходы по осуществлению федеральной инвестиционной программы; по обеспечению реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; финансовая поддержка субъектов РФ; и др. В настоящее время самой большой статьей расходов федерального бюджета России является обслуживание государственного долга, в то время как все расходы на социальные цели (образование; культура, искусство и кинематография; здравоохранение и физическая культура; социальная политика) едва «дотягивают» до половины расходов на обслуживание государственного долга. Расходы только на выплату процентов по государственному внутреннему и внешнему долгу в федеральном бюджете на 2001 запланированы в размере 20 проц. Значительными по своему уровню являются и расходы на национальную оборону - 18 проц. Бюджетные расходы на финансирование отраслей реального сектора экономики (промышленность, строительство и др.) запланированные на уровне 3,7 проц., что недостаточно для целенаправленного финансового регулирования отраслевой и территориальной структуры общественного производства.

 

                  2.2. Структура налоговых доходов государства

 

Согласно ст.10 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

1.     федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2.     бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3.     местные бюджеты, в том числе:

   - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

    -  бюджеты городских и сельских поселений.

Консолидированный бюджет

В январе-июне 2011 года в консолидированный бюджет области поступило 51 млрд. 077 млн. рублей доходов, что составляет 52,8% к уточненному плану на 2011 год. Увеличение доходов к соответствующему периоду 2010 года составило 7 млрд. 899 млн. рублей или 18,3%.

Налоговые и неналоговые  доходы поступили в сумме 41 млрд. 771,6 млн. рублей (50,5% к уточненному годовому плану). Темп роста налоговых и неналоговых доходов к январю-июню 2009 года составляет 123%, к январю-июню 2008 года – 103,8%.

В структуре налоговых  и неналоговых доходов 92% занимают налоговые доходы, 8% - неналоговые доходы. Налоговые доходы получены в сумме 38 млрд. 582,8 млн. рублей (50,2% к уточненному плану на 2010 год). По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет области увеличилось на 7 млрд. 297,8 млрд. рублей.

Основные источники  поступления налоговых доходов  консолидированного бюджета:

налог на доходы физических лиц – 14 млрд. 882,5 млн. рублей (38,6% в  налоговых доходах);

налог на прибыль организаций  – 12 млрд. 455,5 млн. рублей (32,3%);

налоги на имущество – 5 млрд. 497,6 млн. рублей (14,2%);

акцизы – 3 млрд. 503,1 млн. рублей (9,1%);

налоги на совокупный доход – 1 млрд. 820,7 млн. рублей (4,7%).

Неналоговые доходы консолидированного бюджета поступили в сумме 3 млрд. 188,9 млн. рублей (55,1% к уточненному годовому плану, что больше чем за аналогичный период 2009 года на 19,4%). Основным источником неналоговых доходов являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в сумме 1 млрд. 783,3 млн. рублей (55,9% в общих неналоговых доходах).

    Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступили в сумме 7 млрд. 391,3 млн. рублей (62,5% к уточненному годовому плану), в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности – 1 млрд. 149,6 млн. рублей, дотация на предоставление дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований – 61,8 млн. рублей, субвенции – 3 млрд. 857,3 млн. рублей, субсидии – 1 млрд. 850,2 млн. рублей, иные межбюджетные трансферты – 472,4 млн. рублей.

Расходы консолидированного бюджета исполнены в сумме 47 млрд. 812,7 млн. рублей (44% к уточненному плану на 2011 год). Темп роста расходов к соответствующему периоду 2010 года составляет 105,5%.

Профицит (превышение доходов  над расходами) консолидированного бюджета составил 3 млрд. 264,3 млн. рублей, в том числе областной бюджет исполнен с профицитом в сумме 2 млрд. 249 млн. рублей, бюджеты муниципальных районов и городских округов с профицитом в сумме 1 млрд. 015,4 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета составляют расходы на:

образование – 11 млрд. 777,2 млн. рублей (24,6% в общих расходах);

социальную политику – 10 млрд. 888,8 млн. рублей (22,8%);

национальную экономику – 5 млрд. 961,6 млн. рублей (12,5%);

здравоохранение, физическую культуру и спорт – 5 млрд. 063,6 млн. рублей (10,6%);

жилищно-коммунальное хозяйство – 3 млрд. 846,9 млн. рублей (8,0%);

межбюджетные трансферты – 2 млрд. 913,2 млн. рублей (6,1%).

На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы области направлено 16 млрд. 844,1 млн. рублей (35,2% в общем объеме произведенных расходов).

Просроченная задолженность  по заработной плате с начислениями на нее работникам бюджетной сферы, финансируемым из консолидированного бюджета области по состоянию на 1 июля 2011 года, отсутствует.

Областной бюджет

Доходы областного бюджета в январе-июне 2011 года получены в сумме 40 млрд. 059,2 млн. рублей (55,1% к уточненному плану на 2011 год).

Налоговые и неналоговые доходы получены в сумме 30 млрд. 759,6 млн. рублей (52,4% к уточненному годовому плану и 128,2% к аналогическому периоду 2009 года, 106,7% к аналогичному периоду 2009 года).

Налоговые доходы получены в сумме 29 млрд. 704,2 млн. рублей (51,9% к уточненному  годовому плану), неналоговые доходы – в сумме 1 млрд. 055,4 млн. рублей (69,1% к уточненному годовому плану). Основные источники поступления налоговых доходов:

налог на прибыль организаций – 12 млрд. 455,5 рублей (41,9% в налоговых  доходах);

налог на доходы физических лиц – 8 млрд. 785,8 млн. рублей (29,6%);

налоги на имущество – 3 млрд. 874 рублей (13%);

акцизы – 3 млрд. 503,1 млн. рублей (11,8%);

налоги на совокупный доход – 1 млрд. 067,3 млн. рублей (3,6%).

Расходы областного бюджета в январе-июне 2011 года исполнены в сумме 37 млрд. 810,2 млн. рублей (46,6% к уточненному плану на 2011 год). Темп роста расходов к соответствующему периоду 2009 года составил 105,5%.

Наибольший удельный вес в расходах областного бюджета  составляют расходы на:

Информация о работе Взимание налогов