Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:50, реферат
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Введение
1. Налоговая система России
1.1 Понятие и функции налогов
1.2 Субъекты и объекты налогообложения
1.3 Основные виды налогов в РФ
1.4 Налоговые льготы в РФ
2. Недостатки налоговой системы России
3. Основные направления и анализ реформы налоговой системы России
3.1 Основные направления реформы налоговой системы России
Заключение
Список использованной литературы
Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежном эквиваленте. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:
риски налогового контроля
риски усиления налогового бремени
риски уголовного преследования
В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:
Принцип
разумности и экономической
Принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы. Вероятно, что после этого разработанная схема покажется не столь привлекательной.
Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде.
Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика на самом деле направлены на оптимизацию налогов.
Принцип
комплексной налоговой экономии
(принцип многообразия применяемых
способов минимизации налогов)
1.4.
Налоговые льготы в
РФ
Понятие льготы в действующем налоговом законодательстве введено пунктом 1 статьи 56 НК РФ.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Региональное
и местное налоговое
В
систему законодательства о налогах
и сборах не входят нормативные правовые
акты органов исполнительной власти,
исполнительных органов местного самоуправления
и органов государственных
Министерство
Российской Федерации по налогам
и сборам, Министерство финансов Российской
Федерации, Государственный таможенный
комитет Российской Федерации, органы
государственных внебюджетных фондов
издают обязательные для своих подразделений
приказы, инструкции и методические
указания по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами, которые
не относятся к актам
В
силу того, что НК РФ продолжает разрабатываться
и до момента введения в действие
отдельных глав части второй кодекса,
при судебном решении налоговых
споров суды руководствуются принятыми
в установленном порядке
Напомним также, что в силу статьи 5 НК РФ акты, ухудшающие положение налогоплательщика (например, отменяющие налоговые льготы), не могут иметь обратной силы, напротив, - устанавливающие льготы имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.
Налоговые льготы устанавливаются и отменяются:
1. По федеральным налогам - федеральными законами РФ;
2. По региональным налогам - законодательством субъекта РФ;
3. По
местным налогам - актами органов
местного самоуправления, причем
в последних двух случаях
Если индивидуальные льготы были предоставлены представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до 12 августа того же года (до дня вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), они действуют в течение того срока, на который были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, такие льготы прекратили свое действие с 1 января 2000 года.
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
2. Недостатки налоговой
системы России
Оптимально
построенная налоговая система
должна не только обеспечивать финансовыми
ресурсами потребности
Мировой
опыт налогообложения показывает, что
изъятие у налогоплательщика
до 30-40% от дохода является пределом, после
которого начинается процесс сокращения
сбережений, а тем самым и инвестиций
в экономику. Если же число налогов
предусматривает изъятие у
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.
В
Российской экономике по различным
оценкам от 25 до 40% ВВП создается
в теневом секторе экономики,
подавляющая часть которого не охватывается
налогами. По данным Минфина России
из-за сокрытия доходов и объектов
налогообложения в
Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.
Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).
Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.
Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.
Проблематичен
также вопрос неравномерности распределения
налогов между категориями
Особенно сильные дебаты в настоящее время ведутся в связи с введением налога с продаж и единого налога на вмененный доход.
Вместо
посильной поддержки развития налогоплательщиков
нынешняя налоговая политика направлена
на всяческое препятствование
Несмотря
на очевидную необходимость
3. Основные направления и анализ реформы налоговой системы России
3.1Основные направления реформы налоговой системы
Сегодня
под налоговой реформой имеется
в виду, прежде всего, укрепление налоговой
системы, ее совершенствование. Для
этого нужно существенно
Основные направления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:
1. ослабление
налогового бремени и
2. расширение
налоговой базы благодаря
3. постепенное
перемещение налогового
4. решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
На
сегодняшний день наиболее целесообразным
шагом в области реформирования
налоговой системы можно