Налоговый контроль и управление в налоговой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы.
Налоговая политика во многом определяет ход и направление хозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия.

Оглавление

Введение .
Глава 1: Налоговый контроль.
1.1 Понятие, цели, задачи и основные элементы налогового контроля.
1.2 Виды налогового контроля.
1.3 Органы, осуществляющие налоговый контроль.
1.4 Методы и формы налогового контроля.
Глава 2 : Управление в налоговой сфере.
2.1 Внутреннее и внешнее управление в налоговой сфере.
2.2 Понятие налогового администрирования и общие принципы и порядок управления работой налоговых органов.
2.3 Особенности построения организационных структур налоговых органов в разных странах мира состоят в следующем.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Ростовский  Государственный Строительный Университет

Институт экономики  и управления

Кафедра «Управленческого учёта и анализа»

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

«Правовое регулирование  налоговых отношений»

На тему:

«Налоговый  контроль и управление в налоговой  сфере»

 

 

 

 

Выполнила:                                                                             Тышлангова Е. Г.

Студентка гр. НН 207

Проверил ст. преподаватель УУиА :                                    Казанцева С. Ю.

 

 

Ростов-на-Дону

2011 г.

Содержание:

Введение .

Глава 1: Налоговый контроль.

    1. Понятие, цели, задачи и основные элементы налогового контроля.
    2. Виды налогового контроля.
    3. Органы, осуществляющие налоговый контроль.
    4. Методы и формы налогового контроля.

Глава 2 : Управление в налоговой сфере.

2.1 Внутреннее и внешнее управление в налоговой сфере.

2.2 Понятие налогового  администрирования и общие принципы и порядок управления работой налоговых органов.

2.3 Особенности построения организационных структур налоговых органов в разных странах мира состоят в следующем.

Заключение.

Список  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы.

Налоговая политика во многом определяет ход и направление хозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совершенствуя систему налогов и налоговых льгот, оно сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что, в конечном счете, сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения.

Все это свидетельствует  о важном государственном предназначении налоговой службы, высокой ответственности всех ее органов. В сравнительно короткие сроки в РФ была образована единая централизованная система контроля за соблюдением налогового законодательства. Таким образом отсюда видно, что контрольная функция ФНС играет важную роль. Контроль в налоговой деятельности направлен на соблюдение налогоплательщиком требований налогового законодательства. С помощью контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности задания, а также законность операций.

Правовое регулирование  налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления  денежных средств в бюджеты всех уровней.

Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов.

Глава 1: Налоговый контроль.

    1. Понятие, цели и задачи налогового контроля.

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально- обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) нормального налогового законодательства. Налоги, взимаемые с физических лиц, представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей. Они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Одним из важных условий стабилизации финансовой системы  является обеспечение устойчивого  сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Успешное соблюдение этих условий определяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильности исчисления, полнотой и своевременным поступлением налогов в бюджетную систему РФ и платежи во внебюджетные фонды.

Сущность контроля означает “проверка”, а также “наблюдение” с целью проверки.

С целью контроля устанавливается достоверность  данных о полноте, своевременности  и эффективности задачи, а также  законность операций, действия и привлечения  к ответственности налогоплательщиков.

Таким образом, контроль направлен на соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками.

Федеральная налоговая служба РФ относится к центральным органам федеральной исполнительной власти. Она управляет налоговой сферой управления и является межотраслевым (функциональным) органом управления, наделена властными возможностями и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства.

Посредством контроля устанавливается достоверность  данных о полноте, своевременность  и эффективность выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Основными элементами налогового контроля являются:

· субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);

· объект контроля;

· формы и  методы контроля;

· порядок осуществления  налогового контроля;

· мероприятия  налогового контроля;

· направления  налогового контроля;

· техника и  технология налогового контроля;

· категории  должностных лиц (кадры) налогового контроля;

· периодичность  и глубина налогового контроля;

· и другие.

Весь перечисленный  комплекс элементов налогового контроля является предметом налогового правового  регулирования.

Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в  широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборок (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

    1. Виды налогового контроля.

По срокам выполнения контроль принято подразделять на оперативный и периодический.

Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется внутри отчетного месяца по завершении контролируемого процесса, операции либо деяния в согласовании с его качественной и количественной чертой. Источниками данных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.

Периодический контроль – это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, производственных, материальных и остальных отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и иным источникам. Задачка таковой проверки – установить, соблюдаются ли требования законодательства, в том числе и налогового, верно, своевременно и целесообразно ли совершаются хозяйственные операции и процессы, вскрыть нарушения и недочеты в работе проверяемого объекта и принять меры к их устранению.

По источникам данный контроль разделяется на документальный и фактический.

Документальный  контроль – это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).

Фактический контроль – это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в создание и другими методами аналогичного содержания .

Таким  образом, контроль в налоговой деятельности – это способ управления компетентного  органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками  требований налогового законодательства.

    1. Органы, осуществляющие налоговый контроль.

В соответствии со статьей 82 НК РФ:

1. Налоговым  контролем признается деятельность  уполномоченных органов по контролю  за соблюдением налогоплательщиками,  налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых  органов в пределах своей компетенции  посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности осуществления  налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

2. Налоговые  органы, таможенные органы, органы  внутренних дел и следственные  органы в порядке, определяемом  по соглашению между ними, информируют  друг друга об имеющихся у  них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

3. При осуществлении  налогового контроля не допускаются  сбор, хранение, использование и  распространение информации о  налогоплательщике (плательщике  сбора, налоговом агенте), полученной  в нарушение положений Конституции  Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В процессе осуществления  налогового контроля налоговые органы активно взаимодействуют с органами государственных внебюджетных фондов и другими входящими в систему исполнительной власти органами специальной компетенции - министерствами, службами, ведомствами. Правовой основой такого сотрудничества выступают нормы налогового законодательства, а практическая координация действий осуществляется на основании заключенных между ними публично-правовых договоров -соглашений. Указанные органы ин­формируют друг друга об имеющихся материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых налоговых проверках, обмениваются другой несводимой информацией.

    1.   Методы и формы налогового контроля.

Налоговый контроль осуществляется путем применения различных  приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.

При этом необходимо выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные и специально-правовые методы. Общенаучные методы, такие, как анализ и синтез, статистические методы применяются при осуществлении любого вида деятельности, в то время как применение специально-правовых методов характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность. До проведения радикальных экономических реформ 90-х годов теоретической и практической разработкой методов и форм проведения контроля занималась преимущественно экономическая наука, которая создала теоретическую базу и основы классификации различных методов осуществления контроля. Во многом это объясняется тем, что контроль за хозяйственной деятельностью ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими органами, в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий и не имела какой-либо существенной самостоятельности в сфере экономической деятельности. Поэтому выбор того или иного метода контроля не приводит к каким-либо существенным правовым последствиям, а юридическое значение имел только результат контрольной деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля.

В настоящее  время в условиях развивающегося гражданского оборота и полной экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления контрольной деятельности в сфере налогообложения значительно трансформировались, приобрели юридическую значимость и нашли закрепление в налоговом законодательстве. Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными актами порядка осуществления контрольной деятельности, может привести к значительным правовым последствиям, например к отмене решений, принятых на основании неправомерно полученных результатов налогового контроля, к признанию недействительными ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д. Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля, при этом все действия налоговых органов имеют правовое основание.

Информация о работе Налоговый контроль и управление в налоговой сфере