Упрощенная система налогообложение: понятие, признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:37, доклад

Краткое описание

«Упрощенная система налогообложения (УСН, "упрощенка") существует в России далеко не первый год. Вначале она регулировалась Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (он утратил силу с 1 января 2003 г.). В настоящее время у "упрощенки" есть собственная глава в Налоговом кодексе РФ - глава 262».

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.78 Кб (Скачать)

Налоговая декларация

Налогоплательщики-организации  представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые  декларации по истечении налогового периода.

Срок представления налоговых  деклараций: не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют в  налоговые органы по месту своего жительства налоговые декларации по истечении налогового периода в  срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Данный порядок (представление  деклараций только по итогам налогового периода) действует с 01.01.2009. До этой даты для налогоплательщиков-организаций  и для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей была предусмотрена  обязанность представления деклараций также и по итогам отчетных периодов в срок не позднее 25 дней со дня окончания  соответствующего отчетного периода.

Таким образом, в настоящее  время налоговые декларации следует  представлять только один раз в год - по истечении налогового периода. Однако, при этом авансовые платежи  по налогу необходимо уплачивать по итогам отчетных периодов в прежнем порядке.

 

§ 5. Прекращение  действия упрощенной системы налогообложения

 

Действие упрощенной системы  налогообложения прекращается в  добровольном или обязательном порядке.

Добровольный порядок  прекращения действия упрощенной системы

Налогоплательщики (организации  и индивидуальные предприниматели), перешедшие на УСН, обязаны применять  ее на протяжении всего налогового периода, если не наступят основания  для обязательного прекращения  действия упрощенной системы или не будут нарушены условия признания субъекта налогоплательщиком.

Так, согласно п. 3 ст. 34613 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налогоплательщик, применяющий  упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения, в том числе, и на общий, с начала календарного года, уведомив об этом налоговый  орган не позднее 15 января года, в  котором он предполагает перейти  на иной режим налогообложения.

Рекомендуемая форма уведомления  об отказе от применения упрощенной системы  налогообложения утверждена приказом МНС РФ от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495.

Таким образом, добровольный отказ от применения упрощенной системы  налогообложения возможен только начиная  с нового календарного года. При  этом в налоговый орган по месту  учета не позднее 15 января нового года необходимо направить уведомление  об отказе.

Обязательный порядок  прекращения действия упрощенной системы 
налогообложения

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, утрачивают право на ее применение в следующих  случаях:

1) если по итогам налогового (отчетного) периода их доход  превысит 20 млн. рублей;

2) если допущено несоответствие  требованиям, установленным п.п. 3 и 4 ст. 346.12, п. 3 ст. 346.14 Налогового  кодекса РФ (организация открыла  филиал, средняя численность работников  за отчетный период превысила  100 человек, налогоплательщик применял  объект налогообложения "доходы" и вступил в простое товарищество  и т.д.).

Налогоплательщик (организация, индивидуальный предприниматель) считается  утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено нарушение установленных для  него критериев. В этих случаях он обязан сообщить в ИФНС о переходе на общую систему налогообложения  в течение 15 календарных дней по окончании отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

В некоторых случаях могут  возникнуть затруднения с определением периода, в котором допущено нарушение. Например, организация, применяющая  УСН, реализовала в октябре 2008 г. земельный участок. Доход от реализации участка превысил 20 млн. руб. По договору право собственности на земельный участок у покупателя возникает с момента госрегистрации, а оплата производится в течение 90 дней со дня подписания договора. Таким образом, оплата была осуществлена в I квартале 2009 г. Минфин России разъясняет, что налогоплательщик обязан осуществить возврат на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором поступила выручка от реализации этого земельного участка согласно п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ (письмо от 12.03.2009 N 03-11-06/2/37). Следовательно, поскольку оплата поступила в I квартале 2009 г., организация должна перейти на общий режим налогообложения с этого периода.

Рекомендуемая форма сообщения  об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения утверждена приказом МНС РФ от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495.

При разрешении споров, связанных  с утратой права на применение УСН, суды в некоторых случаях  применяют постановление Пленума  ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

Так, суд установил, что  предприниматель, осуществляющий розничную  торговлю и применяющий УСН, заключил договор комиссии, согласно которому он (комиссионер) принимает на себя обязанность по поручению комитента  за вознаграждение от своего имени  совершать продажу товаров. Комиссионный и собственный товар предпринимателя  реализовывался через кассу предпринимателя, однако, раздельный учет поступившей  выручки отсутствует. Фактически оплата товара через расчетный счет комитента  являлась оплатой товара за предпринимателя, товар от поставщиков принимался непосредственно его работниками. Доказательства уплаты комиссионного  вознаграждения предпринимателю отсутствуют. В связи с этим суд пришел к  выводу, что заключение договора комиссии направлено на получение предпринимателем необоснованной налоговой выгоды, а  денежные средства, полученные им от реализации товаров, являются его доходом, превысившим  установленный предел (постановление  ФАС Уральского округа от 03.03.2009 N Ф09-836/09-С2).

Президиум ВАС РФ отменил  принятые по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение, указав, что неправильное отражение организацией дохода могло повлечь необоснованную налоговую выгоду в результате применения УСН вместо уплаты налогов по общей  системе налогообложения. Однако суды этот вопрос не исследовали, не оценили  все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи (постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2009 N 1510/09).

Повторный переход  на упрощенную систему налогообложения

В соответствии с п. 7 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы  налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее  чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Исходя из анализа вышеназванной  нормы, можно сделать следующие  выводы.

1. Данное положение применяется  в отношении организаций и  индивидуальных предпринимателей.

2. Данное положение применяется  при любом способе утраты права  на применение упрощенной системы  налогообложения (как при добровольном, так и при обязательном способе).

3. Однолетний срок запрета  начинает исчисляться с момента  утраты права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативный материал

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, с  изменениями и дополнениями от 24.07.2007 №198-ФЗ // СЗ РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340; СЗ РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 3995

2. Об установлении коэффициента-дефлятора  в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской  Федерации «Упрощенная система  налогообложения» на 2009 год: Приказ  Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 №  395 // Российская газета, N 237, 19.11.2008

3. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Аспект-5" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2007 N 648-О-О // СПС «Консультант-плюс»

 

 II. Специальная литература

  1. Крутякова Т.Л. Мошкович М.Г. Упрощенка 2009: переход, применение, возврат (издание дополненное)
  2. Практическая налоговая энциклопедия: Упрощенная система налогообложения (актуально по состоянию законодательства на ноябрь 2009 г.). Том 10 /под ред. Брызгалина А.В. // СПС «Консультант-плюс»
  3. Упрощенная система налогообложения (по состоянию на 31 октября 2008 г.) // СПС «Консультант-плюс»

 


Информация о работе Упрощенная система налогообложение: понятие, признаки