Предпринимательское право как наука и предмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:41, реферат

Краткое описание

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.
Общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, и составляют предмет данной отрасли. Рассмотрим подробнее указанные три группы отношений, входящих в предмет предпринимательского права.

Оглавление

Содержание

1.Предмет и метод предпринимательского права

2.Наука предпринимательского права

3.Принципы предпринимательского права

4.Источники предпринимательского права

Список литературы

Файлы: 1 файл

пред.право как наука и предмет.docx

— 39.81 Кб (Скачать)

Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 — различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Помимо Гражданского  кодекса РФ, ведущую роль в  системе источников предпринимательского  права играют федеральные законы. Не ставя перед собой задачу  их перечисления, попробуем проклассифицировать  законы, выбрав в качестве критерия  классификации ту сферу предпринимательства, которая тем или иным актом  регулируется:

а) законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;

б) законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О финансово-промышленных группах» и др.;

в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности», Федеральные законы «О связи», «О рекламе» и др.;

г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.;

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

4. Подзаконные акты также  играют большую роль в деле  регулирования предпринимательской  деятельности. Среди них мы должны  в первую очередь назвать указы  Президента РФ. Издаваемые Президентом  акты не должны противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам. Это требование ст. 90 Конституции  РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, противоречащие законам, применяются на практике.

Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов. Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое время основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этом смысле более обосновано появление среди актов — источников предпринимательского права Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 г. «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогообложения, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования  хозяйственных отношений встречаются  еще Постановления Верховного  Совета РФ. Примером действующего  акта такого рода может служить  Постановление Верховного Совета  РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении  государственной собственности  в РФ на федеральную собственность, государственную собственность  республик в составе Российской  Федерации, краев, областей, автономной  области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга и  муниципальную собственность».

6. Нормативно-правовые акты  СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не  противоречат действующему законодательству  Российской Федерации. Так, применяется, правда с учетом многочисленных  изменений, План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  предприятий, утвержденный Приказом  Минфина СССР от 1 ноября 1991 г.

7. Мы рассмотрели систему  источников предпринимательского  права федерального уровня. Вместе  с тем в силу федеративного  устройства нашего государства  и в соответствии с Конституцией  РФ многие сферы общественной  жизни регулируются актами субъектов  Российской Федерации. Иерархия  их по юридической силе часто  напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди .источников предпринимательского права мы находим и Законы Москвы, и распоряжения Мэра Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления  также издают хозяйственно-правовые  акты, опираясь на главу 8 Конституции  РФ, Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в РФ». Главные  регулирующие возможности муниципальных  образований и их органов связаны  с правом собственности на  принадлежащие им имущественные  фонды.

9. Велика роль локальных  нормативных актов, принимаемых  самими хозяйствующими субъектами  в целях регулирования собственной  предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться  как к деятельности предприятий  в целом (Устав), так и к отдельным  подразделениям предприятий, регулировать  внутрихозяйственные отношения (Положение  о филиале, представительстве). Режим  коммерческой тайны в организации  устанавливается локальным нормативным  актом. Локальным актом является  приказ об учетной политике  предприятия, то есть выбранной  им совокупности способов ведения  бухгалтерского учета.

10. Помимо нормативно-правовых  актов, источниками предпринимательского  права являются обычаи делового  оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота  признается сложившееся и широко  применяемое в какой-либо области  предпринимательской деятельности  правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от  того, зафиксировано ли оно в  каком-либо документе». Обычаи делового  оборота в качестве источника  права рассчитаны исключительно  на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством  и при его пробельности, но никак не вопреки. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом обороте, морских перевозках.

11. Составной частью правовой  системы Российской Федерации  являются общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так  и многосторонние (Конвенция УНИДРУА  о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные  коллизии международного и национального  законодательства, решая вопрос  в пользу первого.

В завершение хотелось бы отметить, что исторически Россия принадлежит к континентальной, или романо-германской, правовой системе, где судебные прецеденты источниками права не являются. Не являются источниками предпринимательского права и акты арбитражных судов, в частности Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.

 

Список литературы

 

1. Общая теория государства  и права, В.С. Петров, Л., 1974.

 

2. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М. Спарк, 1994.

 

3. Источники русского  торгового права: Сборник извлечений  из Свода Законов, уставов, полисных  условий и договоров. М. 1914.

 

4. Исаев И.А. Становление  хозяйственно-правовой мысли в  СССР. М. 1986.

 

5. Мартемьянов В.С. Хозяйственное  право: курс лекций. Т. 1. М. БЕК, 1994.

 

6. Лаптев В.В. Предпринимательское  право: понятие и субъекты. М. Юристъ, 1997.

 

      7. И.В. Ершова, Т.М. Иванова. Предпринимательское право. М. 2000.


Информация о работе Предпринимательское право как наука и предмет