Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской
Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога,
выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий
налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия
системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система»,
«система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных
черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же,
специальных налоговых режимов.
страны, разрушали важнейшие принципы ее построения.
Введение в НК РФ положения, устанавливающего закрытый перечень
региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение.
Так как в истории российской налоговой системы был четырехлетний период
- этап неустойчивого
налогообложения, когда
Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без
ограничения любое количество региональных и местных налогов.
Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули
воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ в России насчитывалось более
сотни наименований и видов налогов.
Вместе с тем в части федеральных налогов их перечень установлен в НК РФ,
может изменяться только решением федеральной законодательной власти. С
момента принятия и вступления в действие с 1 января 1999 г. части первой
НК РФ были отменены такие «экзотические» налоги, как сбор за пограничное
оформление, налог на отдельные виды транспортных средств.
Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются
обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных
налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами
субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории
соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные
налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов
Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов,
но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки
уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены
соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных
налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие
представительными органами муниципальных образований.
Российская система
налогообложения в части
прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную
задачу должны выполнять
преимущественно косвенные
прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и
физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению
доходной части
протяжении всего периода формирования принято считать системой с
преобладанием косвенного налогообложения.
Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых
налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов. В
частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль
обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период
собираемость НДС составляла
63-82,9%. Поэтому фактические
косвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого
налогообложения.
На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых
режимов распределились следующим образом: НДС – 29,7%, НДПИ – 14,9%,
налог на прибыль организации – 8,3%, акцизы – 1,8% и т.д.[3;6] Треть
бюджета формируется за счет косвенного налогообложения. (см. прил. 1)
Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части
классификации налогов по субъекту уплаты. Вместе с тем о роли
соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует
судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов,
а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений.
На сегодняшний день российскую налоговую систему можно классифицировать
как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.
§1.3. Особенности современного развития налоговой системы РФ
При разработке экономической политики государству необходимо учитывать
следующие случаи:
1. Уклонение от налога. Переложение налога не следует смешивать с
уклонением от налога и с амортизацией, или с погашением налога.
Уклонение от налога бывает легальным и нелегальным. К легальным,
законным относится тот случай, когда потребитель с введением акциза на
предмет его потребления или с повышением этого акциза перестает покупать
этот предмет или покупает его в меньшем количестве. Сюда же относятся и
те случаи, когда производитель, обложенный акцизом по средней величине
выхода производимого продукта, повышает производительность и начинает
получать больший выход продукта, продолжая платить прежний акциз.1
С легальными уклонениями государство может бороться только финансовыми
способами: при сокращении потребления обложенного товара - понижать
акциз. С нелегальными
способами уклонения можно
усовершенствованием налогового аппарата, который должен быть способен
вскрывать все случаи обмана со стороны плательщиков.
2. Амортизация (или погашение), поглощение и капитализация налога. Здесь
выделено два варианта:
- налог вызывает уменьшение ценности облагаемого предмета - амортизация
налога;
- налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета - поглощение
налога;
- ценность предмета
увеличена благодаря
капитализация налога.
Благодаря явлениям амортизации, поглощения и капитализации при известных
условиях увеличение налога ведет к частичной конфискации имущества
налогоплательщика. Наоборот, уменьшение налога может вызвать ничем не
заслуженное увеличение богатства.
3. Лицо, обязанное уплачивать налог по закону, фактически несет бремя
налога, то есть является не только плательщиком, но и носителем налога.
Увеличение налога может побудить производителя добиться уменьшения
затрат (например, используя новые приемы и технические
усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть налог.
4. Плательщик, законно
обложенный налогом,
на другого. Если последнему также удается переложить налог на третье
лицо, то он является лишь плательщиком-посредником. Если же он
окончательно несет тяжесть налога, тогда он - носитель налога. Ситуация
переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемого
предмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствие
эластичного спроса и предложения, степень мобильности (подвижности или
иммобильности облагаемого предмета).
Если налогоплательщик монополист, то переложить налог ему значительно
труднее, чем при свободной конкуренции, так как монополист обычно
устанавливает максимальные цены без отношения к налогу. При попытке
переложить налог монополист встречается с риском уменьшения спроса.
Поэтому монополисту приходится принимать налог на свою прибыль, которая
и за вычетом налога обычно дает ему достаточную выгоду. При режиме
свободной конкуренции цены приближаются к издержкам производства, налог
может войти в сумму этих издержек. Несмотря на увеличение цены в связи с
ростом налога, потребление не уменьшается (например, предметы первой
необходимости) и налог перелагается на потребителя. При обложении
предметов не первой необходимости (средней роскоши) переложение более
трудно, так как в этом случае возможно сокращение потребления.2
При эластичном спросе переложить налог очень трудно, а при неэластичном
значительно легче. Если спрос на известный продукт легко может быть
заменен спросом на другой продукт, то потребитель уклоняется от
переложения. Поэтому легко перелагаются налоги на предметы первой
необходимости и трудно - на предметы средней роскоши, при повышении цен
на которые потребитель сокращает спрос на них. Легко перелагаются налоги
на предметы роскоши, так как очень состоятельные лица не откажутся,
несмотря на налог, от их потребления.
Чем более облагаемый предмет иммобилен, тем труднее переложение налога,
и, наоборот, чем большей мобильностью (подвижностью) обладает облагаемый
предмет, тем легче налог может быть переложен. Например, владельцу
недвижимого имущества труднее перебросить налог, чем владельцу движимого
имущества, в особенности денежных ценностей.
Таким образом, установленные условия переложения позволили рекомендовать
финансовой практике облагать те источники, о которых можно с
уверенностью сказать, что налог остается на них.
Одной из ключевых проблем российской налоговой системы является то, что
налогоплательщик не имеет достаточного представления, зачем нужны те
налоги, которые государство намерено с него собрать. Как и всякая
система, функционирующая с участием мыслящих субъектов и коллективных
целей, налоговая система сильно зависит от того, как она воспринимается
глазами ее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание
рефлексивной природы налогового поведения - одна из задач экономической
политики государства. Первый вопрос - выяснение того, между какими
силами или субъектами достигается общественное согласие и в каких рамках
оно может быть найдено.
За последние четыре года в налоговой сфере России сделаны серьезные
шаги, в результате чего выросла собираемость налогов, снизились масштабы
уклонения от их уплаты. В целом же уменьшилось налоговое бремя на
экономику: снижены ставки основных налогов, например налог на прибыль с
35 до 24 процентов, НДС с 20 до 18, единый социальный налог с 39,5 до 26
процентов, введена плоская шкала подоходного налога 13 процентов. При
этом общее количество налогов сократилось с 52, столько их было в 1988
году, до 15.
Хотя общая налоговая
нагрузка на предпринимательскую
снизилась, она все же по-прежнему остается неоправданно велика. В
результате снижаются возможности для модернизации и развития
производства, создания новых рабочих мест. Налоговая система должна
обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть
необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению их
конкурентоспособности и росту деловой активности.
Общая логика налоговых реформ во многих странах связана с постепенным
переходом от косвенного налогообложения к обложению конечного дохода.
Глубина этого перехода часто зависит от способности справиться с задачей
легализации экономической деятельности и доходов от нее с тем, чтобы
перейти к прямому налогообложению доходов юридических и физических
лиц-налогоплательщиков.
В качестве управляющего переданными средствами государство для
предпринимателей проявляет себя зачастую неэффективно. Предприниматель
понимает, что эффективность чиновничьей деятельности по доведению
отчисления до тех или иных целевых групп населения будет много ниже той,
что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого успешного предпринимателя
Информация о работе Система налогов и сборов Российской Федерации