Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
1 Возникновение и развитие
налогообложения в России…………….5
2 Сущность и функции налогов
………………………………................9
3 Структура налоговой системы
РФ …………………………………..13
4 Системы налогообложения в
РФ ……………………………………19
4.1 Единый налог на
вмененный доход (ЕНВД) …………………….19
4.2 Упрощенная система налогообложения
(УСН) ………………...22
4.3 Общая система налогообложения
(ОСН) ………………………..23
5 Тенденции развития налоговой
системы РФ ……………………….24
Заключение ……………………………………………………………....25
Список используемой литературы
…………………………………….26
Приложение 1 ……………………………………………………………27
Введение
Налоговая политика активно
оказывает влияние на экономические и
социальные процессы государства, а сами
налоги служат основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования.
С помощью налогообложения происходит
принудительное отчуждение части национального
дохода в целях образования централизованных
фондов денежных средств. За счет налогов
государство не только обеспечивает финансирование
важнейших общественных потребностей
(поддержание системы управления, содержание
армии, обеспечение правопорядка, образования,
здравоохранения, культуры и т.д.), но и
осуществляет целенаправленное регулирование
производственно-экономической деятельности
предприятий и частных лиц.
По мере развития рыночных отношений
присущие налоговой системе недостатки
приводят к несоответствию происходящих
в обществе и государстве изменений. Это
является тормозом экономического и социального
развития государства и его территориальных
образований, вызывает массовое недовольство
налогоплательщиков. В результате формируется
тенденция ухода субъектов налога от уплаты
налоговых платежей их снижения, несвоевременности
выплат или выплат заработной платы через
"черные кассы", углублению "теневых"
сетей и расширению взаимосвязей внутри
них.
Исходя из своих задач и возложенных
функций, государство определяет необходимый
размер налогового бремени. Меня условия
налогообложения и налоговые ставки, вводя
и отменяя льготы и штрафы, вводя одни
и отменяя другие налоги, государство
создает условия для ускоренного развития
определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных общественных
проблем, тем самым, осуществляя регулирующую
функция налогов.
Актуальность
темы работы обусловлена тем,
что переход экономики России
на рыночные отношения потребовал
создания более совершенной системы
налогообложения предприятий и граждан.
В современном цивилизованном обществе
налоги - основная форма доходов государства.
Помимо этой сугубо финансовой функции,
налоговый механизм используется для
экономического воздействия государства
на общественное производство, его динамику
и структуру, на состояние научно-технического
прогресса.
Возникновение и
развитие налогообложения в России
Финансовая система Древней
Руси начала складываться только с конца
IX в., в период объединения древнерусских
племен и земель в связи с принятием в
988 г. христианства. В годы монголо-татарского
ига основным источником доходов княжеской
казны была дань, уплачиваемая русскими
князьями Золотой Орде и представляющая
собой прямой налог, собираемый с населения.
Взималась она двумя способами: повозом,
когда ее привозили в Киев, и полюдьем,
когда князь и его дружина сами ездили
за нею. [3. 9]
По мере роста и усиления Киевского
феодального государства дань теряла
значение контрибуции и превращалась
в подать, которую население уплачивало
государству. В Киевской Руси единицами
обложения считались дым (число печей
и труб в каждом домохозяйстве), рало (орудие
для пахоты) и площадь пашни. [3. 9]
В XII-XIII вв. широкое распространение
получил натуральный оброк (разновидность
феодальной ренты), уплачиваемый зависимыми
крестьянами феодалам. Фактически оброк
означал обусловленную договором найма
аренду, т.е. срочное или бессрочное пользование
недвижимым имуществом. Также оброк означал
общую подать, которую уплачивали все
жители определенной административной
единицы взамен других податей и повинностей.
[3. 10]
К XIV в. В Русском государстве
складывается система кормлений, т.е. предоставление
кормленщику права управлять определенной
территорией за службу великому князю.
Сборщики пошлин и прямых налогов назначались
кормленщиками. Как правило, это были его
слуги, действие которых можно было обжаловать
великому князю. Сборы приурочивались
обычно к сбору урожая.
С конца XIV в. сборами оброков
и ведение книг записи по этим сборам стали
ведать казначеи, дьяки и подьячие. Эти
чиновники, будучи первоначально дворцовыми
холопами великого князя, содержались
за счет великокняжеской казны. Впоследствии
для их содержания были учреждены казначеевы,
дьячьи и подьячьи пошлины. [3.15]
Косвенные налоги существовали
в виде различных торговых и судебных
пошлин. Основным косвенным налогом была
дорожная пошлина, разновидность внутренней
таможенной пошлины, взимаемой в форме
платы за проезд, провоз грузов, прогон
скота по дорогам, мостам и переправам.
Ее размер зависел от тяжести груза, рода
экипажа, числа и вида упряжных животных
и прогоняемого скота.
В XV—XVI вв. (период становления
централизованного государства) распространение
получила подать, поступавшая в казну
Московского князя (впоследствии — царя),
взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения
получил свое название от «сохи». Соха
— единица обложения в Московском государстве
с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала
заменяться новой податной единицей —
«живущей четвертью». В различные периоды
на отдельных территориях значение сохи
неоднократно менялось.[3.16]
Налоговая реформа
Петра I (XVIII в.). Для покрытия дополнительных
расходов Петр Великий ввел чрезвычайные
налоги: деньги драгунские,
рекрутские, корабельные, подать на покупку
драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны
«сидеть и чинить государю прибыли», придумывать
новые виды податей. По инициативе прибыльщиков
были введены: подушная подать;
гербовый сбор; налоги с постоялых дворов;
налоги с пеней; налоги с плавных судов;
налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги
с продажи съестного; налоги с найма домов;
ледокольный налог и др. [4. 20]
Становление налоговой системы
дореволюционной России началось, по сути,
лишь во второй половине девятнадцатого
столетия, когда быстрый рост государственных
потребностей и переход страны от прежнего
натурального хозяйства к денежному вызвал
неизбежность широкого развития налогов
и податей как средств пополнения налоговой
казны. В течение 1875 - 1898 гг. в стране была
проведена налоговая реформа, в ходе которой
отменены соляной налог и подушная подать,
отменены винный и ряд других откупных
платежей, введены новые налоги. По окончании
реформ налоговая система России стала
включать в себя такие прямые налоги, как
поземельный налог, налог с недвижимых
имуществ, государственный квартирный
налог, промысловый налог и сбор с доходов
от капитала. Предусматривалась также
уплата налогов на обращение, то есть на
переход имущественных прав, в число которых
входили: наследственный налог, крепостная
пошлина, гербовый сбор. К косвенным налогам
относились акцизы и таможенные пошлины.
[4. 21]
Налоговая реформа 1930—1932 гг. В соответствии с постановлением
ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. в СССР
была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформы была полностью
упразднена система акцизов, а все налоговые
платежи предприятий (около 60) были унифицированы
в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые
налоги с населения, а значительное их
число отменено. Вся прибыль промышленных
и торговых предприятий, за исключением
нормативных отчислений на формирование
фондов, изымалась в доход государства.
Таким образом, доход государства формировался
не за счет налогов, а за счет прямых изъятий
валового национального продукта, производимого
на основе государственной монополии.
В результате налоги и налогообложения
во многом утратили значение для бюджета.
[5. 24]
Начиная с 1990 года, в России
началось полномасштабное строительство
новой налоговой системы. Так, в апреле
1990 года был принят Закон «О подоходном
налоге с граждан СССР, иностранных граждан
и лиц без гражданства». В июне 1990 года
принят ещё один важный Закон «О налогах
с предприятий, объединений и организаций».
Однако основы существующей
в настоящее время российской налоговой
системы были заложены в конце 1991 года
с принятием Закона «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации» (закон
установил перечень идущих в бюджетную
систему налогов, сборов, пошлин и других
платежей, определил плательщиков, их
права и обязанности, а также права и обязанности
налоговых органов) и соответствующих
законов по конкретным видам налогов,
которые вступили в действие с 1 января
1992 года.
Таким образом, действующая
ныне налоговая система России практически
была введена с 1992 года и основывалась
на более чем 20 законодательных актах.
21 ноября 1992 года указом президента Российской
Федерации была образована самостоятельная
Государственная налоговая служба РФ
(раннее она входила в состав министерства
финансов), на которую были возложены основные
функции по разработке и реализации налоговой
политики в стране.
Сущность, функции
и виды налогов
В соответствии с Налоговым кодексом
РФ под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований. [7. 35]
Налоги являются неотъемлемой частью
общественно-хозяйственной жизни. От них
в значительной части зависит благополучие
граждан, предприятий и государства в
целом. Налоги в виде конкретной системы
являются экономической категорией. Они
исторически связаны с появлением государства
и выполнением целого ряда общегосударственных
функций. [7.36]
Налоги нельзя сводить только к денежным
отношениям. Это, прежде всего, совокупность
финансовых отношений, складывающихся
в процессе перераспределения ВВП с целью
создания общегосударственного фонда
для финансирования общегосударственных
функций.
Наиболее лаконичным и верным с теоретических
позиций можно считать следующее определение.
«Налоги – императивные денежные отношения,
в процессе которых образуется бюджетный
фонд, без предоставления субъекту налога
какого-либо эквивалента». Налоги являются
основным источником формирования бюджета.
Они представляют собой часть валового
внутреннего продукта (ВВП), создаваемого
в процессе производства при помощи человеческого
труда, капиталов и природных ресурсов.
Государство, как правило, обладает незначительной
собственностью на средства производства,
поэтому формирование бюджета происходит
за счет изъятия части ВВП у других участников
производственного процесса. Таким образом,
изъятие государством в пользу общества
определенной части стоимости валового
внутреннего продукта в виде обязательного
взноса и составляет сущность налога.
[7. 37]
Экономическое содержание налогов выражается
во взаимоотношениях государства и хозяйствующих
субъектов (физических и юридических лиц)
по поводу формирования государственных
финансов. Налоговые отношения как часть
финансовых отношений находятся в постоянном
изменении. [7. 40]
Функции налога – это проявление его
сущности в действии, способ выражения
его свойств. Функция показывает, каким
образом реализуется общественное назначение
данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения доходов.
[6.30]
Каждая из выполняемых налогом функций
имеет внутренние свойства, признаки и
черты данной экономической категории.
Выделяют две основные функции налогов:
фискальную и регулирующую. А также четыре
вспомогательные функции: распределительная,
социальная, стимулирующая и контрольная.[6.31]
Фискальная функция состоит в финансировании
государственных расходов. Посредством
фискальной функции реализуется главное
общественное назначение налогов – форсирование
финансовых ресурсов государства, аккумулируемых
в бюджетной системе и внебюджетных фондах,
необходимых для осуществления собственных
функций (оборонных, социальных, природоохранных
и других). Формирование доходов государственного
бюджета на основе стабильного и центрального
взимания налогов превращает само государство
в крупнейшего экономического субъекта.
[10. 42]
Контрольная функция налогов как экономической
категории состоит в том, что появляется
возможность количественного отражения
налоговых поступлений и их сопоставления
с потребностями государства в финансовых
ресурсах. Благодаря контрольной функции
оценивается эффективность налогового
механизма, обеспечивается контроль за
движением финансовых ресурсов, появляется
необходимость внесения изменений в налоговую
систему и бюджетную политику. [10. 44]
Распределительная функция заключается
в том, что с помощью налогов через бюджет
и установленные законом внебюджетные
фонды государство перераспределяет финансовые
ресурсы из производственной сферы в социальную,
осуществляет финансирование крупных
межотраслевых целевых программ, имеющих
общегосударственное значение. Распределительная
функция налогов влияет на распределение
не только доходов, но и капиталов, инвестиционных
ресурсов. [10. 46]
Социальная функция – поддержание социального
равновесия путём изменения соотношения
между доходами отдельных социальных
групп с целью сглаживания неравенства
между ними. Социальная функция налогов
проявляется в применении налоговых методов
поддержки социального обеспечения и
социального страхования. Вычеты на благотворительные
цели, на содержание детей и иждивенцев,
платежи в государственные социальные
внебюджетные фонды непосредственно направлены
на обеспечение социальной защищенности
и государственных гарантий членам общества,
нуждающимся в первоочередной поддержке.
[10.47]