Понятие и правовое значение элементов юридического состава налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью и задачей элементов налогообложения является установить налог, т.к элементы внутренне - исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют юридическую конструкцию налога. Только совокупность элементов устанавливает обязанность плательщика по уплате налога.
Целью и задачей курсовой работы является раскрытие всех элементов налогообложения, а также понять значение элементов налогообложения.

Файлы: 1 файл

налоговое право.docx

— 44.08 Кб (Скачать)

 

 

 

 

6.  Порядок и сроки уплаты налога

Порядок уплаты налога — это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Налоговый оклад — сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет — основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

*  направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

*  средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

*  механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

*  особенности контроля за уплатой налога.

Статья 58 НК РФ посвящена порядку уплаты налогов и сборов. В частности, уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.13

Существуют пять основных способов уплаты налога:

*  уплата налога по декларации, т. е. на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вру-

чает налогоплательщику извещение о его уплате. Данный способ недостаточно эффективен, поскольку он создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций трудоемка и занимает много времени;

*  уплата налога у источника дохода, т. е. момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

*  кадастровый способ уплаты налога, т. е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока — к 15 сентября и 15 октября. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности — неустойчива и неэластична;

* уплата налога в момент  расходования доходов, что характерно  для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену  товара. Этот способ наиболее  эффективен, так как дает наибольший  удельный вес поступлений в  бюджет. Однако он имеет ряд  недостатков в части развития  производства и стимулирования  деловой активности;

*  уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) — налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 НК РФ).14

Поэтому в зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные и периодично-календарные. К срочным платежам относится, например, уплата государственной пошлины. Периодично-календарные налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К ним, в частности, относятся: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц.

Со срочностью налоговых платежей увязано понятие «недоимка» — сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

При применении российского законодательства следует иметь в виду: « срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов устанавливаться не могут;

* обязанность по уплате  налога должна быть выполнена  в срок, иначе на налогоплательщика накладываются штрафные санкции;

*  изменение срока уплаты налога не отменяет действующей и не создает новой обязанности по уплате налога.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, согласно ст. 63 НК РФ являются:

*  по федеральным налогам и сборам — Федеральная налоговая служба, а по единому социальному налогу требуется еще и согласование с органами соответствующих фондов;

*  по региональным и местным налогам — налоговые органы по месту нахождения (жительства) налогоплательщика по согласованию с финансовыми органами этого же уровня;

*  по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, — Федеральная таможенная служба или уполномоченные ею таможенные органы;

*  по государственной пошлине — органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с законодательством РФ о государственной пошлине принимать решения об изменении срока уплаты пошлины.15

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из курсовой работы на тему «Элементы юридического состава налога», можно сделать вывод, что элементы налогообложения являются неотъемлемой частью налогового права, да и всей нашей жизни в целом.

Если бы не было элементов налогообложения, никогда бы не смогли установить налог.

А налог - это обязательный, индивидуально - определённый платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.16

Из этого следует, что если не было бы хоть одного элемента налогообложения, невозможно было бы установить налог, а значит, не поступали бы средства в государственный фонд, и не было бы возможности проводить разные социальные программы, которые так важны для всех слоёв населения.

Не будь элементов налогообложения, взаимосвязанная цепочка в налоговой системе бы оборвалась, так как в налоговом праве всё между собой взаимосвязано.

Элементы налогообложения внесли немалый вклад в создание законодательства о налогах, в возникновении налоговой юрисдикционной системы.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок законов № 6 — ФКЗ и №7 — ФКЗ от 30 декабря 2008 г., 21.07.2014 №11 - ФКЗ) // Российская газета № 237, 25.12.1993.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) № 146-ФЗ от 31.07.1998(ред. от 29.12.2014, с изменениями, вступающими  в силу с 29.01.2015)//Российская газета  № 148-149, 06.08.1998

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) № 117-ФЗ от 05.08.2000 (ред. от 29.12.2014, с изменениями, вступающими в силу с 29.01.2015)//Парламентская газета № 151-152, 10.08.2000

 

Литература:

1. Белых В.С., Винницкий Д.В. «Налоговое  право России». Краткий учебный  курс. Москва, Норма, 2006. 432 с.

2. Дёмин А.Б. «Налоговое право  России». Учебное пособие. Москва, РИОР,2008. 356 с.

3. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. "Налоговое право России". Юстицинформ, 2009. 322 с.

4. Крохина Ю.А. «Налоговое право». Учебник. Москва, Юнити, 2008. 317 с.

5. «Налоговое право России». Учебник  для вузов. Под редакцией Ю.А. Крохиной 3 е издание, исправлено и дополнено. Москва, Норма, 2007. 402 с.

6. Мальцев В.Л. «Налоговое право». Учебник для средних профессиональных  учебных заведений. Мосвка. Издательский  центр, 2006. 394 с.

7. Миляков Н.В «Налоговое право». Учебник. Инфра-М, 2008 г. 299 с.

8. Петрова Г. В. «Налоговое право». Учебник для вузов - 2-е издание. Москва. НОРМА, 2009. 333 с.

9. Пепеляев С.Г. «Налоговое право». Москва, Юрист, 2006. 356 с.

10. Фатькина Л. П. «Налоговое право». Курс лекций: учебное пособие  для вузов, 2009. 377 с.

 

 

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2 Налоговый кодекс РФ (часть первая) № 146-ФЗ от 31.07.1998

3 Дёмин А.Б. «Налоговое право России». Учебное пособие. Москва, РИОР,2008.

4 . «Налоговое право России». Учебник для вузов. Под редакцией Ю.А. Крохиной 3 е издание, исправлено и дополнено. Москва, Норма, 2007.

5 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) № 117-ФЗ от 05.08.2000

6 Пепеляев С.Г. «Налоговое право». Москва, Юрист, 2006.

7 Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. "Налоговое право России". Юстицинформ, 2009.

 

8 Белых В.С., Винницкий Д.В. «Налоговое право России». Краткий учебный курс. Москва, Норма, 2006.

9 Налоговый кодекс РФ (часть первая) № 146-ФЗ от 31.07.1998

10 Крохина Ю.А. «Налоговое право». Учебник. Москва, Юнити, 2008.

11 Фатькина Л. П. «Налоговое право». Курс лекций: учебное пособие для вузов, 2009.

12 Петрова Г. В. «Налоговое право». Учебник для вузов - 2-е издание. Москва. НОРМА, 2009.

13 Налоговый кодекс РФ (часть первая) № 146-ФЗ от 31.07.1998

14 Налоговый кодекс РФ (часть первая) № 146-ФЗ от 31.07.1998

15 Миляков Н.В «Налоговое право». Учебник. Инфра-М, 2008 г.

16 Мальцев В.Л. «Налоговое право». Учебник для средних профессиональных учебных заведений. Мосвка. Издательский центр, 2006.

 

 


Информация о работе Понятие и правовое значение элементов юридического состава налога