Виды налогов. Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:50, реферат

Краткое описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Оглавление

Введение
1. Налоговая система России
1.1 Понятие и функции налогов
1.2 Субъекты и объекты налогообложения
1.3 Основные виды налогов в РФ
1.4 Налоговые льготы в РФ
2. Недостатки налоговой системы России
3. Основные направления и анализ реформы налоговой системы России
3.1 Основные направления реформы налоговой системы России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.47 Кб (Скачать)

     К налогам на определенные виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемую  заработную плату, налоги на приобретение иностранной валюты, на приобретение объектов недвижимости и т.д. К налогам  на определенные виды расходов в РФ относятся налог на покупку иностранных  денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на рекламу. Для работодателей  единый социальный налог (взнос) также  представляет собой налог на определенный вид расхода - выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам.

     По  компетенции властей в сфере  установления и введения налогов  и сборов налоги можно подразделить на взимаемые только на определенных территориях. Налоги, взимаемые на всей территории государства, - это налоги, вводимые на общегосударственном уровне. При этом на общегосударственном уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов на отдельных территориях. К налогам, взимаемым на отдельных территориях государства, относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного самоуправления.

     В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы. Поступления, по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов. К закрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины, сборы и иные платежи, зачисляемые в доход федерального бюджета на основании Бюджетного кодекса РФ, а также подавляющее большинство местных налогов и сборов. К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней. В РФ к регулирующим налогам и сборам относятся большинство федеральных, а также все региональные налоги.

     По  критерию пользования налоговых  поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов, т.е. налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды. В РФ к таким налогам и сборам относятся федеральный единый социальный налог и федеральные налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. К целевым могут относиться налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты.

     Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые. Под периодическими налогами обычно понимаются налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми, не образующими систему, т.е. таможенные пошлина; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; местные сборы - курортный сбор; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

     Налоги  также бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярным обычно относятся налоги и сборы, действующие в течение длительного периода времени. При установлении регулярных налогов и сборов обычно никогда не определяется срок их действия. К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.). Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо оговаривается, что налог будет взиматься до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства.

     В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

     В соответствии с Налоговым  кодексом РФ Федеральные налоги и сборы:                    

обязательные налоги

1) налог  на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог  на доходы физических лиц;

4) налог  на прибыль организаций;

5) налог  на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

8) государственная  пошлина. 

Региональные налоги:

1) налог  на имущество организаций;

2) налог  на игорный бизнес;             

3) транспортный  налог. 

Местные налоги:

1) земельный налог;

2) налог  на имущество физических лиц.        

Обязательный  налог Пунктом 1 статьи 17 НК РФ определены обязательные условия установления налога:

- налогоплательщики;

- элементы  налогообложения.

     Таким образом, налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;налоговая ставка;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.

     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о  налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

     Налоговая база (налогооблагаемая база) - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.

     Общие принципы исчисления налоговой базы

1. Налоговая  база и порядок ее определения  устанавливаются Налоговым кодексом  Российской Федерации (НК РФ).

2. Налогоплательщики-организации  исчисляют налоговую базу по  итогам каждого налогового периода  на основе данных регистров  бухгалтерского учета и (или)  на основе иных документально  подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо  связанных с налогообложением.

     При обнаружении ошибок (искажений) в  исчислении налоговой базы, относящихся  к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде  перерасчет налоговой базы и суммы  налога производится за период, в котором  были совершены указанные ошибки (искажения).

     В случае невозможности определения  периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы  налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

3. Индивидуальные  предприниматели, нотариусы, занимающиеся  частной практикой, адвокаты, учредившие  адвокатские кабинеты, исчисляют  налоговую базу по итогам каждого  налогового периода на основе  данных учета доходов и расходов  и хозяйственных операций в  порядке, определяемом Министерством  финансов Российской Федерации.

4. Вышеизложенные  правила распространяются также  на налоговых агентов.

5. Остальные  налогоплательщики -- физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

6. В  случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую  базу по итогам каждого налогового  периода на основе имеющихся  у них данных.

     Налоговое бремя

     НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ - 1) мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Величина налогового бремени зависит прежде всего от видов налогов и налоговых ставок. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например налог с владельцев транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей; б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо; 2) в широком смысле слова -- бремя, налагаемое любым платежом.

     Сущность  налогового планирования

     Налоговое планирование - это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Налоговое планирование (НП) представляет собой  одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации[1]. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово - хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых  расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

     Цели

     Основными целями НП являются оптимизация налоговых  платежей, минимизация  налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение  объема оборотных  средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово - хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.

     Составными  частями (этапами) НП являются:

  • определение главных принципов;
  • анализ проблем и постановка задач;
  • определение основных инструментов, которые может использовать организация;
  • создание схемы;
  • осуществление финансово - хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.

     Определение главных принципов

     Под принципами НП понимаются основные правила, лежащие  в его основе. Ниже приведены принципы, в соответствии с  которыми, на наш  взгляд, следует осуществлять налоговое планирование: 1. Принцип законности - соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении  НП. 2. Принцип выгодности - снижение совокупных налоговых обязательств организации в  результате применения инструментов НП. 3. Принцип реальности и эффективности - использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением. 4. Принцип альтернативности - рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации. 5. Принцип оперативности - корректировка процедуры НП с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений. 6. Принцип понятности и обоснованности - требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.

Информация о работе Виды налогов. Налоговая система РФ