Налоговые споры по нарушениям налоговых органов и порядок их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что в последнее время наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Связано это, не редко , с несоблюдением законодательства о налогах и сборах самими же ИФНС.
Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах. В свою очередь налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

Оглавление

1.Ведение…………………………………………………… стр 3

2.Понятие и сущность налогового спора…..стр 4

3.Подведомственность и подсудность налоговых споров ……..стр 10

4.Администравтивный порядок рассмотрения налоговых споров …..стр 12

5.Механизм разрешения налоговых споров………….стр 16

6. Заключение …………………………………………………………..стр 21

7. Список использованной литературы ……………………….стр 22

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.32 Кб (Скачать)

     Подведомственность  налоговых споров определяется в  ст. 138 НК РФ. В частности в ней  предусмотрено, что акты налоговых  органов, действия или бездействие  их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый  орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает  права на одновременную или последующую  подачу аналогичной жалобы в суд.

     Судебное  обжалование актов (в том числе  нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных  лиц физическими лицами, не являющимися  индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством  об обжаловании в суд неправомерных  действий государственных органов  и должностных лиц. Судебное же обжалование  актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или  бездействия их должностных лиц  организациями 

     и индивидуальными предпринимателями  производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд  в соответствии с арбитражным  процессуальным законодательством.

     При объединении нескольких связанных  между собой требований, из которых  одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей  юрисдикции (ст. 28 ГПК РСФСР).

     Подсудность налоговых споров определяется в  соответствующих статьях гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства.

     По  общему правилу, дела, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются  районными (городскими) народными судами (ст. ИЗ ГПК РСФСР). Однако республиканский, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд  автономного округа вправе с согласия сторон изъять любое гражданское  дело из районного (городского) народного  суда, находящегося на территории соответственно края, области, города, автономной области, автономного округа, и принять  его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 114-115 ГПК  РСФСР).

     Верховный Суд РФ, согласно ст. 116 ГПК РСФСР, рассматривает по первой инстанции  дела об оспаривании нормативных  актов федеральных министерств  и ведомств, касающихся прав и свобод граждан.

     Дела, подведомственные арбитражным судам, согласно ст. 24 АПК РФ, рассматриваются  арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

                    

      

 
 

       4.Административный порядок рассмотрения налоговых споров.

     Как уже отмечалось, административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых  споров основывается на подаче налогоплательщиком (налоговым агентом) или иным лицом  жалобы в вышестоящий налоговый  орган или вышестоящему должностному лицу. К преимуществам административного  порядка обжалования следует, прежде всего, отнести отсутствие требований по уплате государственной пошлины  и упрощенную процедуру рассмотрения жалоб.

     По  общему правилу жалоба в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение 3 месяцев  со дня, когда налогоплательщик узнал  или должен был узнать о нарушении  своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

     В случае пропуска по уважительной причине  срока подачи жалобы этот срок по заявлению  лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим  должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

     Жалоба  подается в произвольной письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Лицо, подавшее жалобу, до принятия по ней  решения может ее отозвать на основании  письменного заявления. Однако отзыв  жалобы лишает подавшее ее лицо права  на подачу повторной жалобы по тем  же основаниям в тот же налоговый  орган или тому же должностному лицу.

     Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый  орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, указанные  выше (ст. 139НКРФ).

     В данном случае следует учитывать, что  по общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого  акта или действия. Однако если налоговый  орган (должностное лицо), рассматривающий  жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

     Сама  жалоба налогоплательщика рассматривается  вышестоящим налоговым органом (вышестоящим  должностным лицом) в срок не позднее 1 месяца со дня ее получения.

     По  итогам рассмотрения жалобы на ненормативный  акт налогового органа вышестоящий  налоговый орган (вышестоящее должностное  лицо) вправе:

     - оставить жалобу без удовлетворения;

     - отменить акт налогового органа  и назначить дополнительную проверку;

     - отменить решение и прекратить  производство по делу о налоговом  правонарушении;

     - изменить решение или вынести  новое решение.

     По  итогам же рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных  лиц налоговых органов вышестоящий  налоговый орган (вышестоящее должностное  лицо) вправе вынести решение по существу.

     Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение  месяца. О принятом решении в течение  трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему  жалобу (ст. 140 НК РФ).

     Налогоплательщикам  предоставлено также право обжалования  в административном порядке постановлений  по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Согласно ст. 266 КоАП РСФСР, постановление  по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении  которого оно вынесено, за исключением  случаев, когда такое постановление  вынесено районным (городским) народным судом. В последнем случае обжалование  в порядке производства по делам  об административных правонарушениях  исключается.

     Постановление налогового органа, таможенного органа, органа налоговой полиции, органа внутренних дел по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствующий  вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).

     Жалоба  на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в  течение 10 десяти дней со дня вынесения  постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении  которого вынесено постановление, может  быть восстановлен органом (должностным  лицом), правомочным рассматривать  жалобу (ст. 268 КоАП РСФСР).

     Подача  в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении  административного взыскания до рассмотрения жалобы.

     Жалоба  на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается правомочными на то органами (должностными лицами) в  десятидневный срок со дня ее поступления (ст. 271 КоАП РСФСР).

     Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет  законность и обоснованность вынесенного  постановления и принимает одно из следующих решений:

     - оставляет постановление без  изменения, а жалобу или протест  без удовлетворения;

     - отменяет постановление и направляет  дело на новое рассмотрение;

     - отменяет постановление и прекращает  дело;

     - изменяет меру взыскания в  пределах, предусмотренных нормативным  актом об ответственности за  административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание  не было усилено.

     Если  будет установлено, что постановление  вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

     Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 дней высылается лицу, в отношении которого оно  вынесено (ст. 273 КоАП РСФСР).       

                  

 
 
 
 

       5. Механизм разрешения налоговых споров

     Вопросы порядка и способов разрешения налоговых  споров рассматриваются чаще всего  через призму защиты прав налогоплательщиков. Данный аспект проблемы налоговых споров изучен такими авторами, как Ю.А, Крохина1, С.Г. Пепеляев2, А.А. Тедеев, Н.И. Химичева.3

     В то же время большинство публикаций затрагивают лишь практические аспекты, не останавливаясь подробно на теоретических  проблемах налоговых споров. В  теории до сих пор нет четкой концепции  налогового спора. В юридической  литературе не получило должного научного освещения понятие «механизм  разрешения налоговых споров», не ясны его содержательные, структурные  элементы. При этом, несмотря на использование  термина «механизм» применительно к налоговым спорам (4Гончаренко, А.С Захарова, СВ. Ярославцевой), ни одна из работ не раскрывает понятие «механизм разрешения налоговых споров».

     До  сих пор не было осуществлено исследование механизма разрешения налоговых  споров на монографическом уровне. Можно признать, что несмотря на большое количество работ, посвященных  отдельным аспектам порядка разрешения налоговых споров, остаются актуальными  вопросы снижения количества налоговых  споров, освобождения судов от участия  в разрешении малозначимых вопросов по налоговым спорам, а также создания достаточной теоретической базы для комплексного решения обозначенных проблем.

     Таким образом, состояние правового обеспечения  налоговых споров и недостаточный  уровень научных исследований по данной проблеме обусловило тематику диссертационного исследования.

     данный  вопрос состоит в анализе механизма разрешения налоговых споро в в Российской Федерации, определении его понятия, выявлении его основных признаков, раскрытии состояния организационного и правового обеспечения данного механизма» выявлении недостатков нормативно-правового регулирования порядка разрешения налоговых споров в Российской Федерации и формулировании предложений по его совершенствованию.

     На  защиту вынесены следующие положения  и выводы, которые содержат элементы новизны и направлены на совершенствование механизма разрешения налоговых споров в Российской Федерации:

       Уточнено понятие налогового  спора как налогово-правового  отношения, отражающего противоречие  интересов государства и налогоплательщиков, иных участников налоговых правоотношений  по поводу применения норм  налогового права, разрешаемого  уполномоченным юрисдикционным органом или по согласованию сторон. Определены существенные признаки налоговых споров, отражающие их правовую природу: 1) объект спора Интерес участников спора;

     2) субъектный состав;

     3) осуществление в установленной  законом форме и разрешение  компетентным государственным органом.  Дана классификация налоговых  споров по различным основаниям: по субъектному составу по процессуальному положению участников; исходя из видов общественных отношений; в зависимости от порядка разрешения налогового спора.

     2. Сформулировано определение понятия  «механизм разрешения налоговых  споров», под которым понимается  взятая в единстве система  правовых и 
организационных средств, обеспечивающих порядок результативного взаимодействия участников налоговых правоотношений с целью разрешения на 
логовых споров. Структурными элементами механизма разрешения налоговых споров названы:

  1. нормы процессуального налогового права, регулирующие порядок'' разрешения налоговых споров;
  2. юридические факты, обусловливающие возникновение, развитие и--' прекращение налоговых споров;
  3. налогово-процессуальные отношения по разрешению налоговых споров (налогово-юрисдикционная деятельность).

Информация о работе Налоговые споры по нарушениям налоговых органов и порядок их разрешения