Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:41, реферат
Краткое описание
Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества. Общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, и составляют предмет данной отрасли. Рассмотрим подробнее указанные три группы отношений, входящих в предмет предпринимательского права.
Данный акт содержит множество
норм, регулирующих предпринимательство.
Начиная от самого понятия предпринимательской
деятельности, организационно-правовых
форм ее осуществления, правового режима
имущества предпринимателей и до предпринимательских
договоров - все это представлено в ГК
РФ. Обращает на себя внимание тот факт,
что в некоторых случаях статьи Кодекса
содержат принципиально различные нормы
для предпринимателей и лиц, такой деятельностью
не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает
различные основания ответственности,
ст. 322 — различные нормы о солидарных
обязательствах и др.).
3. Помимо Гражданского
кодекса РФ, ведущую роль в
системе источников предпринимательского
права играют федеральные законы.
Не ставя перед собой задачу
их перечисления, попробуем проклассифицировать
законы, выбрав в качестве критерия
классификации ту сферу предпринимательства,
которая тем или иным актом
регулируется:
а) законы, регулирующее общее
состояние определенного вида рынка, например
Закон РФ «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках», Федеральный закон «О рынке ценных
бумаг»;
б) законы, устанавливающие
правовое положение субъектов, действующих
на рынке, например Федеральные законы
«Об акционерных обществах», «О производственных
кооперативах», «О финансово-промышленных
группах» и др.;
в) законы, регулирующие отдельные
виды предпринимательской деятельности,
например Закон РСФСР «Об инвестиционной
деятельности», Федеральные законы «О
связи», «О рекламе» и др.;
г) законы, совмещающие в себе
сферы регулирования второй и третьей
группы, то есть устанавливающие правовое
положение субъектов, занимающихся каким-либо
видом предпринимательства, например
Федеральный закон «О банках и банковской
деятельности», Закон РФ «О товарных биржах
и биржевой торговле» и др.;
д) законы, устанавливающие
требования к предпринимательской деятельности,
например Федеральный закон «О лицензировании
отдельных видов деятельности», Закон
РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации
продукции и услуг», Федеральный закон
«Об экологической экспертизе» и др.
4. Подзаконные акты также
играют большую роль в деле
регулирования предпринимательской
деятельности. Среди них мы должны
в первую очередь назвать указы
Президента РФ. Издаваемые Президентом
акты не должны противоречить
Конституции РФ и федеральным
законам. Это требование ст. 90 Конституции
РФ определяет подзаконность правотворческой
деятельности Президента. Гарантией обеспечения
законности нормативных актов Президента
является право Конституционного Суда
РФ рассматривать дела о конституционности
этих актов. Акты, признанные неконституционными,
утрачивают силу и не подлежат исполнению
(ст. 125 Конституции РФ). Однако некоторые
акты Президента, противоречащие законам,
применяются на практике.
Указы как средство регулирования
предпринимательских отношений призваны
восполнить пробелы в решении законом
тех или иных вопросов. Такую задачу решил,
например, Указ Президента РФ «Об аудиторской
деятельности в Российской Федерации»
и др.
Постановления Правительства
РФ, изданные в соответствии с его компетенцией,
также относятся к числу источников предпринимательского
права. Акты Правительства в точном смысле
их регулятивных возможностей должны
издаваться в развитие и во исполнение
законов. Однако этот принцип не всегда
выдерживается. Так, долгое время основным
источником правового регулирования лицензирования
выступало Постановление Правительства
РФ «О лицензировании отдельных видов
деятельности». В этом смысле более обосновано
появление среди актов — источников предпринимательского
права Постановления Правительства РФ
от 5 августа 1992 г. «О составе затрат по
производству и реализации продукции
(работ, услуг) и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли».
Большой массив источников
предпринимательского права - нормативные
акты федеральных органов исполнительной
власти, принятые в соответствии с их компетенцией.
Среди этих актов наибольшее значение
имеют акты органов, действующих непосредственно
в экономической сфере, таких как Министерство
финансов РФ, Министерство экономики РФ,
Мингосимущества РФ, Министерство РФ по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства и др. В некоторых
сферах предпринимательства, например
в сфере бухгалтерского учета и отчетности,
статистической отчетности, налогообложения,
наиболее детальное регулирование отношений
обеспечивается именно актами данного
уровня.
5. В практике регулирования
хозяйственных отношений встречаются
еще Постановления Верховного
Совета РФ. Примером действующего
акта такого рода может служить
Постановление Верховного Совета
РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении
государственной собственности
в РФ на федеральную собственность,
государственную собственность
республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга и
муниципальную собственность».
6. Нормативно-правовые акты
СССР также продолжают действовать,
если они не отменены и не
противоречат действующему законодательству
Российской Федерации. Так, применяется,
правда с учетом многочисленных
изменений, План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, утвержденный Приказом
Минфина СССР от 1 ноября 1991 г.
7. Мы рассмотрели систему
источников предпринимательского
права федерального уровня. Вместе
с тем в силу федеративного
устройства нашего государства
и в соответствии с Конституцией
РФ многие сферы общественной
жизни регулируются актами субъектов
Российской Федерации. Иерархия
их по юридической силе часто
напоминает федеральную систему.
Так, в Москве среди .источников предпринимательского
права мы находим и Законы Москвы, и распоряжения
Мэра Москвы, и постановления Правительства
Москвы, и акты департаментов Правительства
Москвы.
8. Органы местного самоуправления
также издают хозяйственно-правовые
акты, опираясь на главу 8 Конституции
РФ, Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в РФ». Главные
регулирующие возможности муниципальных
образований и их органов связаны
с правом собственности на
принадлежащие им имущественные
фонды.
9. Велика роль локальных
нормативных актов, принимаемых
самими хозяйствующими субъектами
в целях регулирования собственной
предпринимательской деятельности.
Такие акты могут относиться
как к деятельности предприятий
в целом (Устав), так и к отдельным
подразделениям предприятий, регулировать
внутрихозяйственные отношения (Положение
о филиале, представительстве). Режим
коммерческой тайны в организации
устанавливается локальным нормативным
актом. Локальным актом является
приказ об учетной политике
предприятия, то есть выбранной
им совокупности способов ведения
бухгалтерского учета.
10. Помимо нормативно-правовых
актов, источниками предпринимательского
права являются обычаи делового
оборота. В соответствии со ст.
5 ГК РФ «обычаем делового оборота
признается сложившееся и широко
применяемое в какой-либо области
предпринимательской деятельности
правило поведения, не предусмотренное
законодательством, независимо от
того, зафиксировано ли оно в
каком-либо документе». Обычаи делового
оборота в качестве источника
права рассчитаны исключительно
на предпринимательские отношения.
Они применяются наряду с законодательством
и при его пробельности, но никак не
вопреки. Правовое значение обычаев состоит
в том, что они по очередности применения
находятся после нормативно-правовых
актов и договора. Обычаи широко применяются
во внешнеторговом обороте, морских перевозках.
11. Составной частью правовой
системы Российской Федерации
являются общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации, как двусторонние (о торговле,
экономическом сотрудничестве), так
и многосторонние (Конвенция УНИДРУА
о международном финансовом лизинге,
Евразийская патентная Конвенция).
ГК РФ предотвращает возможные
коллизии международного и национального
законодательства, решая вопрос
в пользу первого.
В завершение хотелось бы отметить,
что исторически Россия принадлежит к
континентальной, или романо-германской,
правовой системе, где судебные прецеденты
источниками права не являются. Не являются
источниками предпринимательского права
и акты арбитражных судов, в частности
Постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ. Они должны рассматриваться как
средство достижения единообразного понимания
и применения источников права предпринимательской
сферы.
Список литературы
1. Общая теория государства
и права, В.С. Петров, Л., 1974.
2. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового
права. М. Спарк, 1994.
3. Источники русского
торгового права: Сборник извлечений
из Свода Законов, уставов, полисных
условий и договоров. М. 1914.
4. Исаев И.А. Становление
хозяйственно-правовой мысли в
СССР. М. 1986.
5. Мартемьянов В.С. Хозяйственное
право: курс лекций. Т. 1. М. БЕК, 1994.
6. Лаптев В.В. Предпринимательское
право: понятие и субъекты. М. Юристъ,
1997.
7. И.В. Ершова,
Т.М. Иванова. Предпринимательское право.
М. 2000.