Правовой статус финансовых органов по налоговому законодательству

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с функционированием неотъемлемой части современного российского государства - системы финансовых органов.
Наша страна переживает период радикальных преобразований практически во всех сферах жизни общества. Сохранение и дальнейшее углубление курса на реформирование общества — объективно необходимое и единственно возможное условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое, богатое и процветающее государство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………………………………5
Правовая природа финансовых органов………………………………5
1.2. Функции и виды финансовых органов………………………………...7
ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ ПО НАЛОГОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ……………………...………………..23
2.1. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов…….23
2.2. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования……………………………………………………….………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………........30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Правовой статус фин.органов.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Таким образом, в настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб: к Минфину России перешли функции разработки налоговой политики, налогового законодательства и осуществления разъяснительной работы по вопросам налогообложения от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, преобразованного, в свою очередь, в Федеральную налоговую службу, также подчиненную Минфину России.

К другим государственным  финансово-кредитным организациям относятся государственные внебюджетные фонды. Следует иметь в виду, что под термином «фонд» в рассматриваемом случае понимается система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов. В свою очередь, и сами эти финансовые ресурсы также называются фондами (внебюджетными). К ним относится, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации (России)21. Согласно Положению о фонде он образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Пенсионный фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Денежные средства Пенсионного фонда находятся в государственной собственности.

Фонд социального страхования РФ также является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов22.

Финансовую  деятельность осуществляют все без  исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. Однако в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы23.

Представительные (законодательные) органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также муниципальных образований. При этом к полномочиям представительных органов относится прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

Финансовые  органы субъектов Российской Федерации  в отличие от финансовых органов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

В составе многих региональных финансовых органов созданы  собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем в ст. 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (ст. 168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не подпадают в перечень федеральных полномочий 24.

Таким образом, в соответствии с действующим  Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, имеют право  на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства.

Представительные  органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, государственные финансовые органы - это относительно обособленный элемент  механизма государства, образуемый в установленном порядке органами исполнительной власти государства, обладающий четко определенной структурой и компетенцией и осуществляющий деятельность в сфере государственного управления финансами на всей территории РФ.

Необходимость выделения финансовых органов как  относительно самостоятельного элемента в системе органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, обусловлена самой сущностью экономических функций государства.

Место финансовых органов государственной власти в механизме государства определяется необходимостью планомерного и качественного правового регулирования процесса реализации экономических функций государства.

 Характерными  чертами государственных финансовых  органов  являются: во-первых, данные  органы являются частью механизма  государства; во-вторых, они осуществляют  свои задачи и функции в сфере управления финансами от имени государства; в-третьих, наличие у рассматриваемого элемента механизма государства государственно-властных полномочий; в-четвертых, это определенная законами компетенция в сфере государственного управления финансами; в-пятых, наличие четко определенной структуры и территориального масштаба деятельности финансовых органов и их правовые связи с иными частями механизма государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ

 

2.1. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов

Министерство  финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым  органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Финансовые  органы субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Министерство  финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Бюджетные полномочия финансовых органов определены в  различных статьях действующей  редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.

К ним относятся:

•    проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита, а также проверки целевого использования бюджетного кредита;

•    проведение проверки финансового состояния получателя государственной или муниципальной гарантии;

•    осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

•    непосредственное составление проектов бюджетов;

•    получение сведений, необходимых для своевременного и качественного составления проектов бюджетов от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц;

•    организация исполнения бюджета;

•    приостановка предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из регионального фонда компенсаций) местным бюджетам при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

•    временное управление бюджетом в случаях, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года и если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года;

•    составление сводной бюджетной росписи на основе бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств;

•    получение смет доходов и расходов бюджетных учреждений в течение одного рабочего дня со дня их утверждения;

•    утверждение и изменение лимитов бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств;

•    отсрочка в предоставлении лимита бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств на период до трех месяцев;

•    подтверждение денежных обязательств или отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств исключительно в следующих случаях:

а)    при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации;

б)    при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;

в)    при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

г)    при блокировке расходов;

•    направление доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете;

•    перемещение бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10 % бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств;

•    сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета;

•    осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

В случае принятия поправок к Бюджетному кодексу Российской Федерации финансовые органы также  получат право:

•    утверждать перечень кодов, подвидов по видам доходов, администраторами которых являются соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

•    устанавливать порядок представления реестров расходных обязательств муниципальных образований в финансовый орган субъекта Российской Федерации;

•    устанавливать методику планирования расходов бюджета;

•    устанавливать порядок формирования и исполнения сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;

•    устанавливать порядок составления и ведения кассового плана;

•    устанавливать порядок исполнения бюджета по расходам;

•    устанавливать порядок составления, утверждения и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств;

•    устанавливать порядок формирования, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), местного бюджета;

•    устанавливать порядок санкционирования оплаты денежных обязательств.

Таким образом, полномочия финансового органа осуществляется в виде контроля за операциями главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств, способствуя повышению эффективности и прозрачности управления государственными финансами.

Информация о работе Правовой статус финансовых органов по налоговому законодательству