Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

Целью данной работы поставлено исследование процедур, применяемых при проведении налоговых проверок, путем их всестороннего разбора.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Налоговые проверки……………………………………………4
Понятие, виды налоговых проверок………………………………...4
1.2 Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок…………………………………………………………………12
Заключение..…………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………23

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.30 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1 Налоговые проверки……………………………………………4

    1. Понятие, виды налоговых проверок………………………………...4

1.2 Процедуры, применяемые при проведении налоговых

проверок…………………………………………………………………12

Заключение..…………………………………………………………….21

Список использованных источников………………………………23

 

Введение

 

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень  актуальными.

В нынешней экономической ситуации, когда в  России сильно возросла роль экономических, а равно финансовых и налоговых  отношений, проведение налоговых проверок является еще более актуальным, чем  ранее, но наблюдение за исполнением  установленных законом норм всегда носило обязательный характер.

Ещё во времена  царствования Алексея Михайловича, в 1655 году, был создан специальный  орган - Счетная Палата, в компетенцию  которой входил контроль, за фискальной деятельностью приказов, а также исполнения доходной части российского бюджета.

Сегодня компетенции, задачи и полномочия подобных органов стали шире, так закон  от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах  Российской Федерации» подчеркивает, что главными задачами налоговых органов является контроль, за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, а также частично - валютный контроль.

Таким образом, целью данной работы поставлено исследование процедур, применяемых при проведении налоговых проверок, путем их всестороннего разбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Налоговые проверки

1.1 Понятие, виды

 

Одним из условий функционирования налоговой  системы является эффективный налоговый  контроль, осуществляемый, в том  числе и путем проведения налоговых  проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных  и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии, с которой  проверка может быть проведена у  налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том  числе осуществляющего предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

Среди форм налогового контроля, перечисленных  в статье 82 НК РФ, первыми названы  налоговые проверки.

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено  налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый  контроль".

С введением  в действие НК РФ налоговые органы не утратили прав на проведение иных (неналоговых) проверок. Так, в соответствии с Законом  РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 " О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении  денежных расчетов с населением" налоговые органы проводят проверки по применению ККМ; в соответствии с  Федеральным Законом от 22 ноября 1995 г. N171-ФЗ "О государственном  регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - проверка производства и оборота алкогольной продукции и т.д.

Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или  иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит  от вида проводимой проверки. Виды проверок представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1

 

Рассмотрим, какие же проверки могут проводить  налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости  от объема проверяемой документации и места проведения налоговой  проверки они делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся  у налогового органа документов о  деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее  время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных  проверок ошибки в самих налоговых  декларациях, в обосновании льгот  дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных  учетных и иных бухгалтерских  документов налогоплательщика, регистров  бухгалтерского учета, бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных  с содержанием объектов налогообложения  производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а  также других действий налоговых  органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин "Выездная налоговая проверка" введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом  к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями  "выездная" и "документальная" проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка - это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация  или индивидуальные предприниматели  и налоговый орган (его должностные  лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и  других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель  выездной налоговой проверки практически  такая же, как и камеральной: осуществление  контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной  налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.

Статья 87 НК РФ предусматривает возможность  проведения таких налоговых проверок, как встречные.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно  применять лишь по документам, которые  оформляется не в одном, а в  нескольких экземплярах. К их числу  относятся документы, которыми оформляются  поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры  и т.д.). Экземпляры документов находятся  либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в  результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном Постановлении о  привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые  проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной  деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее  время частота проведения комплексных  проверок не установлена. При наличии  у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные  проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие  положительную репутацию, могут  не подвергаться комплексной налоговой  проверке вообще.

После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения ККМ; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Тематическая  проверка - это проверка отдельных  вопросов финансово-хозяйственной  деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем  налогового органа.

Тематическая  проверка проводится или как элемент  комплексной проверки, или как  отдельная проверка по установленным  фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному  направлению или финансово-хозяйственным  операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и  по любым иным финансово-хозяйственным  операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или  тематической проверке и оформляются  либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как  самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу  организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.

Внезапная проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без  предварительного уведомления налогоплательщика  ( в отличие от плановой проверки).

Выездная  проверка проводится непосредственно  на месте осуществления хозяйственной  деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для  ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении  информации или предположения о  нарушении налогоплательщиком законодательства.

Информация о работе Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок