Налоговые декларации в электронном виде

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Сотрудники налоговых органов -- одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий -- в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации. Не останавливаясь на достигнутых результатах, мы приступили к реализации утвержденной в конце 2001 года федеральной программы развития налоговых органов, которая предусматривает дальнейшие работы по повышению уровня оснащенности современными программно-аппаратными средствами обработки информации, средствами телекоммуникаций, защиты информации и переход на качественно новый уровень сбора и обработки налоговой отчетности, адекватный требованиям времени.

Оглавление

1. Налоговые декларации в электронном виде……………………………...2
2. Литература………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Налоговые информационные системы.docx

— 33.16 Кб (Скачать)

     Другим  условием представления налоговых  деклараций в электронном виде является использование программных и  аппаратных средств, обеспечивающих возможность:

     формирования  данных налоговой декларации для  их последующего представления в  виде электронных документов по каналам  связи и на магнитных носителях  в соответствии со стандартами, форматами  и процедурами, утвержденными Министерством  Российской Федерации по налогам  и сборам;

     подписания  передаваемых электронных документов электронной цифровой подписью и  проверки электронных цифровых подписей, поставленных на полученных электронных  документах, при помощи средств, совместимых  с аналогичными средствами, используемыми  налоговыми органами;

     шифрования  передаваемых электронных документов при помощи средств криптографической защиты информации, совместимых с аналогичными средствами, используемыми налоговыми органами;

     поддержки порядка взаимодействия участников информационного обмена при представлении  налоговой декларации в электронном  виде, утверждаемого Министерством  Российской Федерации по налогам  и сборам.

     Эти средства налогоплательщик может приобрести у соответствующих разработчиков  или разработать самостоятельно. Важно только обеспечить наличие  соответствующих сертификатов, подтверждающих совместимость с аналогичными средствами, установленными в инспекциях. Все  средства криптографической защиты информации, применяемые для шифрования отчетности, должны в обязательном порядке иметь сертификат ФАПСИ, так как по законодательству Российской Федерации органам исполнительной власти использовать средства шифрования, не имеющие сертификата ФАПСИ, запрещается. В противном случае система не будет работать, поскольку мы не сможем гарантировать юридическую  значимость электронных документов и обеспечить конфиденциальность обмена.

Последовательность  действий при отправке отчетности в электронном  виде

     Регламент обмена электронными документами при  представлении отчетности по каналам  связи предполагает следующую последовательность действий, выполняемых автоматически:

     при отправке отчетности налогоплательщиком файл отчетности подписывается ЭЦП  налогоплательщика, зашифровывается  и отправляется на сервер электронной  почты оператора;

     при получении этого электронного документа  в налоговой инспекции он расшифровывается, проверяется совпадение ЭЦП налогоплательщика, что гарантирует отсутствие искажений  при поступлении документа в  налоговый орган, равно как и  невозможно внесение изменений со стороны  работников налоговых органов без  обнаружения изменения электронного документа. Если результат проверки ЭЦП положительный, то электронный  документ подписывается второй подписью (ЭЦП налоговой инспекции), зашифровывается  и отправляется налогоплательщику. Одновременно электронный документ с двумя ЭЦП (налогоплательщика  и инспекции) сохраняется в архиве инспекции для предъявления в  случае возникновения спорной ситуации по поводу содержания документа. Если результат проверки ЭЦП отрицательный, то файл отчетности не принимается, а  налогоплательщику высылается соответствующее  уведомление;

     налогоплательщик, получивший свой файл отчетности с  двумя ЭЦП, также сохраняет его  в архиве для предъявления при  возникновении спорной ситуации по поводу содержания документа;

     на  сервере электронной почты оператора  фиксируется факт поступления электронного документа в адрес налоговой  инспекции и формируется подтверждение  оператора -- электронный документ, содержащий дату и время сдачи отчетности, подписанный ЭЦП оператора и зашифрованный;

     оператор  высылает подтверждения, содержащие дату и время сдачи отчетности, и  налогоплательщику, и налоговой  инспекции. Эти подтверждения подписаны  ЭЦП оператора и не могут быть произвольно изменены. Налогоплательщик и налоговая инспекция подписывают  эти подтверждения своими ЭЦП и отправляют оператору, одновременно сохраняя их в своих архивах для предъявления в случае возникновения спорной ситуации по поводу даты сдачи отчетности;

     кроме того, в налоговой инспекции файлы  с формами отчетности перед обработкой проходят входной контроль на соответствие требованиям формата. По результатам  входного контроля формируется протокол, который подписывается ЭЦП налоговой  инспекции и также отправляется налогоплательщику.

     Таким образом, налогоплательщик, пользующийся системой сдачи отчетности в электронном  виде по каналам связи, может считать  цикл сдачи отчетности полностью  выполненным, если он имеет:

     подтверждение оператора, подписанное ЭЦП оператора  и самого налогоплательщика;

     файл  отчетности, подписанный ЭЦП самого налогоплательщика и налогового органа;

     протокол, подписанный ЭЦП налогового органа, о результатах проверки на соответствие формату.

     Такой порядок создает основу для корректного  разрешения нештатных или же спорных  ситуаций, связанных со сдачей отчетности. Приведу несколько основных примеров.

     Налоговая отчетность отправлена не тем налогоплательщиком. В этом случае проверка ЭЦП налогоплательщика, осуществляемая при получении электронного документа в налоговой инспекции, даст отрицательный результат, файл не будет принят, а налогоплательщик получит соответствующее уведомление.

     Налоговая отчетность не дошла до налогового органа в силу возникших технических  проблем на участке между оператором связи и налоговым органом  или внутри налоговых органов. В  этой ситуации налогоплательщик не получит  подтверждение налоговой инспекции (файл отчетности с двумя ЭЦП и  протокол входного контроля) о том, что отчетность доставлена. В этом случае срок сдачи отчетности засчитывается  по дате и времени, зафиксированным  в подтверждении оператора, а  файл отчетности должен быть отправлен  повторно.

     Налогоплательщик  и налоговая инспекция по-разному  трактуют содержание файла отчетности. На досудебное разбирательство с  участием экспертов представляются файлы отчетности с двумя ЭЦП (налогоплательщика и налоговой инспекции) из архивов налогоплательщика и налоговой инспекции. Техническая экспертиза целостности ЭЦП позволит дать однозначный ответ на вопрос о том, у кого из участников обмена хранится корректный документ.

     Налогоплательщик  и налоговая инспекция по-разному  трактуют срок сдачи отчетности. В  этом случае на досудебное разбирательство  представляются файлы подтверждений  оператора с двумя ЭЦП (оператора  и налогоплательщика, оператора  и налоговой инспекции) из архивов  налогоплательщика и налоговой  инспекции.

     При несогласии сторон с заключением  экспертизы за сторонами сохраняется  возможность обращения в арбитражный  суд в соответствии с действующим  законодательством. Но, скорее всего, необходимости  в этом не будет.

Преимущества  и недостатки системы  электронного документооборота

     Как уже отмечалось, подобная схема взаимоотношений  отрабатывалась в рамках пилотных проектов. В Москве, например, около 1000 налогоплательщиков, а также работники 8 налоговых  инспекций имели возможность  на практике оценить преимущества системы  представления отчетности в электронном  виде с использованием электронной  почты. Работникам налоговых органов  не надо тратить время на ввод данных с бумажных носителей в компьютерные базы данных. Кроме того, декларации, поступающие от налогоплательщиков, не содержат арифметических ошибок и  неточностей в оформлении обязательных реквизитов. Для налогоплательщиков эта система дает не менее ощутимые преимущества: нет необходимости  тратить время в очередях; отчетность точно соответствует всем утвержденным требованиям; обновления форм отчетности налогоплательщикам передаются разработчиками программного обеспечения по каналам  связи. Кроме того, по тем же каналам  связи налогоплательщики получают из инспекций все информационные материалы, которые обычно размещаются  в инспекциях на досках объявлений. И, наконец, главное: в рамках этой системы  у налогоплательщиков появляется возможность  посылать в инспекции по электронной  почте запросы об информации о состоянии своих расчетов с бюджетами разных уровней и оперативно получать соответствующие выписки.

     Таким образом, речь идет уже не просто о  системе сдачи налоговой и  бухгалтерской отчетности, а о  более широкой системе информационного  обмена между налогоплательщиками  и налоговыми органами.

     Следует отметить один отрицательный момент -- подключение и участие в системе представления отчетности в электронном виде по каналам связи будет пока осуществляться на платной основе. Но это уже дело налогоплательщика -- сопоставлять затраты и выгоды и решать, переходить на новую систему или по старинке стоять в очередях. МНС России, в свою очередь, будет предпринимать меры по недопущению монополизации услуг по представлению отчетности в электронном виде и обеспечению доступности этих услуг широким массам налогоплательщиков.

     Мы  находимся в самом начале пути. Проблемы и трудности, обычно сопутствующие  внедрению новых технологий, неизбежны. Описанная выше схема касается лишь одного из возможных вариантов представления  отчетности в электронном виде, и  мы не собираемся ограничиваться только этим. Наши усилия будут сконцентрированы на следующих основных направлениях:

разработка аналогичных  схем представления отчетности на магнитных  носителях с использованием средств  ЭЦП;

     максимальное  расширение перечня форм деклараций, принимаемых в электронном виде;

     дальнейшее  оснащение инспекций местного уровня программно-техническими средствами для  работы с электронной отчетностью  и обучение кадров;

     отработка схем информационного обмена на основе web-технологий.

     Нельзя  игнорировать различия, существующие как между отдельными регионами, так и внутри регионов, по степени  развитости телекоммуникационных систем и каналов связи. Далеко не у всех налогоплательщиков имеются компьютеры, не говоря уже о модемах и доступе  в интернет или к электронной  почте. Да и "привыкание" к новым  технологиям потребует определенного  времени.

     Особого внимания заслуживают малые предприятия  и предприниматели без образования  юридического лица. Для них необходимо разрабатывать специальные схемы  с привлечением специализированных фирм, оказывающих комплексные услуги по ведению бухгалтерского учета, подготовке и представлению отчетности в  налоговые органы.

     В части  межведомственного взаимодействия будут продолжаться работы по схемам информационного обмена на безбумажной  основе с федеральным казначейством  и другими органами на всех уровнях  управления. Необходимо также стремиться к унификации схем, стандартов и  процедур представления отчетности в электронном виде с Пенсионным фондом РФ, органами Госкомстата России, Фондом социального страхования  РФ и другими ведомствами, которым  предприятия и организации представляют отчетность.

     Надеюсь, что наши усилия по внедрению новых  технологий вызовут понимание и  заинтересованность со стороны налогоплательщиков, и они уже в ближайшем будущем  смогут оценить их преимущества.

 

Литература

  1. http://www.rnk.ru/journal/archives/2002/4/otchetnost/103222.phtml
  2. http://www.financial-lawyer.ru/newsbox/nalog/161-534.html
  3. http://www.ank-pki.ru/index.php/press-center-ank/law-ank/198-z10-1

Информация о работе Налоговые декларации в электронном виде