Понятие налоговой политики и налогового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

Налоговая политика – это система, осуществляемая государством организационных и правовых мер по формированию, улучшению и развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового контроля и налогового администрирования в целом.
Налоговая политика строится на исследовании возможности:
- создать новые модели управления налоговой системой;
- улучшить ее организацию;
- изменить действующие налоговые режимы (в плане улучшения).

Оглавление

1. Понятие налоговой политики и налогового регулирования…………….3
2. Налоговая политика современной России и ее противоречия………….7
3. Границы налогообложения. Сравнительная характеристика налоговых систем России и зарубежных стран. Налоговые реформы в зарубежных странах……………………………………………………………………..11
4. Налоговое регулирование деятельности предприятий и организаций..18
5. Налоговое планирование…………………………………………………24
6. Список литературы……………………………………………………….2

Файлы: 1 файл

финансы на печать.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

    Среди наиболее продуктивных направлений реформирования налоговой политики, нацеленных на легализацию «теневого оборота» и одновременно способствующих наращиванию объемов реализации продукции (а значит – увеличению налоговой массы), следует назвать уточнение налогооблагаемой базы и правил налогообложения. Здесь кроются большие резервы.

   

 

 

 

    

Границы налогообложения

 

(англ. taxation limit) - определение верхнего предела налоговых изъятий, позволяющих осуществлять фискальную политику, стимулировать развитие научно-производственной деятельности во всех сферах экономики, осуществлять социально-экологической программы страны. Верхний предел налогового изъятия не может быть универсальным для всех государств. Он обусловлен особенностями социально-экономической истории страны. Уровень налоговых изъятий в малых унитарных государствах выше, чем налоговое бремя в территориально больших социально и культурно-дифференцированных федеративных государствах. Уровень налоговых изъятий в стране зависит от темпов экономического роста и соц. нагрузки государства.

При более высоких темпах экономического роста значительно расширяется налоговая база, государство может увеличивать налоговые поступления, что позволяет ему расширять соц. программы и увеличивать соц. нагрузку на бюджет. В наст, время имеет место обратная тенденция. Темпы экономического роста многих развитых стран снижаются, что означает увеличение доли налоговых изъятий в ВВП, т.е. налоги приближаются к своей верхней границе, за которой начинаются симптомы финансового кризиса. Это означает, что при цикличном развитии экономики налоговое давление возрастает на стадии спада и, наоборот, на стадии подъема груз налоговых изъятий уменьшается, т.е. они имеют противонаправленное движение.

В период экономического подъема уменьшается безработица, растут доходы юридических и физических лиц, увеличивается налоговая база и численность налогоплательщиков, растут поступления в бюджет, а значит, увеличиваются возможности государства по удовлетворению соц. потребностей населения. В результате возрастает численность населения за счет увеличения рождаемости и роста продолжительности жизни. Финансовых ресурсов для обслуживания этих процессов достаточно. В период экономического спада доходы производителей и потребителей падают, растет безработица, налоговая база уменьшается. Финансовые  возможности государства в удовлетворении соц. потребностей населения ограничиваются уменьшающимися налоговыми поступлениями. Для сохранения объема доходов бюджета уровень налоговых изъятий повышается и они упираются в верхнюю Г.н. Появляется разрыв между накопленными и продолжающими расти социальными обязательствами государства и его ограниченными возможностями, зависящими от налоговых поступлений. Государства вначале пытаются решать эту проблему за счет некоторого ограничения соц. благ внутри своих стран. Затем благодаря глобализации мировой экономики высокоразвитые страны, владеющие широким арсеналом экономических и административных инструментов государственного и негосударственного регулирования, принимаются за перераспределение финансовых, трудовых и сырьевых ресурсов за счет менее развитых стран. Это позволяет им удержаться на верхней предельной границе налогового изъятия внутри страны. Национальное налогообложение ведет только к перекладыванию имеющихся финансовых ресурсов страны из одного кармана в др., но не к их увеличению.

Чтобы выйти из замкнутого круга, предлагаются два пути: либерализация экономики, которая ведет к снижению уровня государственных обязательств, и повышение границы верхнего уровня налогообложения. Важным фактором, влияющим на уровень налогообложения, а значит, и на величину верхнего предела налогового изъятия, является инфляция. Чем выше инфляция, тем ниже налоговые изъятия. Др. дело, когда пропорции изменения могут быть не равными. При высокой инфляции и задержке налоговых поступлений происходит обесценение последних и, следовательно, падение государственных доходов даже при повышении налогового изъятия. В свою очередь, усиление налогового давления ведет к уклонению от уплаты налогов, и бюджет вновь недополучает средства. В результате происходит сокращение государственного финансирования. В наст. время уровень налоговых изъятий в развитых странах Западной Европы около 50% ВВП, в постсоциалистических странах Восточной Европы - в интервале 40-50% ВВП. Для России уровень бюджетных доходов в ВВП установился на уровне 30%. При этом имеет место рост теневой экономики, уклонение от уплаты налогов, бегство капитала, долларизация наличного оборота, распространение денежных суррогатов. Это свидетельствует о том, что Г.н. практически достигли своего верхнего предела.

 

Сравнительная характеристика налоговых систем России и зарубежных стран

 

Во–первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП.

Во–вторых, напрашивается вывод о том, что налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 32% ВВП.

Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития российской экономики на современном этапе.

Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны и в 80-е гг. прошлого века. Преобразования налоговых систем проходили по принципу «лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений». Налоговые системы западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их.

Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок.

Эффективная налоговая система должна выполнять ряд функций, а именно:

1) формирование фискально-доходной части государственного бюджета;

2) производственно-стимулирующая функция;

3) социальная.

Проведем сравнительный анализ систем налогообложения таких развитых стран, как США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Япония. (Выбор исследуемых стран обусловлен показателями их ВВП на душу населения.)

Социальная функция в самом общем виде направлена на соблюдение при налогообложении принципов социальной справедливости.

Производственно-стимулирующая функция требует от налоговой системы функционирования таким образом, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственной или, шире, к экономической деятельности, а в лучшем случае усиливать эти стимулы. Для сравнения эффективности налоговых систем зарубежных стран исходя из выполнения ими данной функции были проанализированы налоги на корпорации в каждой из выбранных стран.

Современные ставки налога на прибыль в большинстве развитых странах колеблются от 30 до 40 %.Однако, необходимо учитывать и льготы по налогу, которые весьма различаются по странам и оказывают существенное влияние на сумму налога.

Налоговая система США предусматривает хотя и весьма сложные, но четко регламентированные процедуры оценки облагаемых доходов. Существенные льготы и пониженные ставки для корпораций и граждан, имеющих небольшие доходы или осуществляющих строительство и обновление оборудования, определяют гораздо большие возможности выбора при расчете облагаемого дохода. Прогрессивный характер налогообложения, дискретность налоговых отчислений, универсальность обложения, наличие большого количества целевых льгот, скидок, исключений – все это, а также более низкие ставки прямых и косвенных налогов, создают в США намного более благоприятный налоговый климат для предпринимательства и домохозяйств, чем в других развитых странах.

Налоговая система Великобритании, являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько более низких ставок подоходных налогов с корпораций и физических лиц.

Францию среди развитых стран отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального назначения. Налоговая система Франции является жесткой по отношению к физическим лицам и семьям, имеющим высокие душевые доходы, но применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога приводит к снижению его вплоть до нуля для бедных слоев населения.

Для предприятий малого бизнеса установлены одни из самых высоких налогов и обязательных отчислений. В целом, можно заключить, что налоговая система Франции по сравнению налоговыми системами США и Великобритании является более жесткой по отношению к корпорациям и личным доходам граждан.

Налоговая система Японии обладает исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные изменения как в экономической, так и в социальной сферах. Современная налоговая система Японии отличается умеренным уровнем налогового бремени (наиболее низкий уровень среди развитых стран: доля налогов в национальном доходе Японии - 26%, тогда как, например, в Великобритании – 40%, Франции – 34%). В Японии у предприятий изымается около 50% прибыли. Негативное влияние такой фискальной направленности налогообложения прибыли здесь компенсируется проведением активной промышленной политики государства.

Швеция и Норвегия считаются странами с самыми высокими налоговыми ставками. Следствием жесткого налогового пресса в Швеции стали падение темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров, перевод ряда производств за пределы страны. Поэтому были серьезно снижены основные ставки налогов на прибыль корпораций и НДС. Налоги на личные доходы остались на достаточно высоком уровне.

Значение льгот в налогообложении прибыли весомо для большинства стран и в количественном отношении. Льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль в США примерно на 8%, в Англии – на 9%. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промыслового налога, которая, по сути, является налогом на капитал, и льгот снижается примерно на 16%. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль на 12%, в Японии на 4%.

Наиболее эффективны в рассматриваемом аспекте, на наш взгляд, налоговые системы США и Великобритании. Несмотря на определенные различия в системах налогообложения этих стран, умеренные ставки налога на прибыль корпораций и весомые льготы обеспечивают благоприятные условия для развития бизнеса.

В таких странах, как Германия, Франция ставки налога на прибыль корпораций колеблются в пределах 25% - 40%, а значение налоговых льгот не столь велико. В основном они используются для стимулирования создания новых предприятий, стимулирования инвестиций, связанных с внедрением техники и технологии экологического типа, с экономией в потреблении энергии, воды, а также для ускорения развития экономически отсталых регионов.

Наибольшая нагрузка на предприятия наблюдается в таких странах как Швеция и Норвегия. Налоговые льготы здесь минимальны. Однако считается, что хотя налоги и высоки, основная часть собранных средств возвращается населению в форме различных услуг.

Таким образом, модернизация налоговой системы Российской Федерации должна быть ориентирована на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем рассмотренных стран. Однако, с точки зрения одновременного учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться на построение налоговых систем в США и Канаде. Кроме того, с точки зрения создания стабильной налоговой системы России следует использовать опыт Германии, где налоговая система «инкорпорирована» в Основной закон - Конституцию.

 

 

 

 

 

 

Налоговое регулирование деятельности предприятий и организаций

 

Налог на прибыль наряду с налогом на стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Решение проблем, связанных с правильным применением действующего законодательства о налогообложении прибыли предприятий и организаций, следует начинать с ответа на следующий вопрос: какие средства, полученные предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности как в денежной, так и в материально-вещественной форме, следует считать доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль.

Для этих целей предприятия следует разделить на две основные группы:

1) осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода);

2) не преследующие цели получения дохода.

К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для осуществления предпринимательской деятельности.

Ко второй группе предприятий следует отнести бюджетные организации, т.е. предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной деятельности, полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней, а также некоммерческие организации (общественные организации и фонды, концерны, объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие организации и фонды), деятельность которых согласно условиям, определенным в их уставах, финансируется главным образом учредителями.

Информация о работе Понятие налоговой политики и налогового регулирования