Понятие налоговой политики и налогового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

Налоговая политика – это система, осуществляемая государством организационных и правовых мер по формированию, улучшению и развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового контроля и налогового администрирования в целом.
Налоговая политика строится на исследовании возможности:
- создать новые модели управления налоговой системой;
- улучшить ее организацию;
- изменить действующие налоговые режимы (в плане улучшения).

Оглавление

1. Понятие налоговой политики и налогового регулирования…………….3
2. Налоговая политика современной России и ее противоречия………….7
3. Границы налогообложения. Сравнительная характеристика налоговых систем России и зарубежных стран. Налоговые реформы в зарубежных странах……………………………………………………………………..11
4. Налоговое регулирование деятельности предприятий и организаций..18
5. Налоговое планирование…………………………………………………24
6. Список литературы……………………………………………………….2

Файлы: 1 файл

финансы на печать.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

В состав доходов предприятий, относящихся ко второй группе, не включаются средства, полученные как в денежной, так и в материально-вещественной форме в результате целевых отчислений на содержание таких предприятий от других предприятий и организаций (так называемые спонсорские взносы), членские вспомогательные взносы, долевые ( паевые и целевые) вклады участников этих предприятий. К этой же группе средств относятся ««гранты», которые следует понимать как целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятием и организациям в денежной или натуральной форме на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Для всех без исключения предприятий не включаются в состав налогооблагаемой прибыли следующие средства:

а) внесенные участниками предприятия доли в уставный фонд в размерах, предусмотренных учредительными документами;

б) объединяемые предприятиями для осуществления совместной деятельности без образования юридического лица на балансе одного из участников такой: деятельности, который в соответствии с достигнутыми соглашениями выполняет обязанности по ведению учета доходов и расходов, возникающих при осуществлении совместной деятельности, в пределах размеров, установленных договором о совместной деятельности.

Материальные затраты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в том периоде, в котором сырье, материалы, запасные части, горюче-смазочные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты были фактически использованы при производстве продукта (выполнении работ, оказании услуг). Такие расходы должны быть документально подтверждены путем составления соответствующим должностным лицом предприятия отчета об использовании материальных ресурсов.

Стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями, производствами или хозяйствами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, включается в издержки производства и обращения в том периоде, в котором они выполнены. Для этих целей в актах о выполнении работ (оказании услуг) в обязательном порядке необходимо отражать календарный период, в котором работы выполнены (услуги оказаны).

Затраты на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, работающего по трудовому соглашению (контракту), совместительству, по договорам гражданско-правового характера, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в том периоде, в котором гражданами были выполнены работы (оказаны услуги), независимо от времени фактической выплаты заработной платы как по объективным (отсутствие денежных средств на расчетном счете, наличие условий, согласно которым вознаграждение выплачивается по окончании производства работ), так и субъективным (невозможность выплаты заработной платы ввиду отсутствия работника и др.) причинам. Календарный период, в котором заработная плата должна быть начислена, определяется на основании данных учета фактически отработанного времени, которое при выполнении работ по совместительству не может превышать половины установленной трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, а по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера – срок действия договора.

Доходы предприятий, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на день получения дохода.

Одна из самых сложных проблем в налоговом законодательстве – это правильное определение для целей налогообложения доходов и расходов, полученных и произведенных в иностранной валюте, возникающих как при проведении операций в иностранной валюте в пределах РФ, так и осуществлении деятельности за рубежом и экспортно-импортных операций (включая товарообменные (бартерные) сделки).

Налог на прибыль предприятий и организаций уплачивается в бюджет исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налоги. Начиная с 1994 г. налог на прибыль уплачивается предприятиями и организациями в федеральный бюджет по ставке 13%, в бюджеты субъектов РФ – 22%. В то же время органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать максимальную ставку налога на прибыль, зачисляемого в их бюджеты, в размере 25%, а для банков и страховщиков – 30%.

Кроме налога с прибыли предприятия и организации уплачивают в бюджет налог с суммы превышения расходов на оплату труда работников предприятий, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, по ставкам налога на прибыль. Порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда работников предприятий, занятых в основной деятельности; устанавливается действующим законодательством, и в настоящее время она составляет шесть установленных законом размеров минимальной месячной заработной платы.

Не подлежит налогообложению прибыль: религиозных организаций (объединений) от культовой деятельности и от реализации предметов, необходимых для совершения культа; общественных организаций инвалидов, а также находящихся в собственности этих организаций учреждений, предприятий и объединений в части, направляемой на уставную деятельность этих организаций; образовательных учреждений в части, направленной на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль без всяких ограничений уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими в установленном порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, непосредственно на нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

Сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского отчета и отчетности самостоятельно.

В течение квартала плательщики, за исключением предприятий с иностранными инвестициями, а также малых предприятий, производят авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль предприятия представляют налоговым органам по месту своего нахождения справки о предполагаемой сумме прибыли на текущий квартал.

По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на прибыль нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают в течение года авансовые платежи в размере 1/4 годовой суммы налога не позднее 15-го числа последнего месяца каждого квартала. Авансовая сумма налога на текущий год определяется исходя из предполагаемой прибыли и ставки налога. Налог на прибыль, фактически полученную за истекший календарный год, исчисляется на основании годового бухгалтерского отчета не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.

Уплата налога на прибыль производится в безналичном порядке в рублях РФ в сроки, установленные действующим законодательством. Предприятия с иностранными инвестициями могут уплачивать налог в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату получения дохода.

Помимо налога на прибыль предприятиям и организациям уплачивают налоги со следующих видов доходов в прибыли:
дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам;
доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитаются материальные затраты, связанные с получением этого дохода; прибыли от проведенная массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, в других помещениях, число мест в которых превышает две тысячи.

Налоги с доходов от акций, облигаций и других ценных бумаг, а также от участия в уставных фондах других предприятий взимается по ставке 15%, с доходов банков – 13% у источника этих доходов. Ответственность за правильность перечисления в бюджет данных налогов несет предприятие, выплачивающее доход.

 

 

 

 

 

Налоговое планирование

 

    Сущность налогового планирования заключа­ется в признании за каждым налогоплательщиком   права   использовать   все   допустимые законом   средства,    приемы    и    способы   для максимального   сокращения   своих   налоговых обязательств.

    Первое направление налогового планирования можно определить как организацию деятельности предприятия таким образом, чтобы минимизировать налоговые обязательства на стабильный период без нарушения закона.

    Второе направление  налогового  планирования - выбор   между  различными   вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения   его   активов,   направленный   на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового   планирования   лежит   максимально и правильное использование всех установленных законом льгот, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

    Налогоплательщик вправе   избрать   способ   уплаты   налогов, позволяющий минимизировать ограничения его собственности. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией»   облагаемости   налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех доходов,  за исключением прямо перечисленных в законе.

    Следует разграничивать уклонение от уплаты Налогов, обход налогов и налоговое планирова­ние. Как уклонение от уплаты налогов и обход налогов, так и налоговое планирование появились в мировой практике вслед за формирова­нием налогового права.

    Уклонение от уплаты налогов, как правило, осуществляется  путем  незаконного использования предприятием налоговых льгот,  несвоевременной уплаты налогов и сокрытием доходов, непредставления или несвоевременного пред­ставления документов, необходимых для исчис­ления и уплаты налогов. Таким образом, при уклонении от уплаты налогов предприятия или физические лица являются налогоплательщиками по закону, но уменьшают свои налоговые обяз­ательства либо вообще не уплачивают налоги или уплачивают их не должным образом, исполь­зуя способы, прямо или косвенно запрещенные законом.

В международном налоговом планировании под уклонением от уплаты налогов понимают уменьшение налоговых обязательств незаконны­ми средствами, когда налогоплательщик уплачи­вает налоги в меньшем размере, чем это уста­новлено законом. Именно элемент незаконного уменьшения налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование.

Обход налогов — это такая ситуация, в которой предприятие или физическое лицо не является налогоплательщиком либо в силу того, что его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо получает доходы, не облагаемые налогами, либо из-за отсутствия регистрации в налоговых органах. Представля­ется, что можно разделить понятие обхода налогов на две части. Первый способ обхода налогов — уклонение от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов. Второй способ обхода налогов предусматривает ис­пользование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предпри­ятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов, является налоговым правона­рушением.

Налоговое планирование или действия, на­правленные на законный обход налогов (имеется в виду первый способ обхода налогов), а также правомерное использование всех допускаемых законом налоговых льгот или применение спе­циальных приемов уменьшения налоговых обяз­ательств плательщика при их осуществлении законными способами не могут быть поводом для применения к плательщику штрафных санк­ций, как правило, независимо от отношения к ним налоговых органов.

Уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование, а также уплата нало­гов в соответствии с законом без применения специальных мер по снижению налоговых обя­зательств плательщика являются по существу моделями поведения налогоплательщика. При этом бесспорное преимущество налогового пла­нирования состоит в том, что цели минимизации налоговых обязательств достигаются без наруше­ния законов.

    Проблемы налогового законодательства, используемые как для избежания налогов, так и для   уклонения   от   уплаты   налогов,   могут носить как непреднамеренный характер, так и специально   «закладываться»в принимаемый закон  о  налогообложении.   В  первом  случае пробелы законодательства объясняются несовершенством юридических аспектов при разработке и  принятии  закона.  Подобные проблемы устраняются  внесением  необходимых поправок  в  текст  закона  или  официальным толкованием   неточных   или   двусмысленных формулировок. Такой механизм особенно эффективно   работает   в   странах   англо-саксонской  системы права,  признающих судебный прецедент в качестве одного из источников права.   Преднамеренные   пропуски   в   налоговом законодательстве являются способом расширения  компетенции  налоговых  органов их   дискреционных   полномочий   в   вопросах регулирования взаимоотношений  плательщиков с бюджетом.

Возможности обхода налога могут определяться рядом факторов. Во-первых, спецификой объекта налогообложения (законодательство большинства стран не облагает налогами доходы, вложенные в государственные ценные бумаги, что создает возможность укрыть значительные суммы от налога). Во-вторых, спецификой субъекта налога, в основе которой лежит принцип предоставления налоговых льгот малым предприятиям, некоммерческим, благотворительным и подобным организациям. В-третьих, определенные возможности для обхода налога предоставляют особенности метода обложения, способа исчисления и уплаты налога, лежащие в основе определения суммы налога (прогрессивное налогообложение иногда предоставляет значительные преимущества по сравнению с пропорциональным, а кадастровое обложение особенно выгодно при высоком уровне инфляции).

Информация о работе Понятие налоговой политики и налогового регулирования