Правовое регулирование предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговой обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является характеристика предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговых обязанностей.
Задачами курсовой работы являются:
Изучение понятий отсрочки и рассрочки налоговых платежей, выявление их элементов;
Разграничение понятий отсрочки и рассрочки налоговых платежей;
Анализ основных черт предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговых обязанностей.

Файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 46.86 Кб (Скачать)

По ходатайству заинтересованного  лица уполномоченный орган вправе принять  решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении  уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый  орган по месту его учета в  пятидневный срок со дня принятия решения.

Налоговый орган не вправе отказать заявителю в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основаниям, указанным в  подпунктах 1 или 2 пункта 2 статьи 64 Налогового Кодекса Российской Федерации, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа в случае отсутствия обстоятельств, препятствующих изменению срока уплаты налога в соответствии со статьей 62 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в любом случае должно содержать:

- сумму задолженности;

- налог, по уплате которого  предоставляется отсрочка или  рассрочка;

- сроки и порядок уплаты  суммы задолженности и начисляемых  процентов;

- документы об имуществе,  которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При  этом причитающиеся пени за все время  со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого  решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения  в силу.

Если отсрочка или рассрочка  по уплате налога предоставляется под  залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о  залоге имущества в порядке, предусмотренном  статьей 73 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должен быть мотивированным и обязательной ссылкой на нормативный акт в  соответствии с которым было принято  такое решение.

При наличии оснований, указанных  в подпунктах 1 или 2 пункта 2 статьи 64 Налогового Кодекса Российской Федерации, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации. Порядок обжалования предусмотрен главой 19 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом  в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному  лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

Налоговый Кодекс Российской Федерации допускает возможность дополнительного правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

Рассмотренные правила применяются  также в отношении порядка  и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов.

 

2.3 Порядок и  условия предоставления отсрочек  и рассрочек по уплате федеральных  налогов по решению Министерства  Финансов Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка  по уплате одного или нескольких федеральных  налогов, а также пеней и штрафов  по федеральным налогам может  быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации с  учетом некоторых особенностей.

Отсрочка или рассрочка  по федеральным налогам может  быть предоставлена, если размер задолженности  организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки (далее в  настоящей статье - заявление) превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения  неблагоприятных социально-экономических  последствий.

 Организация, претендующая  на получение отсрочки или  рассрочки в порядке, предусмотренном  настоящей статьей, обращается  в Министерство финансов Российской  Федерации с заявлением, к которому  прилагаются следующие документы:

1) справка налогового  органа о состоянии расчетов  по налогам, пеням и штрафам;

2) предполагаемый график  погашения задолженности;

3) документы и сведения, свидетельствующие об угрозе  возникновения неблагоприятных  социально-экономических последствий  в случае единовременного погашения  задолженности;

4) письменное согласие  организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну,  связанных с рассмотрением заявления  организации.

Копия заявления направляется организацией в налоговый орган  по месту ее учета.

 Решение по заявлению  организации принимается в течение  одного месяца со дня его  получения.

Решение об отсрочке или  о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации и (или) местные  бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми  органами субъекта Российской Федерации  и (или) муниципального образования.

На сумму задолженности, в отношении которой принято  решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или  рассрочки.

Отсрочка или рассрочка, предоставленная по решению министра финансов Российской Федерации, может предоставляться без способов ее обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прекращение  действий отсрочки и рассрочки  по уплате налоговых платежей

По общему правилу действие отсрочки, прекращается по истечении  срока действия соответствующего решения  или договора.

В тоже время статьей 68 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрены основания досрочного прекращения действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.

Налогоплательщик вправе досрочно уплатить всю сумму налога или сбора, а также причитающиеся  проценты и таким образом прекратить действие отсрочки, рассрочки или  инвестиционного налогового кредита.

В случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки  может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем  изменении срока исполнения обязанности  по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении  действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после  получения им соответствующего решения  уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный  день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в  соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными  суммами и процентами.

 

Пунктом 5 статьи 68 Налогового Кодекса Российской Федерации установлен порядок извещения налогоплательщика об отмене решения об отсрочке или рассрочке по налогу (сбору). В соответствии с указанным пунктом, налогоплательщик или плательщик сбора должен быть извещен по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия решения об отмене отсрочки или рассрочки в течение  пяти дней направляется в налоговый  орган по месту учета налогоплательщика, в отношении которого вынесено указанное  решение.

Обжалование налогоплательщиком или плательщиком сбора решения  о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки, осуществляется в только судебном прядке, установленном  Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом  сроки. Несвоевременная уплата налогов  грозит обернуться для налогоплательщика  весьма серьезными последствиями. Причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако, в силу определенных обстоятельств, реальной возможности  вовремя уплатить налог у налогоплательщика  может не быть. Причиной этому могут  служить как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние  факторы. Для таких случаев действующее  налоговое законодательство предусматривает  возможность в исключительных случаях  перенести срок уплаты налога на более  позднее время.

 До вступления в силу Налогового кодекса РФ условия и порядок изменения сроков уплаты налога и сбора устанавливались Законом РФ 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст.10), Законом РФ от 20.12.91 N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом кредите", Инструкцией ГНС РФ от 28.04.98 N 12 "Об инвестиционном налоговом кредите". Согласно ранее действовавшему налоговому законодательству, существовало только одна форма изменения срока уплаты налога (сбора) - отсрочка или, как она еще называлась, налоговый кредит. Разновидностью отсрочки являлся инвестиционный налоговый кредит. Отсрочка рассматривалась налоговым законодательством как предоставление налогоплательщику целевой налоговой льготы (ст.10 Закона N 2118-1).

Вступившим в действие Налоговым кодексом РФ нормы налогового законодательства об изменении срока  уплаты налога (сбора) впервые были объединены в одном нормативном  акте. Налоговый кодекс РФ дал четкое определение, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в которых  оно может производиться. Это  отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (п.3 ст.61 НК РФ).

Из проведённого анализа  можно сделать вывод о том, что изменение срока уплаты налога (сбора) не рассматривается более как налоговая льгота. Из Налогового Кодекса Российской Федерации следует, что это особый порядок исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов (сборов).  Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п.1 ст.61 Налоговый Кодекс Российской Федерации). При этом, как следует из п.2 ст.61 Налогового Кодекса Российской Федерации, срок уплаты налога может быть изменен не только в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, но и в отношении части этой суммы.

В курсовой работе было затронуто  как теоретические, так и практические проблемы функционирования предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налоговых  платежей нашей страны на современном  этапе развития.

Учитывая, что Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно того какие именно сроки могут быть изменены, можно сделать вывод, что НК РФ допускается возможность изменения любых сроков, установленных налоговым законодательством РФ применительно к конкретному налогу или сбору, в том числе и сроков, предусмотренных законом для уплаты авансовых платежей по налогам.

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

Нормативно – правовые акты :

    1. Конституция Российской Федерации. С изм. от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Принят Часть первая от 30 июля 1998 года № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ: текст с изм. и доп. на 10 июля 2011 г.-М.: Эксмо, 2011.-640 с.
    3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ ) от 30.11.1994 «51 –ФЗ ( Часть 1, Часть 2)»

Литература :

    1. Бородай О.Е. Три уровня системы налогообложения в Российской Федерации// «Аудиторские ведомости». -  N 7. -  2001 г. – с.18 – 22.
    2. Ильчева М.Ю. Налоговое право в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект. – 2004. – .258с.
    3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М. – 2002г. – 1215с.
    4. Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохиной. - М.: Норма, 2003. – 564 с.
    5. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2003. – 655 с.
    6. Парыгина В.А., Тадеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. - Ростов н/Д, 2003. – 508 с. 
    7. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учеб. пособия»: Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 416 с.
    8. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц/ В.Н.Незамайкин, И.Л.Юрзинова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 464 с.
    9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономичес-кого развития, 2004. – 576с.
    10. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – 555с
    11. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений/ О.В.Скворцов, Н.О.Скворцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
    12. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. с. 33
    13. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001 с. 35
    14. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М-ИНФРА-М, 2003. – 576 с. – (Серия «Высшее образование»).

Информация о работе Правовое регулирование предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговой обязанности