Виды налогов. Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:50, реферат

Краткое описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Оглавление

Введение
1. Налоговая система России
1.1 Понятие и функции налогов
1.2 Субъекты и объекты налогообложения
1.3 Основные виды налогов в РФ
1.4 Налоговые льготы в РФ
2. Недостатки налоговой системы России
3. Основные направления и анализ реформы налоговой системы России
3.1 Основные направления реформы налоговой системы России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.47 Кб (Скачать)

     Под рисками налоговой  оптимизации понимаются возможности понести  финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежном эквиваленте. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:

риски налогового контроля

риски усиления налогового бремени

риски уголовного преследования

     В процессе оптимизации налоговых  платежей следует придерживаться следующих  принципов:

     Принцип разумности и экономической обоснованности: Любая схема должна быть продумана  до мелочей.

     Принцип комплексного расчета экономии и  потерь. Перед тем, как внедрить схему  оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные  расходы. Вероятно, что после этого  разработанная схема покажется  не столь привлекательной.

     Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика  должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой  проверки и в качестве доказательств  в суде.

     Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика  на самом деле направлены на оптимизацию  налогов.

     Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых  способов минимизации налогов) 

     1.4. Налоговые льготы в РФ 

     Понятие льготы в действующем налоговом  законодательстве введено пунктом 1 статьи 56 НК РФ.

     Льготами  по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах преимущества по сравнению  с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере.

     Региональное  и местное налоговое законодательство представлено законами и иными нормативными правовыми актами о налогах и  сборах субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов  местного самоуправления, принятыми  в соответствии с НК РФ. Действие регионального законодательства, в  отличие от федерального, применяемого на всей территории РФ, распространяется только на субъект федерации, а местного - в границах местного территориального образования. При этом нормативные  правовые акты о налогах и сборах применимы только в части, не противоречащей НК РФ.

     В систему законодательства о налогах  и сборах не входят нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов. Эти органы в предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах случаях издают нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборами, которые  не могут изменять или дополнять  законодательство о налогах и  сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при  издании указанных актов руководствуется  также таможенным законодательством  Российской Федерации.

     Министерство  Российской Федерации по налогам  и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений  приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с  налогообложением и сборами, которые  не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а значит не могут устанавливать, равно как и отменять, - налоговые льготы (ст.4 НК РФ).

     В силу того, что НК РФ продолжает разрабатываться  и до момента введения в действие отдельных глав части второй кодекса, при судебном решении налоговых  споров суды руководствуются принятыми  в установленном порядке нормами  закона, касающимися налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный  акт они включены: связанный или  не связанный в целом с вопросами  налогообложения. Этот порядок закреплен пунктом 15 постановления ВАС от 28 февраля 2001 г. N 5.

     Напомним  также, что в силу статьи 5 НК РФ акты, ухудшающие положение налогоплательщика (например, отменяющие налоговые льготы), не могут иметь обратной силы, напротив, - устанавливающие льготы имеют обратную силу, если прямо предусматривают  это.

     Налоговые льготы устанавливаются и отменяются:

1. По  федеральным налогам - федеральными  законами РФ;

2. По  региональным налогам - законодательством  субъекта РФ;

3. По  местным налогам - актами органов  местного самоуправления, причем  в последних двух случаях положения  документов, устанавливающих льготы, не должны противоречить НК  РФ. Так, статьей 56 НК РФ определено, что нормы законодательства о  налогах и сборах, определяющие  основания, порядок и условия  применения льгот по налогам  и сборам, не могут носить индивидуального  характера.

     Если  индивидуальные льготы были предоставлены  представительными органами власти субъектов Российской Федерации  и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до 12 августа того же года (до дня вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), они действуют  в течение того срока, на который  были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, такие льготы прекратили свое действие с 1 января 2000 года.

     Налогоплательщик  вправе отказаться от использования  льготы либо приостановить ее использование  на один или несколько налоговых  периодов, если иное не предусмотрено  НК РФ.

 

      2. Недостатки налоговой  системы России 

     Оптимально  построенная налоговая система  должна не только обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования.

Мировой опыт налогообложения показывает, что  изъятие у налогоплательщика  до 30-40% от дохода является пределом, после  которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов  предусматривает изъятие у налогоплательщика  более 40-50% его доходов, то это полностью  ликвидирует стимулы к предпринимательской  инициативе и расширению производства.

     В мировой налоговой практике в  качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.

     В Российской экономике по различным  оценкам от 25 до 40% ВВП создается  в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный  бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные  налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную  казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать  такую нагрузку.

     Другая  проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП  рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению  в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

     Налоги  должны распределяться в равной степени  между федеральным центром и  регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).

     Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого  сложно избежать из-за высокого динамизма  процессов, которые происходят в  хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

     Наиболее  спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась  по образу и подобию налоговых  систем западных стран. В некоторых  случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

     Проблематичен также вопрос неравномерности распределения  налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых  отчислений налогоплательщиков в зависимости  от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен  на тех налогоплательщиков, которых  легко проверить (т.е. мелких и средних  предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

     Особенно  сильные дебаты в настоящее время  ведутся в связи с введением  налога с продаж и единого налога на вмененный доход.

     Вместо  посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.

     Несмотря  на очевидную необходимость реформирования налоговой системы ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться. Уже сейчас наблюдается тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и снижению налогового бремени.

 

      3. Основные направления  и анализ реформы  налоговой системы  России

     3.1Основные  направления реформы  налоговой системы

     Сегодня под налоговой реформой имеется  в виду, прежде всего, укрепление налоговой  системы, ее совершенствование. Для  этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать  необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

     Основные  направления налоговой реформы  в России в должны быть направлены на:

1. ослабление  налогового бремени и упрощение  налоговой системы путем отмены  низкоэффективных налогов и отчислений  во внебюджетные фонды;

2. расширение  налоговой базы благодаря отмене  ряда налоговых льгот, расширению  круга плательщиков налогов и  облагаемых доходов в соответствии  с принципом «налоговой справедливости»;

3. постепенное  перемещение налогового бремени  с предприятий на физических  лиц;

4. решение  комплекса проблем, связанных  со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

     На  сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:

  • расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;
  • унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;
  • расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
  • усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

Информация о работе Виды налогов. Налоговая система РФ