Ответственность за непредставление сведений (информации), необходимой для налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:22, реферат

Краткое описание

Целью работы – анализ юридической ответственности за налоговые правонарушения.
Задачами являются:
рассмотрение общих положений об ответственности за налоговые правонарушения;
характеристика отдельных видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;
выявление проблем применения ответственности за нарушения налогового законодательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Понятие правонарушения и виды юридической ответственности........................7
Понятие и состав налоговых правонарушений........................................................9
Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений...................18
Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля......................................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................35

Файлы: 1 файл

Административно-налоговая юрисдикция-РЕФЕРАТ.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«Финансовый Университет  при Правительстве Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине:

«Административно-налоговая  юрисдикция»

 

на тему:

 

«Ответственность за непредставление сведений (информации), необходимой для налогового контроля» 

 

 

 

студентки     Егоровой Елены

группа               ЮЗ - 502      

проверил(а)                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

Понятие правонарушения и виды юридической  ответственности........................7

Понятие и состав налоговых  правонарушений........................................................9

Меры ответственности  за совершение налоговых правонарушений...................18

Непредставление сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля......................................................................................................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма  доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно технического прогресса.

Во всех тонкостях  налогового дела способны разобраться  только специалисты. В то же время  каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения  с государством по поводу налогообложения. Знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в методический материал по вопросам налогообложения. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их неисполнение.

Применение мер ответственности  в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права и интересы.

Наверное, каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы, являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не приведут ли они к взысканию штрафов, а если да, то в каком размере. И не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство организаций и предпринимателей не понаслышке знакомы с формулировкой «на основании материалов налоговой проверки привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей … Налогового Кодекса РФ (далее НК), в виде штрафа в размере…»

Государственный орган, будь-то налоговый орган или орган  налоговой полиции, и налогоплательщик вступают во взаимоотношения друг с другом не по собственной воле, а на основании закона. Участники данных правоотношений не вправе изменить условия своего взаимодействия, так как они четко определены в законе. В отношениях по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в качестве властной стороны выступает государство в лице государственных органов, в качестве подчиняющейся стороны - налогоплательщик. Поэтому ответственность за налоговые правонарушения по-прежнему представляет собой разновидность административной ответственности, что признает так же Высший арбитражный суд РФ: “...что ответственность по налоговому законодательству - это разновидность административной ответственности, поскольку налогоплательщик как сторона налогового правоотношения находится не в одинаковом положении с налоговым органом”.

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения.

Прямая зависимость  государственного бюджета от налоговых  поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных  составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения.

Не менее важен этот вопрос и для государства, поскольку применение мер ответственности является основным рычагом воздействия на нерадивых налогоплательщиков.

Принятие налогового кодекса стало важнейшим этапом в эволюционном реформировании отечественной  налоговой системы. Налоговый кодекс урегулировал вопросы, которые ранее не были урегулированы или решены неоднозначно. Сам институт налоговой ответственности, порядок и условия привлечения к ответственности, а также производство по делам о налоговых правонарушениях получили новые подходы и содержание.

Ответственность за налоговые  нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных  отношений при налогообложении. Нередко создается противоречивая ситуация, порожденная гражданско-правовым характером имущественных отношений  и административно-правовым характером налоговых отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых законов.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере законодательства о налогах и сборах.

Предметом исследования – административная ответственность за налоговые правонарушения.

Целью работы – анализ юридической ответственности за налоговые правонарушения.

Задачами являются:

  1. рассмотрение общих положений об ответственности за налоговые правонарушения;
  2. характеристика отдельных видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;
  3. выявление проблем применения ответственности за нарушения налогового законодательства.

Многие авторы писали на эту тему, но, в связи с постоянно  меняющимся в России налоговым законодательством, некоторые из этих работ устарели. Тему налоговых правонарушений в своих работах раскрывали такие авторы, как: В.В.Витрянский, С.А.Герасименко «Налоговые органы, налогоплательщик и гражданский кодекс, С.Г.Пепеляев, А.П.Алёхин «Ответственность за нарушения налогового законодательства», С.Г.Пепеляев «Основы налогового права» Аудиторская фирма «Контакт», Г.В.Петрова «Ответственность за нарушение налогового законодательства». А.В.Брызгалин , В.Р.Берник «Состав и виды финансовых правонарушений по российскому законодательству».

Авторы, раскрывая эту  тему в своих работах, дают понятие  субъекта с позиции юридических  и физических лиц, резидентов и нерезидентов, либо затрагивают не всех субъектов, а лишь одну определённую группу.

 

 

 

 

Понятие налоговых правонарушений и виды юридической ответственности

 

Налоговые правонарушения – новый вид правонарушений, получивший свое законодательное определение  в 1999г. В правовой науке существует мнение, что налоговые правонарушения – это разновидность административных проступков. Вместе с тем представляется, что сегодня с учетом специфики налоговых правоотношений налоговые правонарушения могут быть выделены, именно, как отдельный вид правонарушений.

Налоговые правонарушения – это нарушения норм законодательства о налогах и сборах, отрасли права, которая регулирует исключительно правоотношения в сфере налогообложения.

  • Виды юридической ответственности:

  • Применяемые на практике к правонарушителям меры государственного принуждения отличаются друг от друга  в зависимости от видов правонарушений. Существование нескольких видов юридической ответственности связано с тем, что различны характер и степень общественной вредности правонарушений, а также тяжесть причиненных ими последствий. Неодинаковы, кроме того, порядок привлечения виновного лица к ответственности и сами меры принуждения, применяемые к правонарушителю.

    Можно выделить два крупных  вида юридической ответственности, каждому из которых свойственны  свои основания возникновения, функции  и порядок осуществления:

    • карательная или штрафная ответственность;
    • правовосстановительная ответственность.

    Карательная юридическая  ответственность наступает за уголовные  преступления, административные и дисциплинарные проступки, налоговые правонарушения. Ее основная цель – наказание виновного и предупреждение правонарушений.

    Такая ответственность  всегда осуществляется в установленной  законом процессуальной форме и  при обязательном участии органов  государственной власти или должностных  лиц, наделенных соответствующими полномочиями. Различают следующие разновидности карательной ответственности.

    Уголовная ответственность  – самый строгий вид ответственности, основанием применения которого является только преступление. Процедура применения уголовной ответственности регламентирована федеральным законодательством.

    Налоговая ответственность  применяется к лицам, совершившим  налоговое правонарушение.

    Правовосстановительная  юридическая ответственность направлена не столько на формальное наказание  правонарушителя, сколько на восстановление нарушенных законных прав и интересов других лиц, устранение вреда, причиненного нормальным общественным отношением. В таких случаях на правонарушителя возлагается обязанность возместить вред, причиненный пострадавшему лицу.

    В отличие от карательной  правовосстановительная ответственность может быть реализована без вмешательства органов государственной власти или уполномоченных должностных лиц. Правонарушитель может добровольно исполнить свои обязанности по компенсации вреда, причиненного его деянием.

     

    Понятие и состав налоговых правонарушений

     

    В течение нескольких лет, начиная с момента создания российской налоговой системы, считалось, что для привлечения налогоплательщика  к ответственности, предусмотренной  налоговым законодательством, достаточно установить только факт нарушения налоговых законов. При этом субъективная сторона налогового правонарушения, то есть виновность налогоплательщика, фактически не принималась во внимание. Впрочем, это объясняется тем, что в налоговом законодательстве, устанавливающем меры налоговой ответственности, само понятие «налоговое правонарушение» и его признаки не раскрывались.

    Впервые определение  данному виду правонарушений было дано Конституционным Судом РФ. В его  Постановлении от 17.12.1996 № 20-П «По  делу о проверке конституционности  пунктов 2 и 3 части 1 ст.11 Закона РФ от 24.06.1993 «О федеральных органах налоговой полиции»» указывалось, что налоговое правонарушение есть предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию, как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика.

    Впоследствии позиция  Конституционного Суда РФ была воспринята законодателем и нашла свое отражение  в части первой Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 1999г., где налоговое правонарушение определяется как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

    Все составы налоговых  правонарушений зафиксированы только в одном специальном документе  – Налоговом кодексе РФ, регулирующем исключительно отношения в сфере  налогообложения. Никто не может быть привлечен к налоговой ответственности за деяния, не указанные в Налоговом кодексе РФ, как налоговые правонарушения.

    Законодательное закрепление  всех элементов состава налогового правонарушения имеет большое значение не только для правовой науки, но и для правоприменительной практики.

    Налоговым кодексом РФ установлен специальный порядок привлечения  лица к ответственности за налоговое  правонарушение, который значительно  отличается от порядка привлечения  к административной ответственности. Различаются, в частности, сроки давности привлечения к ответственности и взыскания санкций, порядок производства по делам о налогах и сборах и административных правонарушениях.

    Основанием привлечения  к налоговой ответственности  является налоговое правонарушение. Опираясь на определение, данное законодателем в ст. 106 НК РФ, подробно охарактеризуем все элементы состава налогового правонарушения.

    Объектом правонарушения признаются те общественные интересы и ценности, которым причиняется  вред в результате противоправного посягательства. Налоговые правонарушения также имеют свой объект.

    Налоги – необходимое  условие существования государства. Как указано в Постановлении  Конституционного Суда РФ от 17.12.1996г. № 20-П, в конституционной обязанности  налогоплательщиков платить налоги, воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому, законодательство о налогах и сборах, охраняя интересы государства в области взимания налогов с целью финансового обеспечения своей деятельности, защищает интересы общества в целом. Все налоговые правонарушения, таким образом, посягают на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, наносят вред правомерным финансовым интересам государства и общества.

    Информация о работе Ответственность за непредставление сведений (информации), необходимой для налогового контроля