Упрощенная система налогообложение: понятие, признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:37, доклад

Краткое описание

«Упрощенная система налогообложения (УСН, "упрощенка") существует в России далеко не первый год. Вначале она регулировалась Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (он утратил силу с 1 января 2003 г.). В настоящее время у "упрощенки" есть собственная глава в Налоговом кодексе РФ - глава 262».

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.78 Кб (Скачать)

 

§ 1. Упрощенная система  налогообложение: понятие, признаки

 

«Упрощенная система налогообложения (УСН, "упрощенка") существует в  России далеко не первый год. Вначале  она регулировалась Федеральным  законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (он утратил  силу с 1 января 2003 г.). В настоящее  время у "упрощенки" есть собственная  глава в Налоговом кодексе  РФ - глава 262».

Особенностью главы 26.2 НК РФ является различие условий применения упрощенной системы налогообложения  для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, названные в статье 34625.1 НК РФ. Если организации исчисляют и уплачивают единый налог по результатам хозяйственной деятельности, то у предпринимателей, в соответствии с указанной статьей НК РФ, имеется также альтернатива уплачивать в бюджет стоимость патента, устанавливаемую в зависимости от осуществляемого ими вида деятельности законами субъектов Российской Федерации.

Упрощенная система  налогообложения - это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате четырех основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке.

Учитывая требования, которые  закон предъявляет к налогоплательщику  УСН, а именно, ограничения по количеству работников, остаточной стоимости основных средств, лимит полученных доходов, можно говорить о том, что данный налоговый режим в основном предназначен для субъектов малого и среднего бизнеса.

Основными признаками упрощенной системы являются следующие положения.

1. Упрощенная система  налогообложения применяется организациями  и индивидуальными предпринимателями  наряду с общей системой налогообложения,  предусмотренной законодательством  РФ о налогах и сборах.

Об этом сказано в п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем, реально УСН возможно совмещать  лишь с ЕНВД.

Так, в силу прямого указания в подп. 11 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса  РФ на УСН не переводятся участники  соглашений о разделе продукции. Поэтому УСН нельзя совмещать  с системой налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции.

В подп. 13 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса сказано, что не вправе применять  УСН организации и предприниматели, переведенные на уплату ЕСХН. Т.е. УСН  нельзя совмещать с ЕСХН.

Нельзя одновременно применять  УСН и общую систему налогообложения, т.к. они применяются в отношении  всех видов осуществляемой налогоплательщиком деятельности. Об этом сказано в  Определении Конституционного Суда РФ от 16.10.2007 N 667-О-О.

2. Упрощенная система  налогообложения предусматривает  вместо налогов, которые уплачиваются  на общей системе налогообложения,  уплату единого налога.

Указанное означает, что  субъекты упрощенной системы уплачивают вместо налога на прибыль (доход - для  индивидуальных предпринимателей), налога на добавленную стоимость, исчисляемого по внутренним операциям (при реализации, передаче для собственных нужд, выполнении строительно-монтажных работ для  собственного потребления), налога на имущество, единого социального  налога один единый налог.

Так, в отношении организаций  применение упрощенной системы налогообложения  предусматривает замену уплаты 1) налога на прибыль организаций, 2) налога на добавленную стоимость (за исключением  налога на добавленную стоимость, подлежащего  уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и налога на добавленную  стоимость, уплачиваемого при осуществлении  операций в соответствии с договором  простого товарищества) 3) налога на имущество  организаций 4) единого социального  налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

В отношении индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения предусматривает  замену уплаты 1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской  деятельности), 2) налога на добавленную  стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего  уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и налога на добавленную  стоимость, уплачиваемого при осуществлении  операций в соответствии с договором  простого товарищества), 3) налога на имущество (в отношении имущества, используемого  для осуществления предпринимательской  деятельности) и 4) единого социального  налога с доходов, полученных от предпринимательской  деятельности, а также выплат и  иных вознаграждений, начисляемых ими  в пользу физических лиц, уплатой  единого налога, исчисляемого по результатам  хозяйственной деятельности за налоговый  период.

При этом у лиц, применяющих  УСН, сохраняется обязанность по уплате всех иных налогов и сборов, подлежащих уплате в общем порядке, в том числе, НДС по товарам  при их ввозе на таможенную территорию РФ.

Особый случай возникает  в отношении "внутреннего" НДС. Согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса  РФ сумма НДС подлежит уплате в  бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы  налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как  сумма налога, указанная в соответствующем  счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются.

 

§ 2. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Порядок определения  доходов и расходов

 

Упрощенная система налогообложения (УСН) предназначена для малых  фирм и индивидуальных предпринимателей. Налоговый кодекс устанавливает  перечень тех субъектов, которые  не могут применять упрощенную систему  налогообложения. К ним, например, относятся, банки; организации, имеющие филиалы  и представительства; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; ломбарды и другие.

Статья 34612 устанавливает: «Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного  размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и  учитывающий изменение потребительских  цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный  год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации».

Коэффициент-дефлятор ежегодно утверждает Минэкономразвития России своим приказом. Он установлен в  таких размерах:

- на 2006 год - 1, 132 (приказ  от 3 ноября 2005 г. N 284);

- на 2007 год - 1,241 (приказ  от 3 ноября 2006 г. N 360);

   - на 2008 год - 1,34 (приказ  от 22 октября 2007 г. N 357);

   - на 2009 год – 1,538 (приказ от 12 ноября 2008 г. N 395).

Относительно того, как  на практике применять коэффициент-дефлятор, существует две точки зрения.

Первая основана на положениях Налогового кодекса. Так, в пункте 2 статьи 346.12 сказано: "величина предельного  размера доходов организации... подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый  ежегодно на каждый следующий календарный  год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее".

Это означает, что сумму  в 15 000 000 рублей надо последовательно  умножать на все коэффициенты-дефляторы  начиная с 2006 года. То есть при переходе на УСН с 2009 года доход фирмы (предпринимателя) за 9 месяцев 2008 года не должен быть больше 28 236 721 рублей (15 000 000 руб. х 1,132 x 1,24 x 1,34).

Вторую точку зрения высказал Минфин России в письме от 31 января 2008 года N 03-11-04/2/22. Финансисты считают, что сумму в 15 000 000 рублей нужно  корректировать только один раз - на коэффициент-дефлятор, который утвержден на данный год. По их мнению, в текущем коэффициенте Минэкономразвития уже учло все  коэффициенты за предыдущие годы. Таким  образом, при переходе на "упрощенку" с 2009 года доход фирмы (предпринимателя) за 9 месяцев 2008 года не должен быть больше 20 100 000 рублей (15 000 000 руб. х 1,34).

Как видим, при разных подходах к применению дефлятора предельные значения дохода для перехода на УСН  существенно отличаются.

Каким из них руководствоваться, каждый должен решить сам. Если считать  доход первым способом, то, возможно, вам придется отстаивать свою позицию  в суде. Те, кто не хочет рисковать, могут действовать способом, который  предложил Минфин.

Объектом налогообложения  единым налогом признаются согласно статье 34614 НК РФ:

а) доходы;

б) доходы, уменьшенные на величину расходов.

При установлении любого вида объекта налогообложения доход является его неотъемлемой частью. Поэтому данные положения распространяются на всех налогоплательщиков.

В связи с тем, что упрощенная система налогообложения у организаций  заменяет уплату налога на прибыль, а  у индивидуальных предпринимателей- уплату налога на доходы с физических лиц, то порядок определения доходов  для каждой категории налогоплательщиков различен.

Определение доходов организаций при упрощенной системе налогообложения происходит в том же порядке, который предусмотрен для налогоплательщиков налога на прибыль.

При определении объекта  налогообложения у организаций  учитывают следующие доходы:

- доходы от реализации, определяемые в соответствии  со ст. 249 Налогового кодекса РФ;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии  со ст. 250 Налогового кодекса РФ.

При определении налогооблагаемых доходов не учитываются доходы, предусмотренные  ст. 251 Налогового кодекса РФ, доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено  налоговым агентом в соответствии со ст.ст. 214 и 275 Налогового кодекса  РФ, а также суммовые разницы, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Единый налог при упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей заменяет налог на доходы физических лиц.

В связи с этим индивидуальные предприниматели при определении  объекта налогообложения учитывают  только доходы, полученные от предпринимательской  деятельности (доходы от реализации и  внереализационные доходы).

Если индивидуальный предприниматель  получает иные виды доходов, например, доходы от выполнения трудовых обязанностей, доходы по дивидендам, авторские вознаграждения, доходы в виде выигрыша в лотереях, доходы от продажи личного имущества  и др., не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, то указанные доходы не входят в  состав объекта налогообложения  по единому налогу. Указанные доходы подлежат налогообложению налогом  на доходы физических лиц в общем  порядке.

Кроме того, при определении  доходов индивидуальных предпринимателей не учитываются доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение  произведено налоговым агентом  в соответствии с положениями  ст.ст. 214 и 275 Налогового кодекса РФ.

Показатель "расходы" используется только теми налогоплательщиками, которые установили в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Перечень расходов, учитываемых  для целей налогообложения при  упрощенной системе, установлен ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

Общими правилами учета  расходов при упрощенной системе  налогообложения являются следующие  положения:

1) установленный перечень  расходов является исчерпывающим  и расширению не подлежит;

2) расходы учитываются  для целей налогообложения при  соблюдении установленных принципов;

3) отдельные расходы учитываются  в порядке, установленном для  аналогичных расходов по налогу  на прибыль;

4) расходы учитываются  для целей налогообложения только  в момент их признания.

В п. 1 ст. 34616 Налогового кодекса РФ перечислены затраты, которые могут использоваться для целей налогообложения. При этом в п. 2 данной статьи установлено, что расходы, указанные в п. 1 этой статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.

На основании вышеизложенного  можно выделить следующие условия  принятия расходов для целей налогообложения:

1) Доход уменьшается на  сумму обоснованных расходов.

2) Доход уменьшается на  сумму документально подтвержденных  расходов.

3) Доход уменьшается на  сумму любых расходов в рамках  установленного перечня, которые  произведены для осуществления  деятельности, направленной на получение  дохода.

При нарушении указанных  принципов, расходы для целей  налогообложения не учитываются.

В абз. 2 п. 2 ст. 34616 Налогового кодекса РФ установлено, что расходы, указанные в подп. 5, 6, 7, 9-21, 34 п. 1 настоящей статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст.ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 Налогового кодекса РФ.

В связи с этим все расходы, применяемые при упрощенной системе  налогообложения, можно разделить  на две группы:

1) расходы, применяемые  без учета норм гл. 25 Налогового  кодекса РФ, регулирующих сходные  виды затрат (подп. 1-4, 8, 22-33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

2) расходы, применяемые  с учетом норм гл. 25 Налогового  кодекса РФ, регулирующих сходные  виды затрат (подп. 5, 6, 7, 9-21, 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением участников договора простого товарищества или доверительного управления имуществом, для которых с 1 января 2006 года был установлен единственно возможный объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом, выбрав тот или иной объект налогообложения, налогоплательщик не сможет его поменять в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Информация о работе Упрощенная система налогообложение: понятие, признаки