Особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть налог на добычу полезных ископаемых;
- определить место и роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе страны;
- описать основные элементы налога на добычу полезных ископаемых;
- исследовать особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых на практических примерах.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность налога на добычу полезных ископаемых
1.1 Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых
1.2 Динамика поступления платежей за пользование природными ресурсами
Глава 2. Особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых
2.1 Порядок определения налоговой базы
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 33.61 Кб (Скачать)

2. Сумма налога, исчисленная  налогоплательщиком по добытым  полезным ископаемым (за исключением  добытых полезных ископаемых  в виде углеводородного сырья  и общераспространенных полезных  ископаемых), распределяется следующим  образом: - 40 процентов от суммы налога - в доход федерального бюджета; 

- 60 процентов от  суммы налога - в доход бюджета  субъекта Российской Федерации. 

3. Сумма налога, исчисленная  налогоплательщиком по полезным  ископаемым (за исключением добытых  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья и общераспространенных  полезных ископаемых), добытым на  территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном  соглашением между автономным  округом и краем (областью). 

4. Сумма налога, исчисленная  налогоплательщиком по добытым  полезным ископаемым в виде  углеводородного сырья, распределяется  следующим образом: 

- 80 процентов от  суммы налога - в доход федерального  бюджета; 

- 20 процентов от  суммы налога - в доход бюджета  субъекта Российской Федерации. 

5. Сумма налога, исчисленная  налогоплательщиком по добытым  полезным ископаемым в виде  углеводородного сырья на территории  автономного округа, входящего в  состав края или области, распределяется  следующим образом: 

- 74,5 процента от  суммы налога - в доход федерального  бюджета; 

- 20 процентов от  суммы налога - в доход бюджета  округа; 

- 5,5 процента от  суммы налога - в доход бюджета  края или области. 

 При добыче  общераспространенных полезных  ископаемых полная сумма налога  подлежит уплате в доход бюджетов  субъектов Российской Федерации. 

При добыче любых  полезных ископаемых на континентальном  шельфе Российской Федерации или  в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, а также  при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под  юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных  государств или используемых на основании  международного договора) на участке  недр, предоставленном налогоплательщику  в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет. 

Недоимка, пени и  штрафы, образовавшиеся на 1 января 2002 г. по платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и акцизам  на нефть и стабильный газовый  конденсат зачисляются в доход  федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов в соответствии с законодательством  Российской Федерации, действующим  до введения в действие гл. 26 НК. 

1.2 Динамика поступлений  платежей за природные ресурсы 

Прежний отечественный  опыт аккумулирования большой доли доходов рентного происхождения  в государственном бюджете, методы их последующего межотраслевого перераспределения  представляют особый интерес для  современной хозяйственной практики в России. Сейчас число рентообразующих  отраслей (способных давать крупные  рентные доходы) уменьшается, практически  лишь топливная и горнорудная  промышленность еще в состоянии  реализовывать часть ренты, хотя ее поступление в федеральный  бюджет также значительно сократилось. Резкое снижение объемов производства в сельском хозяйстве, легкой и пищевой  промышленности означает и пропорциональное уменьшение величины ренты в этих отраслях. В 2008 гг. в целом поступление  ренты в федеральный бюджет РФ по сравнению с 12007 г. сократилось  более чем в два раза. Анализ платежей за природные ресурсы, имеющих  в основном рентное происхождение, показывает, что наиболее крупные  поступления в федеральный бюджет осуществляются в виде платежей за пользование природными ресурсами (в 2007 г. - около II млрд. руб.) и акцизов  на природный газ, нефть и нефтепродукты (свыше 44,6 млрд. руб.). Если исключить  из этого перечня акцизы как часть  прежней системы изъятия доли чистого дохода предприятий добывающих отраслей, то именно платежи за природные  ресурсы идентичны фиксированным  рентным платежам (в нашем расчете  их величина достигает 24 млрд. руб.), приблизительно отражающим величину абсолютной ренты, реализуемой собственником природных  ресурсов. Отметим также, что большая  доля абсолютной ренты реализуется  в ходе внешней торговли продукцией топливной промышленности, причем лишь меньшая ее часть поступает в  бюджет в виде доходов от внешнеэкономической  деятельности (в 2007 г. - около 12 млрд. руб., а в 2008г. - свыше 15 млрд. руб., то есть сумма, сопоставимая по величине с платежами  за природные ресурсы). Причем эти  доходы совсем не обязательно используются в целях развития минерально-сырьевой базы и отраслей добывающей промышленности. 

Доля совокупных доходов от использования природных  ресурсов в доходах федерального бюджета в 2008 году предусматривается  в размере 13,5%, что ниже соответствующего показателя 2007 года (15,4%). Как и в  предыдущие годы, бюджетная эффективность (отношение расходов бюджета к  его доходам) по статьям, касающимся природных ресурсов остается весьма низкой. В другие года она изменялась в пределах 5,2-7,4%. Как отмечают эксперты, даже при нынешней схеме формирования федерального бюджета можно повысить бюджетную эффективность вышеуказанных  статей, путем повышения уровня адресной рециркуляции средств, собираемых от использования  природных ресурсов. 

В структуре поступлений  в федеральный бюджет за пользование  природными ресурсами будут продолжаться изменения, связанные с повышением роли налога на добычу полезных ископаемых (на фоне постепенного сокращения платежей за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и полного прекращения поступлений  за счет земельного налога).  
 
 

Продолжаются тенденции  общего снижения доходов (выраженных в  сопоставимых ценах) от использования  природных ресурсов в 2007-2008 годах (в  том числе от платежей за природные  ресурсы). 

И одной из главных  проблем низкой доходности платежей за природные ресурсы являются явно заниженные ставки платы и высокий  уровень теневой деятельности. Коснемся, например, платежей за лесные природные ресурсы. В период, прошедший после кризиса 2008 года, темпы роста соответствующих ставок отставали от темпов роста цен на продукцию лесного комплекса. В настоящее время удельный вес средней ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, в стоимости круглых лесоматериалов (превышающей 400 руб./ куб. м) составляет в России менее 7%, тогда как в остальных ведущих лесопромышленных странах он колеблется от 30 до 70%. 

Особо следует отметить несовершенство системы распределения  доходов от поступлений платы  за водные объекты. В нарушение действующего водного законодательства и конституционных  норм доходы от платы за водные объекты  целиком передаются в бюджеты  субъектов Российской Федерации. В  то же время реализация Федерального закона "О плате за пользование  водными объектами", с учетом действующего законодательства, в 2008оду должна обеспечить поступление средств за счет этих платежей в Федеральный бюджет в  размере 7,1 млрд. руб.

 Глава 2. Особенности  исчисления налога на добычу  полезных ископаемых

2.1 Порядок определения  налоговой базы 
 
 
 
 

Выводы 

Специфическими особенностями  природно-ресурсного потенциала страны являются его разнообразие, а также  масштабность и комплексность входящих в него элементов. Одновременно для  природных ресурсов России во многих случаях характерны, с одной стороны, слабая задействованность в хозяйственном  использовании, а с другой - сложность  и высокий уровень затрат по их освоению.  

Эффективное регулирование  природопользования может осуществляться при одновременном использовании  двух видов платежей за природные  ресурсы: за их расход (потребление) и  за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого  вида платежей регулируется интенсивность  использования природных ресурсов и обеспечивается накопление средств  на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования  природными ресурсами призваны регулировать распределение территории между  конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений от этих платежей можно осуществлять финансирование природоохранных, социальных и других нужд данной территории. Уровень этих платеже должен коррелировать с  рыночными ценами на соответствующее  сырье с учетом спроса и предложения  и, одновременно, способствовать целям  ресурсосбережения. 

Россия располагает  уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории России расположено  значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное  и оздоровительное значение. Будущее  России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству  природных ресурсов. Поэтому ресурсные  платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес  в общей структуре налогов. Три  группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения  в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство  и охрану природных ресурсов; платежи  за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты  в пользу всего общества, чего, к  сожалению, новый Налоговый кодекс РФ не решает. Это главный его  недостаток. 

 Список литературы 

1. Федеральный закон  от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном  шельфе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской  Федерации. - 4 декабря 1998 г. - N 49. - Ст. 4694. 

2. Налоговый кодекс  Российской Федерации: Части первая  и вторая. -М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 694с. 

3. Александров И.М.  Налоги и налогообложение. - М.: Дашков, 2007. - 314 с. 

4. Голуб А.А., Струкова  Е.Б. Экономика природопользования. - М.: Аспект Пресс. - 2007. - с. 486 

5. Гофман К.Г., Витт  М.Б. Платежи за природные ресурсы  // Экономика и организация производства. - 2008. - № 2. 

6. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. - Ростов - н/д: Феникс, 2007. - 325 с. 

7. Карагод В.С., Худолеев  В.В. Налоги и налогообложение:  Учебное пособие. - М.: Форум: ИНФРА  - М, 2007. - 365 с. 

8. Кочетков А.И.  Самоучитель по исчислению налогов.  Учебное пособие . - М.: ИПАК, 2007. - 368с.  

9. Миляков Н.В.  Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 20098. - 432 с.  

10. Налоги: Учеб. пособие.  Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е издание,  перераб. и доп. - М.: Финансы и  статистика, 2007. - 251 с.  

11. Пансков В.Г.  Налоги и налогообложение в  Российской Федерации. -М.: МЦФЭР, 2007. - 352 с.  

12. Юткина Т.Ф. Налоги  и налогобложение. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 321 с 13. Налоги и налогообложение  / Под ред. М.В. Романовского, О.В.  Врублевской. - СПб.: Питер, 2007. - 256 с.  

14. www.budgetrf.ru - сайт, посвященный  бюджету РФ  

15. http://www.council.gov.ru - сайт  Совета Федерации Федерального  собрания РФ  

16. http://www.gks.ru - сайт  Федеральной службы государственной  статистики  

17. www.minfin.ru - сайт Министерства  Финансов РФ  

18. http://www.nalog.ru - сайт  Федеральной Налоговой Службы  РФ.

Информация о работе Особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых