Правовое регулирование предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговой обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является характеристика предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговых обязанностей.
Задачами курсовой работы являются:
Изучение понятий отсрочки и рассрочки налоговых платежей, выявление их элементов;
Разграничение понятий отсрочки и рассрочки налоговых платежей;
Анализ основных черт предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговых обязанностей.

Файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 46.86 Кб (Скачать)

Введение

На каждом этапе развития общества понятие «налог» все  более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Меняется и содержание понятия налога как специфического универсального финансового инструмента. Актуальность данной темы состоит в  том, что налоги выступают необходимым  звеном экономических отношений, и  в силу этого во всех экономических  теориях прошлого и настоящего времени  рассматриваются проблемы налогообложения, стремясь определить место налогов  в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов.

  В настоящее время  для России более чем актуальна  мысль великого экономиста К.Маркса: «В налогах воплощено экономическое  выражение существования государства». Действительно, более половины  доходов федерального бюджета  России формируется за счет  налоговых поступлений. Я выбрала  и провела анализ данной темы, потому что налоги являются  одним из важнейших признаков  государства. В любом обществе  они служат материальной основой  исполнения общих дел по защите  от внешнего врага и поддержанию  порядка внутри государства.

Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом  сроки. Несвоевременная уплата налогов  грозит обернуться для налогоплательщика  весьма серьезными последствиями. Причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако, в силу определенных обстоятельств, реальной возможности  вовремя уплатить налог у налогоплательщика  может не быть. Причиной этому могут  служить как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние  факторы. Для таких случаев действующее  налоговое законодательство предусматривает  возможность в исключительных случаях  перенести срок уплаты налога на более  позднее время. 

Целью курсовой работы является характеристика предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговых обязанностей.

Задачами курсовой работы являются:

  1. Изучение понятий отсрочки и рассрочки налоговых платежей, выявление их элементов;
  2. Разграничение понятий отсрочки и рассрочки налоговых платежей;
  3. Анализ основных черт предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговых обязанностей.

Предметом курсовой  работы является правовое регулирование предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговых обязанностей.

Объектом курсовой работы  являются правоотношения, возникающие в процессе предоставления отсрочек и рассрочек  по уплате налоговых платежей, их правовое регулирование.

В Налоговом кодексе Российской Федерации нормы налогового законодательства об изменении срока уплаты налога (сбора) объединены в одном нормативном  акте. Налоговый кодекс РФ дает  четкое определение, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и устанавливает  четыре формы, в  которых оно может производиться. Это отсрочка, рассрочка, налоговый  кредит и инвестиционный налоговый  кредит (п. 3 ст. 61 НК).  

Способы отсрочки и рассрочки  уплаты налогов и сборов  доступны более широкому кругу налогоплательщиков, в том числе и применяющим  специальные налоговые режимы (п. 6 ст. 61 НК). В порядке предоставления этих «послаблений» также существует ряд тонкостей. Однако, как показывает практика, даже при острой нехватке оборотных средств договориться о подобном бонусе с инспекторами удается далеко не всегда.

 

 

1.Отсрочка и  рассрочка по уплате налоговых  платежей

1.1 Сущность отсрочек  и рассрочек налоговых платежей

Ни для кого не секрет, что рассчитаться по налогам с  бюджетом налогоплательщик должен в установленные сроки. Однако может случиться, что на дату их уплаты денег у налогоплательщика будет недостаточно, а сам он окажется в положении на грани выживания. В таких случаях законодательство  предусмотрело возможность изменения срока уплаты налога. Исполнить свои налоговые обязательства налогоплательщик сможет в более позднем периоде, когда его финансовое состояние улучшится.

Налоговое законодательство устанавливает три способа изменения  срока платежа: это отсрочка, рассрочка  и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК). Формы изменения срока уплаты налога указаны в таблице 1.

Отсрочка - это перенос срока уплаты налога на срок, не превышающий один год   с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока (п.1 ст.64 НК РФ).  
   Рассрочка, в отличии от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и отсрочка срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течении соответствующего срока (1 ст.64 НК РФ). 

В комментируемой статье установлен порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов. Указанный порядок  применяется в отношении федеральных  налогов и сборов, налогов и  сборов субъектов Российской Федерации  и местных налогов и сборов.

Итак основное отличие  отсрочки от рассрочки заключается  в различном порядке погашения  налоговой задолженности. В первом случае задолженность погашается единовременно  и в полном объеме, во втором - поэтапно, в течение периода на который  предоставлена рассрочка. В остальном  же эти две формы изменения  срока уплаты налога (сбора) одинаковы. 

 
   И отсрочка, и рассрочка по уплате налога (сбора) могут быть предоставлены  как по одному, так сразу и по нескольким налогам. Идентичны порядок  и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и сборов.

Отсрочка или рассрочка  по уплате федеральных налогов в  части, зачисляемой в федеральный  бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может  быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 64 НК). Причем изменение срока уплаты налогов не отменяет существующей и не создает новой обязанности по их уплате (п. 4 ст. 61 НК).

Так же отсрочка или рассрочка  может предоставляться по сборам и по пени. Это важный момент, потому что по сбору налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит не предоставляется вовсе. А когда  речь идет об отсрочке или рассрочке, то и по сбору можно получить это  изменение срока.

Получателем отсрочки или  рассрочки является заинтересованное лицо (согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации). То есть налогоплательщик, который является плательщиком налоговых сборов и пени.

Изменение срока уплаты налога не означает прекращение существующей обязанности по уплате налога и появление новой. Изменение срока уплаты налога, сбора означает лишь установление нового срока уплаты. В связи с этим, плательщик, для которого изменен срок уплаты, не является нарушителем налогового законодательства. Исходя из чего, пеня, предусмотренная за несвоевременную уплату налога, сбора, не начисляется в период действия измененного срока уплаты.

 

 

Таблица 1. Изменение срока уплаты налога и сбора


 

 









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основания и  условия предоставления отсрочки  и рассрочки по уплате налогов  и сборов

Получателем отсрочки или  рассрочки является заинтересованное лицо (согласно  ст. 61 п 3 Налогового Кодекса РФ ). Заинтересованным лицом  является  налогоплательщик, который  является плательщиком налоговых сборов и пени. Но возникает вопрос: может  ли налоговый агент претендовать на отсрочку или рассрочку уплаты налогов, когда на него эта обязанность  возложена. Прямого ответа на это  нет, но надо учитывать в данном случае, что нет и прямого запрета  на то, что налоговый агент не имеет права на отсрочку и рассрочку, а косвенное указание на п.2 ст.24 Налогового Кодекса Российской Федерации позволяет говорить о том, что налоговый агент тоже имеет право на отсрочку или рассрочку, поскольку его права аналогичны правам самого налогоплательщика. Отсрочка или рассрочка предоставляется исключительно по шести основаниям (согласно ст64 п 2 Налогового Кодекса Российской Федерации) . Никаких иных оснований быть не может.

1. Причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Этот ущерб должен быть документально подтвержден. Это прямое указание п.5 ст.64 требует документального подтверждения, хотя надо понимать, что вовсе не всегда этот факт причинения ущерба можно подтвердить. Скажем, был ураган, дерево упало, произошло замыкание и сгорел объект недвижимости. Как подтвердить факт того, что был ураган и дерево упало? Не всегда МЧС дает такие справки. Поэтому представляется, что это чрезмерное требование. И в самом же Налоговом Кодексе Российской Федерации предусмотрено такое понятие, как общеизвестные факты, не нуждающиеся в удостоверении. В ст.111 п 2 Налоговым Кодексом Российской Федерации такое правило есть. Поэтому представляется, что по аналогии можно использовать и здесь для подтверждения ущерба.

2. Задержка лицу финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа. Опять же эти обстоятельства должны быть подтверждены документами, и в данном случае это будут справки, выдаваемые казначейством по федеральным предприятиям и учреждениям, либо соответствующие финансовые органы субъектов или местного самоуправления.

3.Угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления. В соответствии с пунктом 1 статьи 156, пунктом 2 статьи 163, пунктом 4 статьи 164 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Приложение №18) мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов. В случае расторжения мирового соглашения отсрочка или рассрочка утрачивает силу, а требования кредиторов, в отношении которых были произведены указанные отсрочка или рассрочка причитающихся им платежей, восстанавливаются в их неудовлетворенной части. Согласно статье 84 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Приложение №18) график погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.

Графиком погашения задолженности  в ходе процедуры финансового  оздоровления должно предусматриваться  погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового  оздоровления, а также погашение  требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через  шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления;

 

4. Имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5. Ситуации сезонного характера производства или реализации товаров, работ, услуг. Перечень видов деятельности, имеющих сезонный характер, утвержден специальным постановлением правительства на сегодняшний день.

6. При наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом (глава 30). Статьей 334 Таможенного кодекса Российской Федерации установлены следующие основания:

1) причинение этому лицу  ущерба в результате стихийного  бедствия, технологической катастрофы  или иных обстоятельств непреодолимой  силы;

2) задержка этому лицу  финансирования из федерального  бюджета или оплаты выполненного  этим лицом государственного  заказа;

3) товары, перемещаемые через  таможенную границу, являются  товарами, подвергающимися быстрой  порче;

4) осуществление лицом  поставок по межправительственным  соглашениям.

При наличии оснований, указанных  в пунктах 1, 3 - 6, отсрочка или рассрочка  по уплате налога может быть предоставлена  организации на сумму, не превышающую  стоимость ее чистых активов, физическому  лицу - на сумму, не превышающую стоимость  его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством  Российской Федерации не может быть обращено взыскание.( согласно ст. 64 п. 2 Налогового Кодекса Российской Федерации ).

  За предоставление отсрочки или рассрочки могут взиматься проценты по решению органа, предоставляющего отсрочку, в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При предоставлении отсрочки по основаниям недофинансирования и неоплаты государственного заказа проценты не взимаются. Во всех остальных случаях решение принимает финансовый орган, принимающий это решение.

Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка  по уплате налога (сбора) предоставляется  лицу в связи с причинением  ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В такой  ситуации на сумму задолженности  проценты не начисляются. 

Информация о работе Правовое регулирование предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговой обязанности