Правовое регулирование предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговой обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является характеристика предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговых обязанностей.
Задачами курсовой работы являются:
Изучение понятий отсрочки и рассрочки налоговых платежей, выявление их элементов;
Разграничение понятий отсрочки и рассрочки налоговых платежей;
Анализ основных черт предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговых обязанностей.

Файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 46.86 Кб (Скачать)

Как правило, как отсрочка так и рассрочка по уплате налогов (сборов) предоставляется только при  условии обеспечения налогоплательщиком (плательщиком сбора) исполнения своего обязательства по уплате налога (сбора). В качестве способов обеспечения  исполнения обязательств при предоставлении отсрочки или рассрочки может  применяться залог имущества  или поручительство (п.5 ст.61 НК РФ). 

Закон не устанавливает требования о необходимости обязательного  обеспечения заинтересованным лицом  исполнения обязательства для предоставления ему отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора), но, как показывает практика, органы в компетенцию которых  входит решение вопросов о предоставлении отсрочек (рассрочек) в большинстве  случаев все же требуют заключения договора залога имущества или оформление поручительства. 

Залог имущества оформляется  договором между налоговым органом  и залогодателем, в качестве которого может выступать как сам налогоплательщик (плательщик сбора), так и третье лицо. В случае неисполнения лицом, получившим отсрочку (рассрочку) по уплате налогов (сборов) в установленный  срок своих обязательств перед бюджетом, такая обязанность может быть исполнена налоговым органом  за счет стоимости заложенного имущества (ст.73 Налоговым Кодексом Российской Федерации).

Если при изменении  сроков уплаты налога (сбора) обязанность  налогоплательщика обеспечивается поручительством, то это означает, что  в случае неуплаты налогоплательщиком в установленный срок сумм налога (сбора) поручитель будет нести с  налогоплательщиком солидарную ответственность.

Следовательно, налоговый  орган будет вправе потребовать  от лица, выступившего поручителем, исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) за должника-налогоплательщика (ст.74 НК РФ). 

Условия предоставления отсрочки (рассрочки) распространяются и на пени.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены  дополнительные основания и условия  переноса срока налогового платежа  в части региональных и местных  налогов.

 

 

 

 

 

 

1.3 Обстоятельства  исключающие предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов

Обстоятельства, исключающие  возможность изменения срока  уплаты налога, поименованы в ст. 62 п. 1 Налоговом Кодексе Российской Федерации. Так, не может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налоговых платежей, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

1) возбуждено уголовное  дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства  о налогах и сборах;

2) проводится производство  по делу о налоговом правонарушении  либо по делу об административном  правонарушении в области налогов  и сборов, таможенного дела в  части налогов, подлежащих уплате  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской Федерации;

3) имеются достаточные  основания полагать, что это лицо  воспользуется таким изменением  для сокрытия своих денежных  средств или иного имущества,  подлежащего налогообложению, либо  это лицо собирается выехать  за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

 При наличии на момент  вынесения решения об изменении  срока уплаты налога указанных  обстоятельств решение об изменении  срока уплаты налога не может  быть вынесено.

 Если же, несмотря на  запрет, решение об изменении  срока уплаты налогов и сборов  было вынесено, он подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения  в трехдневный срок письменно  уведомляются заинтересованное  лицо и налоговый орган по  месту учета этого лица. Решение  об отмене вынесенного решения  может быть обжаловано заинтересованными  лицами в порядке, установленном  Налоговым Кодексом Российской Федерации для обжалования действий и решений налоговых органов.

 

2. Порядок предоставления  отсрочек и рассрочек по уплате  налогов и сборов 

2.1 Органы, уполномоченные  принимать решения о предоставлении  отсрочек и рассрочек по уплате  налоговых платежей

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки подается заинтересованным лицом непосредственно  в орган, уполномоченный предоставлять  отсрочку (рассрочку). В зависимости  от конкретного вида налога (сбора) по которым предоставляется отсрочка (рассрочка) органами уполномоченными  на принятие соответствующих решений  могут выступать: Министерство Финансов Российской Федерации, финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования, Государственный Таможенный Контроль Российской Федерации, органы осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины (например суды), органы соответствующих внебюджетных фондов (ст.63 Налоговый Кодекс Российской Федерации).

 Полномочия по изменению  срока уплаты налогов (сборов) перечисленными органами определяются  видами налогов (сборов), контролируемых  ими, и уровнем бюджета (внебюджетного  фонда), в который зачисляются  эти налоги (сборы).

Решение об изменении срока  уплаты в каждом соответствующем  случае принимается:

• по федеральным налогам и сборам – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;

• по региональным и местным налогам –налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

• по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

•  по государственной пошлине — органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с главой 25.3 НК РФ принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;

• по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, - налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

• по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.

Если в соответствии с  бюджетным законодательством Российской Федерации федеральные налоги или  сборы подлежат зачислению в федеральный  бюджет и (или) бюджеты субъектов  Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или  сборов (за исключением государственной  пошлины) изменяются на основании решений  уполномоченных органов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Если в соответствии с  законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации и (или) местные  бюджеты, сроки уплаты таких налогов  изменяются на основании решений  налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц  в части сумм, подлежащих зачислению в:

- бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

- местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

В случае, когда какой-либо налог выступает в качестве регулирующего источника и зачисляется в разные бюджеты, то решение об изменении срока уплаты налога должно приниматься соответствующим органом отдельно по каждой части налога, зачисляемой в тот или иной бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Порядок предоставления  отсрочек и рассрочек по уплате  налоговых платежей

Для получения отсрочки или  рассрочки исполнения обязанности  по уплате налога или сбора заинтересованное лицо (налогоплательщик) должно подать заявление в соответствующий  орган. К этому заявлению прилагаются  документы, обосновывающие основание  в соответствии со статьей 64 Налоговому Кодексу Российской Федерации. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного  органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы  об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Таким образом, налогоплательщик перед обращением в налоговый  орган должен сформировать пакет  документов.

В случае обращения налогоплательщика  с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 1 пункта 2 статьи 64 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, представляются следующие документы:

- документ, подтверждающий  факт наступления соответствующих  оснований;

- справка о сумме нанесенного  ущерба, заверенная уполномоченным  на это органом.

В случае обращения налогоплательщика  с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 2 пункта 2 статьи 64 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно из-за задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований.

В случае обращения налогоплательщика  с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 3 пункта 2 статьи 64 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления, представляются следующие документы:

а) пояснительная записка  налогоплательщика о причинах возникновения  необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;

б) сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии  средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой  или рассрочкой;

в) документы, подтверждающие возможность наступления банкротства  в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом;

г) копия определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения и копия утвержденного арбитражным  судом мирового соглашения (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом мирового соглашения), заверенные в установленном порядке;

д) копия определения арбитражного суда о введении процедуры финансового  оздоровления и копия утвержденного  арбитражным судом графика погашения  задолженности в ходе процедуры  финансового оздоровления (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом графика погашения  задолженности в ходе процедуры  финансового оздоровления), заверенные в установленном порядке.

В случае обращения налогоплательщика  с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 4 пункта 2 статьи 64 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, представляются документы, подтверждающие наличие соответствующих оснований.

В случае обращения налогоплательщика  с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 5 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит  сезонный характер, представляется документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий, что организация осуществляет деятельность, указанную в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации  от 6 апреля 1999 года №382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых  для целей налогообложения» (Приложение №39) перечне сезонных отраслей и  видов деятельности, применяемом  при предоставлении отсрочки или  рассрочки по уплате налога.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом  по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного  лица (статья 64 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Информация о работе Правовое регулирование предоставления отсрочек и рассрочек в процессе исполнения налоговой обязанности