Налоговые проверки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:28, реферат

Краткое описание

Описаны виды налоговых проверок.

Файлы: 1 файл

афинское гос..DOC

— 98.00 Кб (Скачать)

перечень  имущества, проверяемого при налоговой  проверке, устанавливается руководителем налогового органа (его заместителем) (подп. 2.1);

проверка  фактического наличия имущества  производится при участии должностных  лиц, материально ответственных  лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика (подп. 2.2); 

при проведении инвентаризации имущества налогоплательщика  при выездной налоговой проверке инвентаризационной комиссией заполняются  формы, приведенные в приложениях  № 4—13 к Положению (подп. 2.3); 

до начала проверки фактического наличия имущества  инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств; 

сведения  о фактическом наличии имущества  записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (подп. 2.5); 

инвентаризационная  комиссия обеспечивает полноту и  точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств  и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (подп. 2.6); 

фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного  подсчета, взвешивания, обмера; 

инвентаризационные  описи могут быть заполнены как  с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом; 

в описях не допускается оставлять незаполненные  строки, на последних страницах они  прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка  о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии (п. 2.9); 

описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные  лица. В конце описи материально  ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий (подп. 2.10); 

если  инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны (подп. 2.11); 

для оформления инвентаризации необходимо применять  формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества согласно приложениям № 4—13 к Положению  либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. 

Осмотр  помещений и территорий, документов. Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ, должностное  лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях  выяснения обстоятельств, имеющих  значение для полноты проверки, вправе осматривать территории, помещения налогоплательщика, в отношении которых проводится налоговая проверка, документы и предметы. Поводом к проведению осмотра может явиться наличие у налогового органа информации о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных мощностей (цехов) и других структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, и в других аналогичных случаях. 

П. 2 ст. 92 НК РФ устанавливает, что должностными лицами налогового органа может быть произведен осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки, в случае если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля либо когда получено согласие владельца этих предметов. 

Необходимо  иметь в виду, что возможность  осмотра должностными лицами налогового органа территорий, помещений налогоплательщика  вне рамок выездной налоговой проверки не предусмотрена. 

В качестве обязательного требования п. 3 ст. 92 НК РФ установлено проведение осмотра  в присутствии понятых. Лицо, в  отношении которого осуществляется налоговая проверка, вправе участвовать  в осмотре. 

В необходимых  случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). 

При производстве осмотра составляется протокол (п. 5 ст. 92 НК РФ). Общие требования, предъявляемые  к протоколу, содержатся в ст. 99 НК РФ. Протоколы осмотра (обследования) производственных, складских и торговых, и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, прилагаются к акту выездной налоговой проверки. 

Доступ  на территорию или в помещение  налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц  налоговых органов, непосредственно  проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ). 

В случае воспрепятствования доступу должностных  лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, руководителем проверяющей группы составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом (п. 3 ст. 91 НК РФ). В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт, в нем делается соответствующая запись. Форма акта утверждена Приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3—06/106@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». 

Согласно  п. 1.1 ст. 113 НК РФ, со дня составления указанного акта считается приостановленным течение срока давности привлечения к ответственности. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение об ее возобновлении. 

В соответствии с п. 3 ст. 91 НК РФ на основании такого акта налоговый орган по имеющимся  у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджетную систему РФ. 

Выемка  документов и предметов производится должностным лицом налогового органа в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых  при проведении налоговой проверки документов или их непредставления в установленные сроки (п. 4 ст. 93 НК РФ). До начала выемки должностное лицо налогового органа обязано предъявить постановление о производстве выемки и разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности (п. 3 ст. 94 НК РФ). В п. 4 ст. 94 НК РФ предусмотрены добровольный и принудительный порядок производства выемки документов и предметов. 

По общему правилу выемке подлежат копии документов, но в п. 8 ст. 94 НК РФ предусмотрена  возможность выемки подлинников  документов, а не их копий. 

Выемка  документов и предметов производится на основании мотивированного постановления  должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую  проверку (п. 1 ст. 94 НК РФ). Форма такого постановления утверждена Письмом  Министерства финансов РСФСР от 26 июля 1991 г. № 16/176 «О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан». 

Запрещено изъятие документов и предметов  в ночное время (п. 2 ст. 94 НК РФ), а  также не имеющих отношения к  предмету налоговой проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ). 

В качестве обязательного требования устанавливается  необходимость присутствия при производстве выемки документов и предметов понятых и лиц, у которых производится выемка (п. 3 ст. 94 НК РФ), а в необходимых случаях и участие специалиста. 

О производстве выемки, изъятия документов и предметов  составляется протокол (п. 6 ст. 94 НК РФ). Его форма приведена в Приложении 2 к вышеназванному Письму. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты (п. 10 ст. 94 НК РФ). 

Проведение  экспертизы осуществляется на договорной основе (п. 1 ст. 95 НК РФ). Право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля экспертов закреплено в подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ, решение о привлечении эксперта может быть принято в рамках производства по делам о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых нарушениях, а согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ в рамках производства по делам о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях. 

Правовую  основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в России оставляют  Федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Приказ Министерства юстиции России от 20 декабря 2002 г. № 347 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации». 

Экспертиза  назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ), где указываются: 

основания для назначения экспертизы; 

фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена  экспертиза; 

вопросы, поставленные перед экспертом; 

материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. 

Согласно  ст. 19 Федерального закона «О государственной  судебно-экспертной деятельности в  Российской Федерации», основаниями  производства судебной экспертизы в  государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления. 

В п. 4 ст. 95 НК РФ указано на следующие права  эксперта: 

знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы; 

заявлять  ходатайства о предоставлении ему  дополнительных материалов. 

П. 5 ст. 95 НК РФ предусмотрена возможность  отказа эксперта от дачи заключения, если: 

предоставленные эксперту материалы являются недостаточными; 

эксперт не обладает необходимыми знаниями для  проведения экспертизы. 

Эксперт дает заключение в письменной форме  от своего имени. В п. 8 ст. 95 НК РФ предусмотрено так называемое право экспертной инициативы: если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. 

Заключение  эксперта или его сообщение о  невозможности дать заключение предъявляются  проверяемому лицу (п. 9 ст. 95 НК РФ). При  этом проверяемое лицо вправе дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы. 

Случаи  и порядок назначения дополнительной и повторной экспертиз установлены  в п. 10 ст. 95 НК РФ: в случае недостаточной  ясности или полноты заключения экспертиза поручается тому же или  другому эксперту, а также при необоснованности заключения эксперта или сомнениях в его правильности, поручается другому эксперту. 

За дачу экспертом заведомо ложного заключения предусмотрена налоговая ответственность (п. 2 ст. 129 НК РФ). 

Участие в проведении мероприятий налогового контроля специалистов, переводчиков, свидетелей, понятых. Специалист — лицо, не заинтересованное в исходе дела и обладающее специальными знаниями и навыками, может быть привлечено в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе (ст. 96 НК РФ). Факт участия лица в качестве специалиста согласно п. 3 ст. 96 НК РФ не исключает возможности опроса этого лица по этим же обстоятельствам как свидетеля. 

Решение о привлечении специалиста может  быть принято при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ), а также при рассмотрении акта и других материалов мероприятий  налогового контроля (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). 

Информация о работе Налоговые проверки