Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:08, курсовая работа
Цели данной работы:
Наиболее полно рассмотреть само понятие налогового консультирования, а так же особенности работы налогового консультанта;
Провести анализ и составить пример налоговой консультации.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо справиться со следующими задачами данной работы:
Характеристика налогового консультирования;
В условиях рыночной экономики, налоги являются важнейшим фактором развития экономической системы страны, а так же необходимым инструментом, способствующим государственному регулированию экономики. С другой стороны, налогообложение - это один из серьезных факторов, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций. Внедрение эффективной системы налогового планирования позволит сэкономить денежные средства и способствует развитию бизнеса.
В настоящее время современная налоговая система нашей страны слишком нестабильна, законодательство постоянно меняется, государство усиливает контроль за соблюдением налоговой системы с целью повышения собираемости налогов.
В этих условиях налоговые консультанты играют значительную роль как лица, обладающие специальными знаниями и навыками. Введение в Российской Федерации института налоговых консультантов является важной и необходимой задачей в развитии правовых основ Российского государства. Наличие такого института соответствует европейской и мировой практике.
Налоговое консультирование - это оказание консультационных услуг в области налогообложения, выработка советов, рекомендаций, подготовка аналитических записок и заключений, обоснование рациональных путей решений налоговых проблем.
Актуальность данной работы обусловлена интересом к работе налогового консультанта. Интерес к работе налогового консультанта вызван рядом факторов, основополагающими из которых являются: относительно недавнее появление данной услуги на российском рынке, роль квалифицированного посредника между налоговым органом и налогоплательщиком, особенности работы налогового консультанта.
Цели данной работы:
Наиболее полно рассмотреть само понятие налогового консультирования, а так же особенности работы налогового консультанта;
Провести анализ и составить пример налоговой консультации.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо справиться со следующими задачами данной работы:
Характеристика налогового консультирования;
Предоставление услуг налогового консультирования, их виды и модели;
Раскрытие требований предъявляемых к налоговому консультанту;
Описание принципов профессионального поведения налогового консультанта;
Рассмотрение видов оплат услуг налогового консультанта;
Налоговая консультация в определенной ситуации.
Глава 1. Налоговое консультирование
1.1 Услуги в сфере налогового консультирования
Налоговое консультирование - это квалифицированная помощь по различным налоговым вопросам, предоставляемая профессиональными консультантами.
Оптимизация налогообложения представляет собой выгодный способ ведения хозяйственной деятельности с применением существующих инструментов согласно действующему Налоговому Кодексу Российской Федерации. Услуги консультанта заключаются в эффективном и оперативном реагировании на вопросы, связанные налоговой сферой.
В настоящее время существуют различные виды налогового консультирования. В зависимости от ситуации, предоставляется той или иной вид услуг.
Консультирование осуществляется с целью повышения эффективности деятельности организации. Иными словами, при предоставлении услуг, прежде всего, учитываются текущие налоговые потребности предприятия. Однако это не значит, что услуги консалтинга будут сосредоточены исключительно на какой-либо текущей задаче клиента.
Основная задача заключается в том, чтобы в результате совместного сотрудничества разработать оптимальную управленческую программу для развития бизнеса.
Оперативные и профессиональные услуги налогового консультанта помогут избежать финансовых потерь и защитить компанию от возможных налоговых претензий со стороны различных государственных органов, и прежде всего, налоговых.
Услуги в сфере налогового консультирования включают в себя:
начисление и уплата налогов в бюджет;
законодательство и бухгалтерский учет;
налогообложение заключенных сделок;
сложные и нестандартные ситуации.
финансовый анализ деятельности компании в данный момент;
оценка перспектив в ближайшем будущем;
прогнозирование налоговых рисков.
оценка существующей финансовой политики компании;
оценка действующей системы учета;
контроль над начислением налогов в бюджет и внебюджетным фондам согласно финансовым обязательствам компании;
пересмотр и коррекция начисленных налоговых выплат;
построение линии защиты в суде.
1.2 Виды моделей налогового консультирования
Анализируя существующие методы налогового консультирования, необходимо, показать и критически оценить модели налогового консультирования, широко применяемые в практической деятельности. Понимание роли, которую могут сыграть налоговые консультанты, поможет им при постановке задачи, формулировании требований к качеству услуг и результатам. В настоящее время наиболее распространёнными являются следующие виды моделей налогового консультирования:
- Экспертная модель консультирования;
- Проектная модель консультирования;
- Процессная модель консультирования;
- Обучающая модель консультирования.
Рассмотрим, в чём же заключаются основные отличия выше перечисленных моделей.
Экспертная модель консультирования.
Роль организации - заказчика: обеспечение консультанту доступа к необходимой и достаточной информации. Оценка результатов. Роль консультанта: информирование и разъяснение руководителям и специалистам организации смысла норм, правил и процедур и т.п., действующих в налоговом законодательстве.
При экспертной модели консультант не принимает участия ни в диагностике проблемы, ни во внедрении решений, а отвечает лишь за этап разработки и принятия решения. Модель называется экспертной, потому что она применяется в тех случаях, когда от консультанта клиенту требуется только его компетенция, то есть консультант выступает в роли эксперта по проблеме клиента. Не участвуя сам в диагностике, консультант, работая по экспертной модели, руководствуется в основном фактами, которые ему предоставляет клиент, и видением проблемы клиентом.
Плюсы экспертной модели состоят в том, что она очень экономична по временным затратам как для клиента, так и для консультанта.
Минус в том, что консультант ограничен теми выборочными фактами, которые предоставил ему клиент. Также недостаток этой модели состоит в том, что реализацию решения клиент проводит в соответствии с тем, как он услышал и понял консультанта, и это эксперт уже не контролирует.
Проектная модель консультирования.
Налоговый консультант при реализации модели проектного консультирования только предлагает и вырабатывает решения. Помощь клиенту заключается в анализе и определении его проблем, передаче своих теоретических и практических знаний. Клиент только внедряет принятые консультантом решения.
Роль организации - заказчика: предоставление необходимой информации консультанту для определения проблемы клиента. Внедрение разработанных и принятых консультантом решений.
Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов проектирования.
В этой модели консультант берет на себя ответственность за диагностику и разработку решений, но не участвует в этапе реализации, передавая ответственность за этот этап клиенту. То есть консультант выступает в роли разработчика проекта. Эта модель используется для тех решений, реализация которых достаточно проста в исполнении, не требует серьезных корректировок по ходу выполнения и особой компетенции исполнителей.
Преимущество этой модели заключается в том, что у консультанта есть возможность детальной диагностики проблемы. Однако, как и в экспертной модели, имеется вероятность того, что клиент не достаточно хорошо поймет предложенный совет, что ему может не хватить каких-то ресурсов, в том числе и компетенции, чтобы правильно внедрить решение.
Процессная модель налогового консультирования.
Роль организации - заказчика: активное взаимодействие с консультантом в рамках мероприятий и процедур, предложенных консультантом. Высказывание своих идей, соображений, предложений. Совместный с консультантом анализ проблем и выработка решений. Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов консультирования. На всех этапах проекта активное взаимодействие с заказчиком.
В этой модели клиент и консультант совместно работают в течение всего процесса консультирования, поэтому при описании этой модели можно не делать различия между консультантом и клиентом, а рассматривать их как членов одной команды, работающей над решением проблемы. Процессную модель разумно использовать в больших работах по налоговому консультированию, особенно если принимаемые решения влекут за собой серьезные изменения для организации. Преимуществом процессной модели является то, что на всех этапах консультант и клиент пользуются ресурсами друг друга. На этапе диагностики консультант использует опыт клиента, его знание ситуации, клиент же на этапе реализации пользуется компетенцией консультанта. При этом клиент гораздо лучше понимает и принимает предлагаемое решение, так как сам принимает непосредственное участие в его разработке и внедрении.
Отрицательной стороной процессной модели являются большие временные затраты, которые требуются от клиента.
Обучающая модель консультирования.
Роль организации-заказчика: формирование запроса на обучение, осознанный выбор целей, программы и формы обучения, формирование учебных групп.
Роль консультанта: предоставление как теоретической, так и практической информации по соответствующей проблематике в форме лекций, семинарских занятий, тренингов, деловых игр, раздаточных материалов, формирование перечня рекомендованной литературы, разработка учебно-практических пособий, "кейсов" и т.д. Подготовка почвы для возникновения идей. Передача приемов и способов решения задач.
1.3 Требования предъявляемые к налоговому консультанту
Помимо высшего образования для начала карьеры налогового консультанта немаловажными являются и всесторонняя образованность и личные качества, а также желание человека развиваться в данном направлении. Основные требования, предъявляемые к кандидатам:
Высшее неоконченное высшее экономическое, юридическое или техническое образование
Знание английского языка на уровне не ниже среднего
Коммуникабельность и умение бесконфликтно разрешать проблемные ситуации
Аналитический склад ума
Немаловажным при устройстве на работу является вопрос об опыте работы кандидата. Конечно же, у каждой компании свои критерии отбора будущих сотрудников. Таким образом, опыт работы в соответствующей области, практические навыки применения знаний по налоговому законодательству не являются обязательными на стартовых позициях для большинства компаний, но может оказаться серьезным плюсом.
Образование
Стоит отметить, что специалисты как с техническим, так и с гуманитарным образованием преуспевают в области налогового консалтинга.
В настоящее время существует отдельная специальность: "Налоги и налогообложение", которую предлагают многие ведущие финансово-экономические вузы.
Однако, даже при отсутствии узкой специализации в налоговой области, хорошее экономическое образование будет ценно, если во время обучения студент активно интересовался сферой налогообложения, писал курсовые, дипломные работы по этой теме, участвовал в тематических конференциях. Нередко специалисты в области налогообложения имеют второе высшее образование, например, юридическое. Это связано с тем, что понимание правовых аспектов бизнеса позволяет сократить временные и трудовые затраты на оказание услуг, а также предлагать клиентам более гибкие и качественные решения. Вот как прокомментировали специалисты компании "Делойт" вопрос о втором высшем образовании: "Получение любого дополнительного образования способствует активному и всестороннему развитию наших сотрудников. Однако это вовсе не является обязательным условием успешной карьеры, поэтому решение о получении дополнительного образования сотрудники обычно принимают по собственному желанию". Возможно также получение дополнительной квалификации "налоговый консультант", предусмотренной Палатой налоговых консультантов. Приобретение данной квалификации специалистом другого направления (например, бухгалтером, юристом, адвокатом, аудитором, финансовым менеджером и так далее) существенно повышает его профессиональный уровень.