Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:28, реферат
Описаны виды налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка — проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Срок
проведения камеральной налоговой
проверки — три месяца со дня
представления
Составление
акта по результатам проведения камеральной
проверки возможно только в единственном
случае — при выявлении нарушений. В случае
выявления ошибки в налоговой декларации
(расчете) и (или) противоречия между сведениями,
содержащимися в представленных документах,
либо выявлении несоответствия сведений,
представленных налогоплательщиком, сведениям,
содержащимся в документах, имеющихся
у налогового органа, и полученным им в
ходе налогового контроля, об этом сообщается
налогоплательщику с требованием представить
в течение пяти дней необходимые пояснения
или внести соответствующие исправления
в установленный срок. Должностное лицо
может составить акт проверки только после
рассмотрения представленных пояснений
либо при отсутствии пояснений налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка — проверка, предметом которой являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Выездная
налоговая проверка проводится на основании
решения руководителя (его заместителя)
налогового органа по месту нахождения
организации или месту жительства физического
лица, а в отношении крупнейших налогоплательщиков
— по месту постановки на учет. Решение
о проведении выездной налоговой проверки
должно содержать:
полное
и сокращенное наименования либо
фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
предмет
проверки, то есть налоги, правильность
исчисления и уплаты которых подлежит
проверке;
периоды,
за которые проводится проверка;
должности,
фамилии и инициалы сотрудников
налогового органа, которым поручается
проведение проверки.
Срок
проведения выездной налоговой проверки
— не более двух месяцев со дня вынесения
решения о назначении проверки и до дня
составления справки о проведенной проверке.
Срок проведения проверки может быть продлен
до четырех месяцев, а в исключительных
случаях — до шести месяцев.
Приостановление
срока проведения проверки возможно
для истребования документов (информации)
у контрагентов или у иных лиц,
для получения информации от иностранных
государственных органов в
В последний
день проведения выездной налоговой
проверки проверяющий составляет
справку о проведенной проверке,
в которой фиксируются предмет и сроки
проведения проверки, и вручает ее налогоплательщику
или его представителю. В случае уклонения
налогоплательщика от получения справки
о проведенной проверке, она направляется
налогоплательщику заказным письмом по
почте.
По результатам
выездной налоговой проверки в течение
двух месяцев со дня составления
справки составляется акт налоговой
проверки, который подписывается
лицами, проводившими соответствующую
проверку, и лицом, в отношении
которого проводилась эта проверка. Об
отказе подписать акт делается соответствующая
запись.
Акт вручается
лицу, в отношении которого проводилась
проверка, под расписку или передается
иным способом, свидетельствующим о
дате его получения указанным
лицом.
Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, он в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. В соответствии со ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки лишь по истечении 10 дней с момента истечения 15 дней, в течение которых налогоплательщик мог подать свои возражения на акт. В исключительных случаях указанный 10-дневный срок может быть продлен на один месяц.
Налогоплательщик
вправе участвовать в процессе рассмотрения
материалов проверки, для чего руководитель
(заместитель руководителя) налогового
органа извещает его о времени
и месте рассмотрения материалов
проверки.
По результатам
рассмотрения материалов налоговой проверки
руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа может вынести одно
из следующих решений:
1) о
привлечении к ответственности
за совершение налогового
2) об
отказе в привлечении к
Повторная
выездная налоговая проверка — проверка,
проводимая независимо от времени проведения
предыдущей проверки по тем же налогам
и за тот же период, которая проводится
в двух случаях:
1) в
порядке контроля за
2) в
случае представления
При проведении
повторной выездной налоговой проверки
может быть проверен период, не превышающий
трех календарных лет, предшествующих
году, в котором вынесено решение
о проведении повторной выездной налоговой
проверки.
Следует
учитывать, что если при проведении
повторной выездной налоговой проверки
выявлен факт совершения налогоплательщиком
налогового правонарушения, которое
не было выявлено при проведении первоначальной
выездной налоговой проверки, то к налогоплательщику
не применяются налоговые санкции. Налоговые
санкции будут применяться, если невыявление
факта налогового правонарушения при
проведении первоначальной налоговой
проверки явилось результатом сговора
между налогоплательщиком и должностным
лицом налогового органа.
Нужно
иметь в виду, что налоговые
органы могут истребовать у
Руководитель
(заместитель руководителя) налогового
органа вправе вынести решение о принятии
обеспечительных мер, направленных на
обеспечение возможности исполнения решения
по результатам рассмотрения материалов
налоговой проверки, если есть достаточные
основания полагать, что непринятие этих
мер может затруднить или сделать невозможным
в дальнейшем исполнение такого решения
и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов,
указанных в решении. Данное решение вступает
в силу со дня его вынесения и действует
до дня исполнения решения.
В качестве
обеспечительных мер применяют:
1) поручительство
третьего лица;
2) запрет
на отчуждение (передачу в залог)
имущества налогоплательщика
3) банковскую
гарантию;
4) приостановление
операций по счетам в банке;
5) залог
ценных бумаг, обращающихся на организованном
рынке ценных бумаг, или залог иного имущества.
5.4. Дополнительные
мероприятия налогового
Налоговые
проверки указаны в п. 1 ст. 82 НК РФ
в качестве одной из форм проведения
налогового контроля. Наряду с налоговыми
проверками существуют дополнительные
мероприятия проведения налогового контроля.
При проведении контрольных мероприятий, прежде всего, в ходе налоговых проверок, должностные лица налоговых органов наделены полномочиями осуществлять различного рода процессуальные действия. Для соблюдения прав и законных интересов частных лиц при осуществлении этих действий должны строго соблюдаться установленные законом правила и процедуры. В противном случае доказательства, полученные в ходе контрольных мероприятий, могут быть признаны недопустимыми.
Истребование
пояснений от налогоплательщика, налоговых
агентов и плательщиков сбора. Согласно
подп. 1 и 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы
вправе требовать пояснения, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Указанные нормы находятся в системной
связи с обязанностями налогоплательщиков,
закрепленными, в частности, подп. 4, 5, 6
п. 1 ст. 23 НК РФ. За непредставление налоговой
декларации налогоплательщик подлежит
ответственности на основании ст. 119 НК
РФ.
Пояснения
в зависимости от конкретных обстоятельств
предоставляются
Истребование
документов. Должностное лицо налогового
органа, проводящее налоговую проверку,
вправе истребовать у проверяемого
лица необходимые для проверки документы
посредством вручения этому лицу
(его представителю) требования о представлении
документов (в п. 1 ст. 93 НК РФ). Истребование
документов также предусмотрено в качестве
дополнительных мероприятий налогового
контроля п. 6 ст. 101 НК РФ. Форма требования
о представлении документов приведена
в Приложении 2 к Инструкции МНС России
от 10 апреля 2000 г. № 60 «О порядке составления
акта выездной налоговой проверки и производства
по делу о нарушениях законодательства
о налогах и сборах».
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. При этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки согласно закону признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (п. 5 ст. 93 НК РФ). Это ограничение не распространяется на случаи, когда документы:
ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
представленные
в налоговый орган, были утрачены вследствие
непреодолимой силы.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению. Основными целями инвентаризации являются:
1) выявление
фактического наличия
2) сопоставление
фактического наличия
3) проверка
полноты отражения в учете
обязательств.
Порядок проведения инвентаризации установлен Приказом Министерства финансов РФ № 20н, МНС РФ № ГБ-3—04/39 от 10.03.1999 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке». П. 2 Положения устанавливает общие правила проведения инвентаризации: