Ответственность за непредставление сведений (информации), необходимой для налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:22, реферат

Краткое описание

Целью работы – анализ юридической ответственности за налоговые правонарушения.
Задачами являются:
рассмотрение общих положений об ответственности за налоговые правонарушения;
характеристика отдельных видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;
выявление проблем применения ответственности за нарушения налогового законодательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Понятие правонарушения и виды юридической ответственности........................7
Понятие и состав налоговых правонарушений........................................................9
Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений...................18
Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля......................................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................35

Файлы: 1 файл

Административно-налоговая юрисдикция-РЕФЕРАТ.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Правонарушения, предусмотренные разными пунктами ст.126 НК РФ, хотя и посягают на один и тот же объект – нормальную деятельность налоговых органов в сфере налогового контроля, но различаются по остальным элементам состава.

Субъектами правонарушения, предусмотренного п.1 данной статьи, являются налогоплательщики и налоговые агенты.

К ответственности в  соответствии с п.2 ст.126 НК РФ могут  привлекаться только организации. Исключение составляют банки в тех случаях, когда они должны представлять налоговым  органам справки по операциям и счетам налогоплательщиков – своих клиентов, поскольку ответственность за нарушение этой обязанности предусмотрена ст. 135.1 НК РФ.

Объективная сторона  состава правонарушения, предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ, характеризуется бездействием виновного лица, то есть неисполнением налогоплательщиком или налоговым агентом установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля.

К документам и сведениям, о которых говорится в п.1 комментируемой статьи, не относятся заявления о постановке на учет, информация об открытии или закрытии банковского счета, налоговые декларации, поскольку в Налоговом кодексе РФ имеются специальные нормы, устанавливающие ответственность за их непредставление (соответственно статьи 116, 117, 118 и 119).

Следовательно, в п.1 ст.126 НК РФ речь идет обо всех иных документах и сведениях, которые в соответствии с законодательством налогоплательщик или налоговый агент должен представить  налоговому органу. К документам, за непредставление каждого из которых может быть наложен штраф в размере 50 рублей, таким образом, можно отнести:

1. для налогоплательщиков:

- бухгалтерскую отчетность (подп.4 п.1 ст.23 НК РФ);

- документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов  (подп.5 п.1 ст.23 НК РФ);

- документы, запрашиваемые  должностным лицом налогового  органа, проводящим налоговую проверку (ч.4 ст.88, ст.93 НК РФ);

2. для налоговых агентов:

- документы, необходимые  для осуществления контроля за  правильностью исчисления, удержания  и перечисления налогов (подп.4 п.3 ст.24 НК РФ);

- документы и сведения, запрашиваемые должностным лицом  налогового органа, проводящим налоговую  проверку (ст. 93 НК РФ).

Пункт 45 Постановления  Пленума ВАС от 28.02.2001г. №5 указывает  на то, что при применении указанной ответственности к налоговым агентам судам необходимо исходить из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика является отдельным документом, независимо от способа его представление в налоговый орган, на бумажном или магнитном носителе.

Объективная сторона  состава правонарушений, предусмотренных  п. 2 ст.126 НК РФ, может быть выражена как форме бездействия (игнорирование  обязанности представить сведения), так и в форме активных действий (прямой отказ, предоставление документов с заведомо ложными сведениями). При этом нарушение сроков представления документов со сведениями о налогоплательщике не образует состава рассматриваемого правонарушения.

С точки зрения субъективной стороны правонарушение, предусмотренное  п.1 ст.126 НК РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Правонарушение, предусмотренное п.2 ст. 126 НК РФ, может быть совершено только умышленно – лицо знает, что не исполняет запрос налогового органа, и желает или сознательно допускает вредные последствия такого неисполнения.

То статья 15.6 КоАП предусматривает:

1. Непредставление  в установленный законодательством  о налогах и сборах срок  либо отказ от представления  в налоговые органы, таможенные  органы и органы государственного  внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Непредставление  должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде -влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

1. В соответствии  со ст. 82 НК налоговый контроль  проводится должностными лицами  налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК.

2. Согласно ст. 84 НК об изменениях в уставных  и других учредительных документах  организаций, в том числе связанных  с образованием новых филиалов  и представительств, изменением  места нахождения, а также о  разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности, организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах. Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента такого изменения.

Если состоящий  на учете налогоплательщик сменил место  своего нахождения или место жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в 10-дневный срок с момента такого изменения.

В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о  закрытии своего филиала или иного  обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Непредставление налогоплательщиком указанных документов и (или) сведений в установленный срок либо представление таких сведений в неполном или в искаженном виде квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи.

3. В соответствии  со ст. 85 НК органы, осуществляющие  регистрацию организаций, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации.

Органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщить в налоговый  орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия.

В таком же порядке  органы, выдающие лицензии, свидетельства  или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы.

Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого  имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном  на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения.

4. По смыслу  комментируемой статьи следует различать статус налогоплательщиков и должностных лиц, применительно к которым НК установлены обязанности перед налоговым органом.

Субъектом административного  правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, является должностное лицо органа исполнительной власти, иное должностное лицо, в отношении которых НК установлены обязанности по представлению налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Непредставление должностным лицом указанных сведений в установленный срок либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи.

5. Согласно ст. 93 НК должностное лицо налогового  органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

Лицо, которому адресовано требование о представлении  документов, обязано направить или  выдать их налоговому органу в пятидневный  срок.

Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

В случае отказа налогоплательщика, плательщика сбора  или налогового агента от представления  запрашиваемых при проведении налоговой  проверки документов или в случае непредставления их в установленный срок должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК.

6. Статус должностного  лица - субъекта административных  правонарушений, предусмотренных комментируемой  статьей, определен примечанием к ст. 15.3 КоАП.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате многолетних  дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации российского  налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание того, что неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, является в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содержать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Кодификация российского  налогового законодательства предполагала обеспечение полноты правового регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшую согласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговых правоотношений, усилению защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур.

В принятой и введенной  в действие с 1 января 1999 года части  первой Налогового Кодекса Российской Федерации удалось реализовать  отдельные ранее обозначенные цели. Вместе с тем, осталось множество нерешенных вопросов.

Неопределенность и  противоречивость норм, расплывчатость формулировок, терминологическая неоднозначность, содержащаяся в ряде положений части 1 НК РФ, в том числе в процессуальных нормах, а также в Федеральном  Законе Российской Федерации «О введении в действие части 1 Налогового Кодекса, создают условия для произвольного манипулирования такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицами конституционной обязанности по уплате каждым законно установленных налогов и сборов.

Пока не удалось решить одну из главных проблем: создать  единую комплексную систему налогов  в Российской Федерации, стабилизировать  ее хотя бы в пределах одного финансового  года, устранить противоречия в законодательных  актах.

Проблемы, связанные с введением в действие Налогового Кодекса в принятой редакции, требуют немедленного вмешательства законодателей. В противном случае положительный эффект от вступления в силу данного документа будет сведен на нет отрицательными последствиями для бюджета страны.

Анализ правовой основы регулирования налоговых правонарушений позволяет сделать вывод , что  данные отношения регулируются большим  количеством нормативных актов  различного уровня, зачастую не согласованных  между собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и уплаты налогов, ответственности и обязанностей субъектов налогового права, таки и не относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного документа, содержащего воедино все нормы, касающиеся данных правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, так называемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговой ответственности, например, некоторые составы правонарушений, указанные в данной работе, российским законодательством не предусматриваются, что даёт возможность недобросовестным участникам налоговых правоотношений уходить от налогообложения.

Информация о работе Ответственность за непредставление сведений (информации), необходимой для налогового контроля