Налоговые льготы, их формы, порядок и условия предоставления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить сущность налоговых льгот, их основные формы и каков порядок и условия их предоставления .
Задачи:
1) определить понятие льготы в системе налогового права;
2) определить формы налоговых льгот в системе налогового права;
3) определить в каких случаях и к кому применяются налоговые льготы.

Оглавление

Введение….………………………………………………………..……………3-5
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ……………………………….5
1.1. Понятие и цель налоговых льгот………...………………………………..5-9
1.2. Формы налоговых льгот………………...………………………………..9-10
ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАРТЫ НАЛОГА………………………10
2.1. Федеральные налоговые льготы……………………………………..…10-12
2.2. Региональные налоговые льготы…………………………………………..12
2.3. Местные налоговые льготы…………………………………………….12-13
2.4. Специальные налоговые режимы………………………………………….13
ГЛАВА 3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ………………….…14
3.1. Порядок и условия предоставления………….….…….………….……14-17
3.2. Виды налоговых льгот.................………………….……………………17-19
Заключение………….……………………………………………………………20
Список используемой литературы…………….…………………....………21-22

Файлы: 1 файл

Налоговые льготы, их формы, порядок и условия предоставления.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

среднего  профессионального образования

«Волоколамский  колледж права, экономики и безопасности»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «Налоговое право»

На тему: «  Налоговые льготы, их формы, порядок  и условия предоставления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  гр. ПВС-31   Проверил: преподаватель

Дмитриева Галина Игорьевна   Лобова Людмила Анатольевна

     Оценка ___________________

 

 

 

 

 

г. Волоколамск, 2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение….………………………………………………………..……………3-4

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ……………………………….5

1.1. Понятие и цель налоговых льгот………...………………………………..5-9

1.2. Формы налоговых льгот………………...………………………………..9-10

ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАРТЫ НАЛОГА………………………10

2.1. Федеральные налоговые льготы……………………………………..…10-12

2.2. Региональные налоговые льготы…………………………………………..12

2.3. Местные налоговые льготы…………………………………………….12-13

2.4. Специальные налоговые режимы………………………………………….13

ГЛАВА 3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ………………….…14

3.1. Порядок и условия предоставления………….….…….………….……14-17

3.2. Виды налоговых льгот.................………………….……………………17-19

Заключение………….……………………………………………………………20

Список используемой литературы…………….…………………....………21-22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Льготы по налогам  занимают важное место в налоговом планировании. Теоретически это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Как правило, на практике большинство льгот (их общее количество в российском законодательстве превышает 150) достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают введение таких льгот, что вполне закономерно. Льготы в значительной степени разнятся от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Актуальность данной темы обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота. Неразработанность подобного учения, в свою очередь, является следствием неразработанности учения о льготах в праве вообще, так и несогласованность в подходах к классификации налоговых льгот в российской правовой литературе.

В совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находится  установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации. Основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков. Нарушение каких-либо положений, указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации, есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке.

Цель работы – изучить сущность налоговых льгот, их основные формы и каков порядок и условия их предоставления .

Задачи:

1) определить понятие льготы в системе налогового права;

2) определить формы налоговых льгот в системе налогового права;

3) определить  в каких случаях и к кому  применяются налоговые льготы.

При исследовании данной тематики использовались работы научных и литературных деятелей, таких как: Печенкин Ю.А., Кузнеченкова В.Е., Парыгина В.А., К.Браун, Дж.Масгрейв, А.А.Тендеев, Ощепков П.В., Баранов Ю.А., Авдеев А.А., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Горобинская В., Коновалова Т., Кузьмина Н., Майданская А.Н., В.Г. Князева, Д.Г. Черника. М., Гордеева Е.С. А также при оформлении работы сформировалось определенное деление на 3 главы, каждая из которых содержит в себе некоторое количество параграфов. Первая и третья главы включают в себя по 2 больших параграфа. А вторая глава - 4 параграфа. Затем идет заключение и список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ

 

 

1.1. Понятие и цель налоговых льгот

 

 

 

Уход от налогов  чаще всего совершается путем  сокрытия дохода, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот. С другой стороны, налоговые льготы представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Обычно налоговое регулирование определяется как целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования (в отдельных случаях – сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы. Весьма действенным инструментом такого воздействия является налоговое льготирование. Как и любой другой элемент налогообложения, налоговые льготы должны быть четко определены. Другими словами, устанавливающие их нормативные положения должны быть ясными и понятными для налогоплательщиков и не допускающими неоднозначного истолкования. По общему правилу, закрепленному в пункте 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков. Вместе с тем, налоговые органы могут истолковать отдельные не совсем ясные положения закона в свою пользу, а не в пользу налогоплательщиков, что, соответственно, не исключает ухудшения финансового положения последних.

Согласно пункту 2 статьи 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 5 февраля 2004 г. № 431 – отметил, что данная норма закона не нарушает конституционные права и свободы налогоплательщика, поскольку она лишь предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы. Иногда НК РФ устанавливает особенности применения налоговых льгот в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговой льготы и обязанности совершить определенные действия. Например, согласно статье 145 НК РФ налогоплательщик не может отказаться от освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость до истечения срока предоставленного освобождения. Это также не ущемляет конституционные права и свободы налогоплательщика. Дело в том, что законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.

Освобождение  от уплаты налога может быть полным и частичным. В первом случае из-под налогообложения выводится какой-то налоговый объект либо категория налогоплательщиков или применяется нулевая ставка налога. Второй случай – неуплата налога с части объекта, например, с определенной суммы дохода при взимании налога на доходы физических лиц или при применении пониженной налоговой ставки.

Налоговые льготы также различаются по субъектному  составу. По этому критерию они делятся на льготы, предоставляемые организациям, и льготы, которые имеются у физических лиц. Льготы для физических лиц, в свою очередь, подразделяются на налоговые освобождения для индивидуальных предпринимателей и для физических лиц, не имеющих этого статуса. Так, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС, а физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают этот налог (если только они не совершают экспортно-импортные операции). Теории налогового права известны и другие классификации налоговых льгот. Например, к числу налоговых льгот относится налоговая амнистия – освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за это нарушение. Налоговая амнистия применяется, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы. Кроме того, льготой признается возврат ранее уплаченных налогов, например, авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах. Обязанность уплатить налог закреплена в законе. И именно в соответствии с законом налогоплательщик должен внести в бюджет определенную сумму налога. Если же происходит переплата, то есть налогоплательщик по каким-либо причинам уплачивает налог в большем размере, чем прописано в норме закона, государство в лице налоговых органов обязано вернуть сумму налога, которая была уплачена сверх установленного предела. Налог – это часть денежных средств, принадлежащих физическому лицу или организации на праве собственности и отчуждаемых в пользу государства. А право собственности не должно нарушаться. Возврат той части собственности, которая по закону должна оставаться у налогоплательщика, нельзя рассматривать как освобождение от уплаты налога.

Налоги - это  обязательные платежи, взимаемые государством с организаций и физических лиц, это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение.2

В п. 1 ст. 56 "Установление и использование льгот по налогам  и сборам" Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, т.е. это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Благодаря применению данного налогового инструмента  государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ  или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц.3

Налоговая льгота - это разновидность правовой нормы, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающая как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Налоговые льготы - неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

 

 

1.2. Формы налоговых льгот

 

 

 

Существуют  следующие формы предоставления налоговых льгот:

1) снижение ставки  налога;

2) вычет из  налогового оклада (валового налога);

3) отсрочка или  рассрочка уплаты налога;

4) возврат ранее  уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

5) зачёт ранее  уплаченного налога;

6) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение  налогового оклада (валового налога) может  быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога – это перенос предельного  срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога – распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты.

Согласно ст.52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо – налогового агента, например, при исчислении НДФЛ.

ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАРТЫ НАЛОГА

 

 

2.1. Федеральные налоговые льготы

 

 

 

Налог на добавленную  стоимость

Право на освобождение от налога имеют организации и индивидуальные предприниматели, если за 3 предшествующих месяца сумма выручки от реализации (без НДС) не превысила в совокупности 2 млн. руб.

Освобождаются от уплаты налога операции:

  1. реализация услуг гарантийного ремонта и технического обслуживания товаров и бытовых приборов, оказываемых без взимания дополнительной оплаты;
  2. реализация образовательных услуг, оказываемых некоммерческими образовательными организациями при проведении учебно-производственного и воспитательного процесса;
  3. реализации ремонтных работ по реставрации зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций;
  4. реализация изделий народных художественных промыслов.

Например: Федеральный  арбитражный суд Волго-Вятского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.09.2010 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми4

Налог на прибыль организаций 

При определении налоговой  базы не учитываются доходы:

1) в виде имущества  (иных средств, имущественных  прав), полученных в виде залога;

Информация о работе Налоговые льготы, их формы, порядок и условия предоставления