Виды налогов. Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:50, реферат

Краткое описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Оглавление

Введение
1. Налоговая система России
1.1 Понятие и функции налогов
1.2 Субъекты и объекты налогообложения
1.3 Основные виды налогов в РФ
1.4 Налоговые льготы в РФ
2. Недостатки налоговой системы России
3. Основные направления и анализ реформы налоговой системы России
3.1 Основные направления реформы налоговой системы России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.47 Кб (Скачать)

     Основная  функция налогов - фискальная состоит  в том, чтобы обеспечивать государство  денежными средствами. Посредством  фискальной функции реализуется  главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов  средства расходуются государством на содержание административно-управленческого  аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

     Регулирующая  функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий  налогообложения. Государство всегда влияет на поведение экономических  субъектов - физических и юридических  лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

     Дрyгая фyнкция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций госyдарство стимyлирyет технический прогресс, yвеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сyмма прибыли, направленная на техническое перевоорyжение, реконстрyкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборyдование для производства продyктов питания и ряда дрyгих освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень сyщественная.

     Следyющая фyнкция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в госyдарственном бюджете концентрирyются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крyпных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

     С помощью налогов госyдарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфрастрyктyры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных yсловиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

     Перераспределительная фyнкция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствyющим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальнyю направленность, как это сделано в Германии, Швеции многих дрyгих странах. Это достигается пyтем yстановления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нyжды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нyждающихся в социальной защите.

     Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осyществляются одновременно. Налогам присyща одновременно стабильность и подвижность. 

     1.2 Субъекты и объекты  налогообложения 

     Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

С понятием "субъект налогообложения" тесно  связано понятие "носитель налога" - лицо, которое несет тяжесть  налогообложения в итоге.

     Налог уплачивается за счет собственных средств  субъекта налогообложения. Однако, от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

     Важную  роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщика  с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывания (резидентства). Налогоплательщиков подразделяют на резидентов (имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве) и нерезидентов (не имеющих в нем постоянного местопребывания). У резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

     Для юридических лиц существенное влияние  на порядок и размеры налогообложения  имеют организационно-правовая форма  предприятия, форма собственности, численность работающих на предприятии, а также вид хозяйственной деятельности. Например, малые предприятия имеют льготы по налогу на прибыль, НДС.

     Объект  налогообложения, согласно Статье 38 НК РФ, это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или  иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает  возникновение у налогоплательщика  обязанности по уплате налога. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

     Каждый  налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с  учетом положений  настоящей статьи.

Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет  владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.

Согласно  существующего налогового законодательства Российской Федерации к объектам налогообложения относят: материальные объекты - это часть объектов материального  мира, имеющая стоимость и являющаяся предметом права собственности, имущество физических и юридических лиц,

доходы  физических лиц, прибыль юридических  лиц.

     Наряду  с материальными существуют нематериальные объекты, которые также подлежат налогообложению.

     Нематериальные  объекты - это объекты, используемые в течение долгосрочного периода  в хозяйственной деятельности и  приносящие доход. (Например, право  пользования земельными участками  и природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», авторские права и т.д.).

     Под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в  соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

(в ред.  Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

     Товаром для целей настоящего Кодекса  признается любое имущество, реализуемое  либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится  и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

     Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют  материальное выражение и могут  быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

     Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в  процессе осуществления этой деятельности. 

     1.3 Виды налогов 

     Для обозначения особенностей отдельных  видов налогообложения налоговедение использует следующие критерии и признаки налоговых платежей:

- по  плательщикам;

- по  объектам обложения;

- по  компетенции властей в сфере  установления и введения налогов  и сборов;

- по  адресности зачисления налоговых  платежей;

- по  целевой направленности;

- периодические  и разовые налоги;

- регулярные  и чрезвычайные налоги.

     В зависимости от плательщиков все  налоги можно разделить на три  группы:

- налоги, уплачиваемые физическими лицами;

- налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

- налоги, уплачиваемые физическими и юридическими  лицами.

     К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество  физических лиц, налоги на наследство и дарение, социальные налоги (взносы), взимаемые непосредственно с  доходов, полученных физическими лицами, а также отдельные виды сборов. В Российской Федерации к таким  налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования дарения; налог на имущество физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью; курортный сбор.

     К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налоги на доход; прибыль и поступления  от капитала юридических лиц (обществ  с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических  лиц. В Российской Федерации к  таким налогам относятся: налог  на прибыль организаций; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; плата за пользование водными  объектами; налог на имущество предприятий; лесной доход.

     Наиболее  многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых  могут одновременно выступать как  физические, так и юридические  лица. В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; единый социальный налог; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; государственная пошлина; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; другие виды налогов и сборов.

     В зависимости от объекта обложения  налоги подразделяются на следующие  группы:

- налоги  на доходы;

- налоги  на имущество;

- налоги  на реализацию товаров (работ,  услуг);

- налоги  на определенные виды расходов;

- налоги  на совершение определенных операций;

- налоги  и сборы за право осуществления  определенных видов деятельности.

     Налоги  на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. В Российской Федерации к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однако в соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, доходы от продажи отдельных видов имущества, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности налогообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ. В других странах такие виды доходов могут облагаться самостоятельными налогами. К налогам, взимаемым с отдельных видов доходов, могут относиться: налоги на доходы от денежных капиталов, налог на доходы игорного бизнеса, а также самостоятельные налоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д.

Налоги  на имущество подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости  имущества (общеимущественные), и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К общеимущественным налогам относятся налоги, с совокупной стоимости различных видов имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, - налог на имущество предприятий, взимаемый в РФ. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: а) поземельные налоги; б) налоги, взимаемые со строений; в) налоги с отдельных видов транспортных средств; г) налоги с владельцев животных. В Российской Федерации к налогам с отдельных видов имущества относятся: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. Кроме того, в Российской Федерации взимаются земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; сбор с владельцев собак.

     Налоги  на реализацию товаров обычно называют «налоги на потребление». Такое название эти налоги получили потому, что  хотя их плательщиком является лицо, производящее или реализующее соответствующие  товары, носители налогового бремени - потребители. Следует отметить, что  к налогам на потребление относятся  также и налоги, взимаемые при  ввозе товаров на территорию страны, - таможенные пошлины и сборы.

Информация о работе Виды налогов. Налоговая система РФ