Правовой статус финансовых органов по налоговому законодательству

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с функционированием неотъемлемой части современного российского государства - системы финансовых органов.
Наша страна переживает период радикальных преобразований практически во всех сферах жизни общества. Сохранение и дальнейшее углубление курса на реформирование общества — объективно необходимое и единственно возможное условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое, богатое и процветающее государство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………………………………5
Правовая природа финансовых органов………………………………5
1.2. Функции и виды финансовых органов………………………………...7
ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ ПО НАЛОГОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ……………………...………………..23
2.1. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов…….23
2.2. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования……………………………………………………….………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………........30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Правовой статус фин.органов.doc

— 175.00 Кб (Скачать)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………………………………5

    1. Правовая природа финансовых органов………………………………5

1.2. Функции и виды финансовых органов………………………………...7

ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ ПО НАЛОГОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ……………………...………………..23

  2.1. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов…….23

  2.2. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования……………………………………………………….………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………........30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с функционированием неотъемлемой части современного российского государства - системы финансовых органов.

Наша страна переживает период радикальных преобразований практически во всех сферах жизни  общества. Сохранение и дальнейшее углубление курса на реформирование общества — объективно необходимое и единственно возможное условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое, богатое и процветающее государство.

Представленная  тема актуальна и в связи с  поиском резервов правового обеспечения  процесса обновления законодательства, регламентирующего государственное управление финансами, нового видения правового статуса финансовых органов. В частности, имеется в виду и более адекватное использование существующих нормативных средств, влияющих на эффективность деятельности финансовых органов.

Исследование  проблемы правового положения финансовых органов в механизме современного российского государства позволяет  более глубоко отразить все многообразие финансовых отношений, а также их роль в осуществлении публичной власти.

Немаловажное  значение исследуемому вопросу придают  протекающие в настоящее время  процессы, связанные с оптимизацией функционирования механизма государства  посредством перераспределения  властных полномочий между государственными органами различных уровней, проходящие, в частности, в форме разграничения предметов ведения между федеральным центром и регионами, а также и в связи с реформой исполнительной власти в регионах.

Как видно, важность исследования данной проблемы объясняется  многими факторами, в том числе и интенсивными  правотворческими  процессами в масштабе России, федеральных округов, регионов.

Вышеназванные обстоятельства обусловили выбор темы и структуру курсовой работы.

Объектом курсовой работы является механизм государства в целом.

Предмет работы составляет деятельность финансовых органов  государственной власти как элемента механизма современного российского  государства.

Целью данной работы является установление природы и  специфики деятельности финансовых органов государственной власти.

Цель и предмет курсовой работы предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Рассмотреть правовую природу финансовых органов и определить их место в механизме современного российского государства.

2. Проанализировать виды  финансовых органов на федеральном уровне.

3. Исследовать финансовый орган субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

4. Раскрыть полномочия финансовых органов, выявить проблемы правового регулирования их деятельности и разработать пути их решения.

Необходимыми  условиями функционирования финансовых органов государственной власти являются: государственная и территориальная  целостность Российской Федерации, верховенство законов на всей территории государства, единство системы государственной власти, реализация принципа разделения властей, наличие государственного суверенитета, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти регионов, а также самостоятельное осуществление органами государственной власти регионов принадлежащих им полномочий.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ

            

         1.1.  Правовая природа финансовых органов

Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации1 (далее НК РФ) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ2.

Орган государства - это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления3.

В зависимости  от порядка образования органы государства  делятся на органы, избираемые народом (парламент, президент), и органы, формируемые  другими государственными органами (правительство, суды).

По форме  реализации государственной деятельности их можно подразделить на законодательные (обобщающее название - парламенты), исполнительные (правительства, министерства, службы, комитеты, администрации), судебные (конституционные, обычные, административные, военные, арбитражные суды) и контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата, ревизионные комиссии и т.п.).

По иерархии государственные органы делятся  на центральные и региональные (местные), по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные (парламент) и единоличные (президент), по срокам реализации полномочий - на постоянные (суд, прокуратура, полиция) и временные (временная администрация), по характеру компетенции - на органы общей (широкой) компетенции (правительство) и органы специальной (узкой) компетенции (министерства, службы)4.

Органами, практически  осуществляющими гражданскую правосубъектность  от имени всего государства (Российской Федерации) и субъектов РФ, являются в рамках их компетенции Правительство, его органы, по имущественным вопросам - главным образом финансовые органы (казначейства)5. (В дореволюционной России для их обозначения использовалось понятие "казна". В настоящее время понятие "казна" означает исключительно имущество.)

При анализе  правового статуса финансовых органов необходимо определить, что такое вообще "финансово-правовой статус". Данное понятие в науке является практически неразработанным, хотя, несомненно, выступает как комплексное явление, включающее в себя ряд взаимосвязанных между собой элементов.

Статус (от лат. - состояние, положение) означает "совокупность прав и обязанностей гражданина, должностного лица, звена управления предприятия и т.п.6.

Понятие «финансовый  орган» используется в бюджетном  законодательстве и в законодательстве о налогах и сборах.

Поправки дополняет понятийный аппарат Бюджетного кодекса Российской Федерации7 (далее БК РФ) следующим определением: «финансовый орган - Министерство финансов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий составление и организацию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (финансовый орган субъекта Российской Федерации), подразделение местной администрации муниципального образования, осуществляющее составление и организацию исполнения местного бюджета (финансовый орган муниципального образования)».

Однако ни действующая  редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации, ни предлагаемые Министерством  финансов Российской Федерации поправки не дают однозначного ответа на вопрос, являются ли финансовые органы юридическими лицами, что вполне закономерно, так как бюджетное законодательство регулирует бюджетные правоотношения, а отнесение организации к юридическим лицам регламентируется гражданским законодательством. Рассмотрим эту проблему отдельно для региональных и местных финансовых органов.

В статье 152 БК РФ финансовые органы поименованы в составе органов исполнительной власти, где кроме финансовых органов также упоминаются:

•    высшие должностные лица субъектов Российской Федерации;

•    главы местного самоуправления;

•    органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов;

• другие уполномоченные органы.

Таким образом, действующая редакция Бюджетного кодекса  Российской Федерации не содержит определения  понятия «финансовый орган». Эту недоработку нужно устранить принятием Федеральным Собранием Российской Федерации поправок, подготовленных Министерством финансов Российской Федерации для целей проведения реформы бюджетного процесса в Российской Федерации.

 

1.2. Функции и виды финансовых органов

К функциям финансовых органов можно отнести:

•    проведение на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) единой государственной (муниципальной) финансовой, бюджетной, налоговой политики;

•    координация деятельности в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (иных органов местного самоуправления);

•    осуществление исполнительно-распорядительных полномочий по управлению государственными (муниципальными) финансами субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Взвешенная  финансовая, бюджетная и налоговая  политика предполагает ее предсказуемость  и преемственность, долгосрочную сбалансированность бюджета и его устойчивость к  неблагоприятным внешним воздействиям, обеспечение необходимого уровня доходов  бюджета, стимулирование экономического роста на территории региона (муниципального образования).

Реализация  функций осуществляется финансовыми  органами через решение стоящих  перед ними задач:

•    составление проекта регионального (местного) бюджета и проекта перспективного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

•    исполнение регионального (местного) бюджета;

•    ведение бухгалтерского учета исполнения бюджета, составление отчета об исполнении регионального (местного) бюджета и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (для региональных финансовых органов и финансовых органов муниципальных районов);

•    осуществление в пределах своей компетенции государственного (муниципального) финансового контроля;

•    координация деятельности исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления) по вопросам осуществления государственного финансового контроля;

•    концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования), обеспечение устойчивости финансов субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

•    разработка концепций управления государственным (муниципальным) долгом, программ государственных (муниципальных) заимствований и их реализация в установленном порядке, осуществление государственных (муниципальных) заимствований от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования), управление государственным (муниципальным) долгом;

•    организация межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации (в муниципальном районе);

•    составление сводной росписи регионального (местного) бюджета;

•    методическое руководство финансово-экономическими службами при исполнительных органах государственной власти (органах местного самоуправления) по вопросам составления проекта бюджета и его исполнения;

• иные задачи в сфере проведения единой государственной (муниципальной) финансовой, налоговой  и бюджетной политики на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Своевременная и качественная подготовка проекта  бюджета на очередной финансовый год является одной из главных  задач финансового органа. Закон (решение) о бюджете на очередной  финансовый год в совокупности с перспективным финансовым планом являются основными инструментами проведения не только собственно бюджетной политики, но и финансовой политики в целом.

При их подготовке необходимо обеспечить выполнение установленных  законами, нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления, договорами и соглашениями расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Это предполагает организацию учета и ведение реестра расходных обязательств, определение методов оценки объема расходных обязательств, правил и процедур расчета средств, необходимых для их выполнения в среднесрочной перспективе и в очередном финансовом году. При разработке проекта бюджета финансовый орган должен обеспечить соблюдение установленных бюджетным законодательством требований к срокам его подготовки, содержанию, обосновывающим материалам.

Информация о работе Правовой статус финансовых органов по налоговому законодательству