Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:28, реферат
Описаны виды налоговых проверок.
перечень имущества, проверяемого при налоговой проверке, устанавливается руководителем налогового органа (его заместителем) (подп. 2.1);
проверка
фактического наличия имущества
производится при участии должностных
лиц, материально ответственных
лиц, работников бухгалтерской службы
налогоплательщика (подп. 2.2);
при проведении
инвентаризации имущества налогоплательщика
при выездной налоговой проверке
инвентаризационной комиссией заполняются
формы, приведенные в приложениях
№ 4—13 к Положению (подп. 2.3);
до начала
проверки фактического наличия имущества
инвентаризационной комиссии надлежит
получить последние на момент инвентаризации
приходные и расходные документы или отчеты
о движении материальных ценностей и денежных
средств;
сведения
о фактическом наличии
инвентаризационная
комиссия обеспечивает полноту и
точность внесения в описи данных
о фактических остатках основных
средств, запасов, товаров, денежных средств
и другого имущества, правильность
и своевременность оформления материалов
инвентаризации (подп. 2.6);
фактическое
наличие имущества при
инвентаризационные
описи могут быть заполнены как
с использованием средств вычислительной
и другой организационной техники, так
и ручным способом;
в описях
не допускается оставлять
описи
подписывают все члены
если
инвентаризация имущества проводится
в течение нескольких дней, то помещения,
где хранятся материальные ценности,
при уходе инвентаризационной комиссии
должны быть опечатаны (подп. 2.11);
для оформления
инвентаризации необходимо применять
формы первичной учетной
Осмотр
помещений и территорий, документов.
Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ, должностное
лицо налогового органа, производящее
выездную налоговую проверку, в целях
выяснения обстоятельств, имеющих
значение для полноты проверки, вправе
осматривать территории, помещения
налогоплательщика, в отношении которых
проводится налоговая проверка, документы
и предметы. Поводом к проведению осмотра
может явиться наличие у налогового органа
информации о полученных налогоплательщиком
товарно-материальных ценностях, не отраженных
в бухгалтерском учете, о наличии производственных
мощностей (цехов) и других структурных
подразделений, осуществляющих виды деятельности,
не отраженные в учредительных документах
налогоплательщика, и в других аналогичных
случаях.
П. 2 ст.
92 НК РФ устанавливает, что должностными
лицами налогового органа может быть произведен
осмотр документов и предметов вне рамок
выездной налоговой проверки, в случае
если документы и предметы были получены
должностным лицом налогового органа
в результате ранее произведенных действий
по осуществлению налогового контроля
либо когда получено согласие владельца
этих предметов.
Необходимо
иметь в виду, что возможность
осмотра должностными лицами налогового
органа территорий, помещений налогоплательщика
вне рамок выездной налоговой проверки
не предусмотрена.
В качестве
обязательного требования п. 3 ст. 92
НК РФ установлено проведение осмотра
в присутствии понятых. Лицо, в
отношении которого осуществляется
налоговая проверка, вправе участвовать
в осмотре.
В необходимых
случаях при осмотре производятся фото-
и киносъемка, видеозапись, снимаются
копии с документов или производятся другие
действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).
При производстве
осмотра составляется протокол (п. 5
ст. 92 НК РФ). Общие требования, предъявляемые
к протоколу, содержатся в ст. 99 НК РФ.
Протоколы осмотра (обследования) производственных,
складских и торговых, и иных помещений,
используемых налогоплательщиком для
извлечения дохода, либо связанных с содержанием
объектов налогообложения, прилагаются
к акту выездной налоговой проверки.
Доступ
на территорию или в помещение
налогоплательщика, плательщика сбора,
налогового агента, должностных лиц
налоговых органов, непосредственно
проводящих налоговую проверку, осуществляется
при предъявлении этими лицами служебных
удостоверений и решения руководителя
(его заместителя) налогового органа о
проведении выездной налоговой проверки
этого налогоплательщика, плательщика
сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).
В случае
воспрепятствования доступу должностных
лиц налоговых органов, проводящих
налоговую проверку, руководителем проверяющей
группы составляется акт, подписываемый
им и проверяемым лицом (п. 3 ст. 91 НК РФ).
В случае отказа проверяемого лица подписать
указанный акт, в нем делается соответствующая
запись. Форма акта утверждена Приказом
ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3—06/106@
«Об утверждении форм документов, используемых
налоговыми органами при реализации своих
полномочий в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах».
Согласно
п. 1.1 ст. 113 НК РФ, со дня составления указанного
акта считается приостановленным течение
срока давности привлечения к ответственности.
В этом случае течение срока давности
привлечения к ответственности возобновляется
со дня, когда прекратили действие обстоятельства,
препятствующие проведению выездной налоговой
проверки, и вынесено решение об ее возобновлении.
В соответствии
с п. 3 ст. 91 НК РФ на основании такого
акта налоговый орган по имеющимся
у него данным о проверяемом лице
или по аналогии вправе самостоятельно
определить сумму налога, подлежащую уплате
в бюджетную систему РФ.
Выемка
документов и предметов производится
должностным лицом налогового органа
в случае отказа проверяемого лица
от представления запрашиваемых
при проведении налоговой проверки
документов или их непредставления в установленные
сроки (п. 4 ст. 93 НК РФ). До начала выемки
должностное лицо налогового органа обязано
предъявить постановление о производстве
выемки и разъяснить присутствующим лицам
их права и обязанности (п. 3 ст. 94 НК РФ).
В п. 4 ст. 94 НК РФ предусмотрены добровольный
и принудительный порядок производства
выемки документов и предметов.
По общему
правилу выемке подлежат копии документов,
но в п. 8 ст. 94 НК РФ предусмотрена
возможность выемки подлинников
документов, а не их копий.
Выемка
документов и предметов производится
на основании мотивированного
Запрещено
изъятие документов и предметов
в ночное время (п. 2 ст. 94 НК РФ), а
также не имеющих отношения к
предмету налоговой проверки (п. 5 ст.
94 НК РФ).
В качестве
обязательного требования устанавливается
необходимость присутствия при производстве
выемки документов и предметов понятых
и лиц, у которых производится выемка (п.
3 ст. 94 НК РФ), а в необходимых случаях и
участие специалиста.
О производстве
выемки, изъятия документов и предметов
составляется протокол (п. 6 ст. 94 НК РФ).
Его форма приведена в Приложении 2 к вышеназванному
Письму. Копия протокола о выемке документов
и предметов вручается под расписку или
высылается лицу, у которого эти документы
и предметы были изъяты (п. 10 ст. 94 НК РФ).
Проведение
экспертизы осуществляется на договорной
основе (п. 1 ст. 95 НК РФ). Право налоговых
органов привлекать для проведения налогового
контроля экспертов закреплено в подп.
11 п. 1 ст. 31 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ,
решение о привлечении эксперта может
быть принято в рамках производства по
делам о выявленных в ходе камеральной
или выездной налоговой проверки налоговых
нарушениях, а согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ
в рамках производства по делам о выявленных
в ходе иных мероприятий налогового контроля
налоговых правонарушениях.
Правовую
основу, принципы организации и основные
направления государственной
Экспертиза
назначается постановлением должностного
лица налогового органа, осуществляющего
выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95
НК РФ), где указываются:
основания
для назначения экспертизы;
фамилия
эксперта или наименование организации,
в которой должна быть произведена
экспертиза;
вопросы,
поставленные перед экспертом;
материалы,
предоставляемые в распоряжение
эксперта.
Согласно
ст. 19 Федерального закона «О государственной
судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации», основаниями
производства судебной экспертизы в
государственном судебно-экспертном учреждении
являются определение суда, постановления
судьи, лица, производящего дознание, следователя
или прокурора. Судебная экспертиза считается
назначенной со дня вынесения соответствующего
определения или постановления.
В п. 4 ст.
95 НК РФ указано на следующие права
эксперта:
знакомиться
с материалами проверки, относящимися
к предмету экспертизы;
заявлять
ходатайства о предоставлении ему
дополнительных материалов.
П. 5 ст.
95 НК РФ предусмотрена возможность
отказа эксперта от дачи заключения, если:
предоставленные
эксперту материалы являются недостаточными;
эксперт
не обладает необходимыми знаниями для
проведения экспертизы.
Эксперт
дает заключение в письменной форме
от своего имени. В п. 8 ст. 95 НК РФ предусмотрено
так называемое право экспертной инициативы:
если эксперт при производстве экспертизы
установит имеющие значение для дела обстоятельства,
по поводу которых ему не были поставлены
вопросы, он вправе включить выводы об
этих обстоятельствах в свое заключение.
Заключение
эксперта или его сообщение о
невозможности дать заключение предъявляются
проверяемому лицу (п. 9 ст. 95 НК РФ). При
этом проверяемое лицо вправе дать
свои объяснения и заявить возражения,
а также просить о постановке
дополнительных вопросов эксперту и о
назначении дополнительной или повторной
экспертизы.
Случаи
и порядок назначения дополнительной
и повторной экспертиз
За дачу
экспертом заведомо ложного заключения
предусмотрена налоговая
Участие
в проведении мероприятий налогового
контроля специалистов, переводчиков,
свидетелей, понятых. Специалист — лицо,
не заинтересованное в исходе дела и обладающее
специальными знаниями и навыками, может
быть привлечено в необходимых случаях
для участия в проведении конкретных действий
по осуществлению налогового контроля,
в том числе при проведении выездных налоговых
проверок, на договорной основе (ст. 96 НК
РФ). Факт участия лица в качестве специалиста
согласно п. 3 ст. 96 НК РФ не исключает возможности
опроса этого лица по этим же обстоятельствам
как свидетеля.
Решение
о привлечении специалиста