Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской
Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога,
выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий
налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия
системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система»,
«система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных
черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же,
специальных налоговых режимов.
этап неустойчивого налогообложения.[4] Не случайно на протяжении первых
лет экономических реформ в законодательстве о налогах ежегодно, а
нередко и по несколько раз в год вносились много численные поправки. Но
они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных
положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые
законодательные изменения были не всегда обоснованными. Так, в декабре
1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить
неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших
принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В
результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая
система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов
препятствовала экономическому развитию страны.
Огромная налоговая
нагрузка на законопослушных
наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек
для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу
отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононопослушных
налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики.
Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном
сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного
дефицита. Налоги все
в меньшей степени стали
регулятора производства.
Назрела необходимость
налоговой политики.
Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки
налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число
многочисленных налоговых
льгот исключительного
отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был
восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы,
ликвидировано право региональных и местных органов по установлению
неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись
разработка НК РФ и подготовка к его принятию.
Третий этап развития налоговой системы - это этап реформирования. В 1998
г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или,
так называемая, общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие
положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в
России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь
комплекс взаимоотношений
государства с
агентами. С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК
РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.
Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и
комплексный документ, учитывающий
всю систему налоговых
Российской Федерации.
Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов,
форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и
применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового
контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового
законодательства.
Построение налоговой
системы характеризуется
функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы
эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования
любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента
может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это
независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой
системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также
взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам
и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут
манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы
налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно
функционировать строго в соответствии с нормами и правилами,
формируемыми нормативно-
налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему
налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна
проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых
администраций и налогоплательщиков) объектным элементам
(законодательству, налогам).[7,с. 82]
Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное
воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать
решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно
влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в
свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное
положение. Это обусловливается основным признаком налога — его
обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.
Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает
налоговое администрирование, которое в процессе функционирования
выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.
Налоговая система подвержена
постоянному изменению под
внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является
не статической, а динамической системой.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из
трех уровней в зависимости от уровня управления процессом
налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне
республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения)
и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может
возникнуть вопрос: можно
ли рассматривать дробность
страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой
научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов
и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так
как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам,
в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система
страны должна отвечать свойству целостности (неделимости)
территориального построения.
По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых
платежей российская налоговая система в основном соответствует системам
налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с
рыночной экономикой.
В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо
характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных
налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов
налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два
местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения
специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются
соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от
уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В
настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида
таких налогов.
При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов,
чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много
специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число
предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на
добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,
государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России
налогов уплачивается физическими лицами.
Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально
являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие
косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические
лица.
Акциз – федеральный налог, который установлен НК РФ, введен в действие
федеральным законодательством и взимается на всей территории России. В
зависимости от вида акцизного товара в БК РФ устанавливаются разные
нормативы зачислений акцизов в федеральный бюджет.
Поэтому в ст. 50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета
относятся акцизы по семи видам подакцизных товаров. Причем нормативы
отчислений акцизов на разные подакцизные товары будут разными. Например,
акцизы на легковые автомобили полностью (100%) зачисляются в доход
федерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья –по
нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходы региональных
бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступает акциз,
который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется на
семь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со
ст.50 БК РФ.
Такая же ситуация с налогом на добычу полезных ископаемых, который в БК
РФ разделен на 4 вида налоговых доходов федерального бюджета в
зависимости от вида полезного ископаемого или места его добычи.
Вместе с тем из налоговой системы России с принятием поправок в части
первой НК РФ исключена таможенная пошлина.
Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный
налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему
страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные
фонды.
При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов
стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта
Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют
права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это
качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно
резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.
Таким образом, установленный в НК РФ перечень налогов является не только
исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных)
органов власти. Однако такое положение существовало не всегда.
До введения НК РФ в российской налоговой системе существовало деление
региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл
этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на
их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на
соответствующей территории. Особенно характерно это было для местных
налогов. Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» из установленных двадцати трех видов местных налогов двадцать
видов были необязательными. Как открытый перечень налогов, так и
установление необязательных налогов размывали единую налоговую систему
Информация о работе Система налогов и сборов Российской Федерации