Налоговый контроль и управление в налоговой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы.
Налоговая политика во многом определяет ход и направление хозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия.

Оглавление

Введение .
Глава 1: Налоговый контроль.
1.1 Понятие, цели, задачи и основные элементы налогового контроля.
1.2 Виды налогового контроля.
1.3 Органы, осуществляющие налоговый контроль.
1.4 Методы и формы налогового контроля.
Глава 2 : Управление в налоговой сфере.
2.1 Внутреннее и внешнее управление в налоговой сфере.
2.2 Понятие налогового администрирования и общие принципы и порядок управления работой налоговых органов.
2.3 Особенности построения организационных структур налоговых органов в разных странах мира состоят в следующем.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками.

Необходимо  отметить, что вопрос об определении  методов и форм налогового контроля и их соотношении продолжает оставаться дискуссионным. Так, Налоговый кодекс определил формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них ранее обычно относили к методам осуществления налогового контроля (например, осмотр помещений и территорий) .

Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.

Налоговый кодекс устанавливает следующие формы  проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):

· налоговые  проверки;

· получение  объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

· проверки данных учета  и отчетности;

· осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

· другие формы.

Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.

В последнее время в  области правового регулирования  методов и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма  регламентации контроля - стандарты  контрольной деятельности. Стандарты контрольной деятельности устанавливают основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов. Такие стандарты разрабатываются и применяются контрольными органами во многих странах мира. В России в настоящее время наиболее динамично развивается «стандартизация» аудиторской деятельности .

На мой взгляд, стандартизация деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, также была бы очень эффективной для обеспечения единообразного применения нормального налогового законодательства.

Глава 2 : Управление в налоговой сфере.

2.1Внутреннее и внешнее  управление в налоговой сфере.

В зависимости от того, на чье поведение оказывается воздействие  в рамках государственного управления, следует различать внешнее управление в налоговой сфере, когда воздействие оказывается на поведение субъектов, не входящих в организационную структуру государства, и внутреннее управление в налоговой сфере, когда воздействие оказывается на поведение государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность от имени государства.

Управление  государства в налоговой сфере  призвано организовать и упорядочить  налоговую деятельность государства. Вследствие этого управление в налоговой  сфере осуществляется в двух уровнях. На первом уровне управления государство  стремится организовать систему государственных органов, призванных от его имени осуществлять налоговую деятельность. Ожидаемым результатом управления первого уровня является создание структуры государственных органов, осуществляющих функции организующего и регулирующего воздействия на поведение налогоплательщиков, а также создание механизма такого воздействия. На вторам уровне уже эти организованные государством органы осуществляют от имени государства истребуемое от них организующее и регулирующее воздействие на поведение негосударственных субъектов, которые должны уже непосредственно совершать действия, ведущие в конечном счете к достижению окончательной цели налоговой деятельности государства — к формированию доходов государственного бюджета за счет налоговых поступлений.

При осуществлении  внутреннего управления в налоговой  сфере организующая функция управления проявляется в том, что государством создается система государственных органов, осуществляющих функции внешнего управления в налоговой сфере. Такие органы создаются в качестве органов государственного управления, определяются их структура, компетенция, права и обязанности, порядок сношения с другими государственными органами, а также с субъектами, чье поведение, в свою очередь, призваны регулировать сами создаваемые органы. Регулирующая функция внутреннего управления государства в налоговой сфере проявляется в том, что поведение специальных государственных органов, осуществляющих от имени государства управление в налоговой сфере, тоже регулируется со стороны вышестоящих государственных органов. Поведение государственных налоговых органов является объектом регулирования вышестоящих органов государственного управления, в результате чего обеспечивается постоянный контроль за деятельностью налоговых органов. Подобная зависимость в сочетании с возможностью одностронне-властного воздействия государства в лице вышестоящих органов на поведение налоговых органов позволяет устранять недостатки в осуществлении налоговыми органами своих управленческих функций, корректировать их структуру и функции, права и обязанности налоговых органов в отношениях с налогоплательщиками.

При осуществлении  внешнего управления органы налоговой  службы, призванные непосредственно  воздействовать на поведение налогоплательщиков и других обязанных участников налоговых  правоотношений, организуют предписанное для налогоплательщиков налоговым и административным законодательством совершение действий и операций, необходимых для достижения конечной цели налоговой деятельности, — формирования доходов государственного бюджета, а в случае отклонения от установленных норм органы налоговой службы оказывают принудительное регулирующее воздействие на поведение подвластных субъектов.

2.2 Понятие налогового  администрирования и общие принципы  и порядок управления работой  налоговых органов.

Деятельность  налоговых органов в сфере  налогового администрирования нацелена на обеспечение полного и своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством и при условии правильного применения правовых положений, определяющих режим стимулирования и поощрения законопослушных налогоплательщиков и необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налоговых законов. Отсюда можно сделать вывод о том, что налоговое администрирование в строгом смысле слова представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет успех или неуспех общей бюджетно-налоговой и экономической политики страны.

В широком понимании  налоговое администрирование –  это система управления государством налоговыми отношениями в действии. Повышение роли государства в  управлении экономическими и социальными  процессами предопределяет значимость сбора налогов не только как способа обеспечения властных структур необходимыми средствами, но и как элемента системы государственного воздействия на экономику.

У государства  в лице субъектов налогового контроля возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, на которых лежит обязанность уплаты налогов. Возникновению налоговых отношений предшествует система мер (управленческих, правовых), применяемых субъектами налогового контроля, обеспечивающих предпосылки для осуществления контрольных функций.

Анализ управленческих действий налоговых органов может  выявить недостатки тактического свойства, устранить которые возможно в  оперативном порядке, т.е. без изменения  экономико-правовых основ налогообложения. В таком случае принимаются правительственные решения о пересмотре методов налогового управления. Наука и практика могут выявить и потребность в существенном изменении структур и функций налоговых органов, направлений налоговой политики и методических основ налогового процесса, что обусловливает принятие кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы.

Налоговое администрирование  – важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащённой современной отечественной и мировой практикой. Это – совокупность методов, приём и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе и налоговые органы всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.

Таким образом, налоговое администрирование –  это, во-первых, система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение  принятой налоговой политики на очередной плановый период. Кроме того, они должны составлять отчёты об исполнении бюджета, подвергать их всестороннему анализу. Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговый процесс и конкретную налоговую политику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговое администрирование  – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений  налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и в конечном итоге нагнетают социальную напряженность, в то время как успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, например, способствует улучшению инвестиционного климата.

1.3. Организационная  структура управления налоговыми  органами.

С точки зрения налогового администрирования разные страны имеют разные потребности  и находятся на разных уровнях развития. Первую группу образуют страны со сложной организационной структурой налоговых органов – такие, как США, Германия, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Канада и др.

Вторую группу составляют страны, имеющие относительно компактные структуры налоговых органов – например, Австралия, Бельгия, Дания, Португалия, Финляндия, Швеция, Швейцария и др.

В третью группу входят в основном страны с относительно малым числом налогоплательщиков по сравнению с первыми двумя  группами, кадровый состав налоговых  органов в них может составлять до 2-х тысяч сотрудников. Это такие страны, как Кипр, Мальта, Люксембург и др.

 

2.3 Особенности  построения организационных структур  налоговых органов в разных  странах мира состоят в следующем.

Во-первых, налоговые  органы могут иметь единую общегосударственную структуру (Германия, Франция, Швеция) или состоять из разных звеньев, соответствующих уровням государственного управления (США, Швейцария).

Во-вторых, налоговые  органы могут входить в общую  систему управления финансовыми  делами государства или действовать на относительно автономной основе. Например, в Германии налоговые органы действуют на правах подразделений министерства финансов, а в Великобритании и Швеции – как самостоятельные государственные агентства, в оперативном порядке действующие независимо от министерства финансов. В США министерство финансов так таковое вообще отсутствует: бюджет составляет специальное управление при президенте, а его исполнением по расходам занимается Федеральное казначейство, и по доходам (сбором налогов) – СВД.

В-третьих, различается  традиционное построение системы налоговых  органов – по отдельным видам  налогов (косвенные налоги, подоходные налоги, таможенные сборы, обложение  недвижимого имущества и т.д.) и комбинированное. Например, в Великобритании и Швеции сбором всех косвенных налогов и таможенных пошлин занимается единое налоговое ведомство. При этом в некоторых странах прослеживается тенденция к объединению всей работы по сбору всех видов налогов в рамках единой налоговой структуры.

В-четвёртых, в последнее время отмечается движение от традиционного иерархического построения системы налоговых органов (низовое звено, районное звено, региональное звено, центральные органы управления) к двухзвенной или даже однозвенной структуре. Так, в США вся работа по обработке налоговой информации и по контролю за поступлением всех федеральных налогов концентрируется в семи укреплённых компьютеризированных центрах, каждый из которых охватывает территорию нескольких штатов. Применение такой технологии для малых и даже средних стран может дать возможность объединения всей работы по налогам в едином (территориально и организационно) налоговом центре.

Можно выделить и такую особенность организации  налогового процесса в современных  развитых странах, как передача некоторых функций налоговых органов частным структурам. Кроме таких уже закрепившихся в широкой практике действий, как сбор налогов через привлечение услуг частных банков (удержание налога при переводе доходов за рубеж, уплата НДС и т.д.) и использование контрольной работы независимых аудиторов (проверяющих правильность исчисления прибыли банков, страховых компаний и акционерных обществ). Следует отметить также привлечение услуг частных фирм для разработки компьютерного обеспечения работы налоговых органов, обработки больших массивов данных, в отдельных областях контрольной работы, и т.д.

Информация о работе Налоговый контроль и управление в налоговой сфере