Системы налогообложения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая политика активно оказывает влияние на экономические и социальные процессы государства, а сами налоги служат основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования. С помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода в целях образования централизованных фондов денежных средств. За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образования, здравоохранения, культуры и т.д.), но и осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1 Возникновение и развитие налогообложения в России…………….5
2 Сущность и функции налогов ………………………………................9
3 Структура налоговой системы РФ …………………………………..13
4 Системы налогообложения в РФ ……………………………………19
4.1 Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) …………………….19
4.2 Упрощенная система налогообложения (УСН) ………………...22
4.3 Общая система налогообложения (ОСН) ………………………..23
5 Тенденции развития налоговой системы РФ ……………………….24
Заключение ……………………………………………………………....25
Список используемой литературы …………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.55 Кб (Скачать)

Стимулирующая функция с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой. [10. 49]

Регулирующая функция налогов проявляется в государственном регулировании экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. [10. 51]

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами, часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами, часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. [5. 55]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура налоговой системы РФ

Все налоги в соответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

1. Федеральные (на уровне  страны);

2. Региональные (на уровне регионального органа государственной власти);

3. Местные (на уровне органа  местного самоуправления)

Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система. Такая система присуща большинству государств, имеющих федеративное устройство.

1. Федеральные налоги  представляют собой обязательные  платежи физических и юридических  лиц, которые устанавливаются высшим  органом законодательной власти  федеративного государства. Поступления  от федеральных налогов зачисляются  в федеральный бюджет либо  распределяются между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения  определяются высшим законодательным  органом РФ. Федеральные налоги  создают основу доходной части  федерального бюджета, за счет  них поддерживается финансовая  стабильность нижестоящих – региональных  и местных бюджетов. Перечень  федеральных налогов и сборов  устанавливается НК РФ, эти налоги  обязательны к уплате на всей  территории РФ.

В Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги (ст.13 НК РФ):

а) налог на добавленную стоимость (НДС);

б) акцизы;

в) налог на прибыль (доход) организаций;

г) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

д) государственная пошлина;

е) единый социальный налог (ЕСН);

ж) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

з) водный налог;

и) сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

2. Региональные налоги  – это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.

В соответствии со ст.14 НК РФ, существуют следующие региональные налоги:

а) налог на имущество организаций;

б) налог на игорный бизнес;

в) транспортный налог.

Известно, что региональные и местные налоги и сборы 2012 года подвергнулись некоторым изменениям. Так, например, уже в мае 2011 года была рассмотрена вероятность отмены транспортного налога.

При этом сохранялась и вероятность того, что данный налог останется без изменений, но одновременно увеличатся суммы акцизов на топливо. По некоторым данным Минфин выдвинул предложение повысить акцизы на автомобильное топливо на 3 руб.

Не менее остро стоит вопрос несовершенства системы налогообложения в игорной сфере бизнеса. С 1 июля 2009 г. в России данный вид бизнеса разрешён лишь в 4-х особых экономических зонах – так называемых, игорных зонах. Таких как: республика Алтай, Калининградская область, Приморский край, а также зона на границе Краснодарского края и Ростовской области «Азов-Сити».

Однако как до, так и после этого игорный бизнес в России находил новые способы функционирования и за пределами таких зон – будь то перенос своих заведений за границу, либо нарушение закона внутри РФ.

Не удивительно, что, как только вступил в действие запрет на деятельность таких заведений вне игорных зон, повсеместно стали появляться многочисленные нелегальные заведения.

Ответом на это были следующие предложения законодателей: усиление налоговой нагрузки на легальные заведения  и ужесточение наказания за осуществление нелегальной предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.

3. Местные налоги –  это обязательные платежи физических  и юридических лиц, поступающие  в местные бюджеты. Они оказывают  регулирующее воздействие на  развитие социальной инфраструктуры. Платежи по местным налогам  поступают в местные бюджеты. Это городские, районные, поселковые  налоги. Общий порядок установления  местных налогов предусмотрен  ст.12 НК РФ. В соответствии с  ней перечень местных налогов  устанавливается НК РФ (ст.15) и  нормативно-правовыми актами представительных  органов местного самоуправления:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц.

Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях. Это разделение целесообразно проводить с учетом следующих принципов:

• Налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

• Чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой – природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях – налогообложение имущества;

-Большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;

-Косвенные налоги – акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины – взимаются на федеральном уровне;

-Число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования.

Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения. Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов.

Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена. Общее признание получили пока только фундаментальные принципы налогообложения: принцип справедливости налогообложения; определенность и точность налогов; удобство сроков и способов уплаты; экономичность налогов, т. е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того иного налога. В настоящее время в мировой налоговой теории имеются две основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т. е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным, льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале — их не должно быть совсем. В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения. Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

Наряду с общими принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных принципов. В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций и др. Каждый из этих принципов относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы.

Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства. Таким образом, налоговая система - это совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системы налогообложения в РФ

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) регулируется гл. 26 НК РФ и применяется по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение дохода, и используемый для расчета величины единого налога.

Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимости выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемый единым налогом, а именно;

К1 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в т.ч. ассортимент товаров, сезонность, режим работы, площадь информационного поля световых и электронных табло и иные особенности;

К2 - устанавливаемый на календарный год коэффициент – дефляторов, учитывающий изменение потребительских цен на товары в РФ в предшествующем периоде Коэффициент – дефлятор определяется Правительства РФ.

Базовая доходность корректируется на коэффициенты К-1, К-2. Корректирующий коэффициент К-1 определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком. Коэффициент К-1 при расчете суммы налога за период с 2004 - 2006 годов не использовался. При определении величины базовой доходности субъекты Российской Федерации могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К-2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля световых и электронных табло, площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы и иные особенности. Значения корректирующего коэффициента К-2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Согласно ст. 346.32 п. 2 Налогового кодекса РФ сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщикам являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен ЕНВД, виды предпринимательской деятельности предусмотренные гл. 26 НК РФ и законом субъекта РФ.

Объектами налогообложение является вмененный доход. Налоговой базой признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физ. показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Информация о работе Системы налогообложения в РФ