Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

Целью данной работы поставлено исследование процедур, применяемых при проведении налоговых проверок, путем их всестороннего разбора.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Налоговые проверки……………………………………………4
Понятие, виды налоговых проверок………………………………...4
1.2 Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок…………………………………………………………………12
Заключение..…………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………23

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.30 Кб (Скачать)

Цель  внезапной проверки - установить факт совершения правонарушения, который  может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

HК РФ предусматривает также возможность проведения контрольных и повторных проверок.

Цель  контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее  проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым  периодам, по которым проводилась  предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены  ограничения на проведение повторных  налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных  выездных налоговых проверок по одним  и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный  налоговый период. В настоящее  время повторные выездные налоговые  проверки проводятся, как правило, в  виде контрольных проверок.

По объему проверяемых документов проверки делятся  на:

  • сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);
  • выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные  проверки чаще всего проводятся в  небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет ( при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная  проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

 

1.2. Процедуры, применяемые при проведении налоговых

проверок

 

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора  и налогового агента, непосредственно  предшествовавшие году проведения проверки.

Например, если налоговая инспекция вышла на проверку в 2012 году, то она имеет право проверить это предприятие за 2009-2011 годы включительно, а также за прошедшие налоговые периоды 2012 года (к примеру, по НДС налоговым периодом является месяц или квартал).

В соответствии со ст.87 НК РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и  тем же налогам, подлежащим уплате или  уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый  период, за исключением случаев, когда  такая проверка проводится в связи  с реорганизацией или ликвидацией  организации-налогоплательщика (плательщика  сбора - организации) или вышестоящим  налоговым органом в порядке  контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Так, суд  не принял во внимание доводы налогового органа о том, что повторная выездная налоговая проверка носила тематический характер и касалась внешнеэкономической  деятельности налогоплательщика.

 

Государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о взыскании недоимки по налогам на прибыль и на добавленную стоимость, пеней и штрафов. В обоснование своего требования предприятие сослалось на то обстоятельство, что оспариваемое решение принято по результатам повторной выездной налоговой проверки.

Налоговый орган требование не признал, поскольку  вторая проверка носила тематический характер и касалась вопросов соблюдения налогового законодательства заявителем как участником внешнеэкономической  деятельности. Ранее по этим вопросам проверок на предприятии не проводилось.

Решением  суда требование предприятия удовлетворено  по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 87 НК РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую  деятельность, определяют налоговую  базу в соответствии с законодательством  о налогах и сборах, в частности, гл. 21 НК РФ и Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий  и организаций». Налогообложение  операций, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) иностранной валютой, отдельным законодательством не регулируется.

Следовательно, проверкой правильности и своевременности  уплаты налогов на прибыль и на добавленную стоимость охватываются и внешнеэкономические операции налогоплательщика.

В связи  с изложенным доводы налогового органа в обоснование правомерности  проведения у заявителя второй проверки по тем же налогам за уже проверенный  налоговый период не могут быть приняты  судом во внимание (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Указанные документы представляются организациями - налогоплательщиками, налоговыми агентами в налоговые органы по месту учета  и в сроки, установленные законодательством  о налогах и сборах.

При этом согласно ст.80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена в налоговый  орган лично или через его  представителя, направлена в виде почтового  отправления с описью вложения или  передана по телекоммуникационным каналам  связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

Налоговым кодексом установлена и ответственность  налогоплательщика (налогового агента) за непредставление налоговой декларации. Так, согласно ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Кроме того, данное нарушение влечет и наложение  штрафа в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях  в размере от 3 до 5 МРОТ на должностных  лиц организации (ст. 15.5 КоАП РФ)

При получении  налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган  обязан передать налогоплательщику  квитанцию о приемке в электронном  виде.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления  с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления  считается дата ее отправки.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС РФ от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169, а Методические рекомендации об организации  и функционировании системы представления  налоговых деклараций и бухгалтерской  отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи - Приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705.

Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения  руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Порядок проведения камеральной налоговой  проверки регулируется ст.88 НК РФ.

В ходе камеральной  налоговой проверки выверяется полнота  и своевременность представления  документов налоговой отчетности, обоснованность применения ставок и льгот по налогам, правильность исчисления налогооблагаемой базы на основании документов, подаваемых налогоплательщиками, налоговыми агентами.

Если  проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между  сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие  исправления в установленный  срок.

При проведении камеральной проверки налоговый  орган вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Лицо, которому адресовано требование о представлении  документов, обязано направить или  выдать их налоговому органу в пятидневный  срок. Документы должны быть представлены в виде заверенных должным образом  копий.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые  органы документов влечет взыскание  штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Если  же налогоплательщик (налоговый агент) отказывается предоставить имеющиеся документы по запросу налогового органа, иначе уклоняется от предоставления таких документов либо предоставляет документы с заведомо недостоверными сведениями, штраф составит пять тысяч рублей.

 

На суммы  доплат по налогам, выявленные по результатам  камеральной проверки, налоговый  орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная  налоговая проверка проводится на основании  решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Указанное решение  должно содержать следующие реквизиты:

- наименование  налогового органа;

- номер  решения и дату его вынесения; 

- наименование  налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или ФИО  индивидуального предпринимателя,  в отношении которого назначается  проверка (в случае назначения  выездной налоговой проверки  филиала или представительства  налогоплательщика - организации  помимо наименования организации  указывается наименование филиала  или представительства, у которого  назначается проверка, а также  код причины постановки на  учет);

- идентификационный  номер налогоплательщика; 

- период  финансово - хозяйственной деятельности  налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его  филиала или представительства,  за который проводится проверка;

- вопросы  проверки (виды налогов, по которым  проводится проверка);

- ФИО,  должности и классные чины (специальные  звания) лиц, входящих в состав  проверяющей группы, в том числе  сотрудников федеральных органов  налоговой полиции, иных правоохранительных  и контролирующих органов (в  случае привлечения этих лиц  к налоговым проверкам в установленном  порядке);

- подпись  лица, вынесшего решение, с указанием  его ФИО., должности и классного чина. Решение предъявляется под расписку налогоплательщику. Форма решения утверждена приказом МНС РФ от 10.04.2000 г. № АП-3-16/138.

Выездная  налоговая проверка в отношении  одного налогоплательщика (плательщика  сбора, налогового агента) может проводиться  по одному или нескольким налогам. Налоговый  орган не вправе проводить в течение  одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная  налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый  орган может увеличить продолжительность  выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и  представительства, срок проверки увеличивается  на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять  филиалы и представительства  налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента. В  указанный срок не включаются периоды  между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении  документов и представлением им запрашиваемых  при проведении проверки документов. Доступ на территорию или в помещение  налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента должностных лиц  налоговых органов, непосредственно  проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных  удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой  проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

Информация о работе Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок