Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:00, контрольная работа
Сотрудники налоговых органов -- одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий -- в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации. Не останавливаясь на достигнутых результатах, мы приступили к реализации утвержденной в конце 2001 года федеральной программы развития налоговых органов, которая предусматривает дальнейшие работы по повышению уровня оснащенности современными программно-аппаратными средствами обработки информации, средствами телекоммуникаций, защиты информации и переход на качественно новый уровень сбора и обработки налоговой отчетности, адекватный требованиям времени.
1. Налоговые декларации в электронном виде……………………………...2
2. Литература………………………………………………………………...
Другим условием представления налоговых деклараций в электронном виде является использование программных и аппаратных средств, обеспечивающих возможность:
формирования данных налоговой декларации для их последующего представления в виде электронных документов по каналам связи и на магнитных носителях в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
подписания передаваемых электронных документов электронной цифровой подписью и проверки электронных цифровых подписей, поставленных на полученных электронных документах, при помощи средств, совместимых с аналогичными средствами, используемыми налоговыми органами;
шифрования передаваемых электронных документов при помощи средств криптографической защиты информации, совместимых с аналогичными средствами, используемыми налоговыми органами;
поддержки порядка взаимодействия участников информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде, утверждаемого Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Эти
средства налогоплательщик может приобрести
у соответствующих
Последовательность действий при отправке отчетности в электронном виде
Регламент обмена электронными документами при представлении отчетности по каналам связи предполагает следующую последовательность действий, выполняемых автоматически:
при отправке отчетности налогоплательщиком файл отчетности подписывается ЭЦП налогоплательщика, зашифровывается и отправляется на сервер электронной почты оператора;
при
получении этого электронного документа
в налоговой инспекции он расшифровывается,
проверяется совпадение ЭЦП налогоплательщика,
что гарантирует отсутствие искажений
при поступлении документа в
налоговый орган, равно как и
невозможно внесение изменений со стороны
работников налоговых органов без
обнаружения изменения
налогоплательщик, получивший свой файл отчетности с двумя ЭЦП, также сохраняет его в архиве для предъявления при возникновении спорной ситуации по поводу содержания документа;
на
сервере электронной почты
оператор
высылает подтверждения, содержащие дату
и время сдачи отчетности, и
налогоплательщику, и налоговой
инспекции. Эти подтверждения подписаны
ЭЦП оператора и не могут быть
произвольно изменены. Налогоплательщик
и налоговая инспекция
кроме
того, в налоговой инспекции файлы
с формами отчетности перед обработкой
проходят входной контроль на соответствие
требованиям формата. По результатам
входного контроля формируется протокол,
который подписывается ЭЦП
Таким образом, налогоплательщик, пользующийся системой сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи, может считать цикл сдачи отчетности полностью выполненным, если он имеет:
подтверждение оператора, подписанное ЭЦП оператора и самого налогоплательщика;
файл отчетности, подписанный ЭЦП самого налогоплательщика и налогового органа;
протокол, подписанный ЭЦП налогового органа, о результатах проверки на соответствие формату.
Такой порядок создает основу для корректного разрешения нештатных или же спорных ситуаций, связанных со сдачей отчетности. Приведу несколько основных примеров.
Налоговая
отчетность отправлена не тем налогоплательщиком.
В этом случае проверка ЭЦП налогоплательщика,
осуществляемая при получении электронного
документа в налоговой
Налоговая
отчетность не дошла до налогового
органа в силу возникших технических
проблем на участке между оператором
связи и налоговым органом
или внутри налоговых органов. В
этой ситуации налогоплательщик не получит
подтверждение налоговой
Налогоплательщик
и налоговая инспекция по-
Налогоплательщик
и налоговая инспекция по-
При
несогласии сторон с заключением
экспертизы за сторонами сохраняется
возможность обращения в
Преимущества и недостатки системы электронного документооборота
Как
уже отмечалось, подобная схема взаимоотношений
отрабатывалась в рамках пилотных проектов.
В Москве, например, около 1000 налогоплательщиков,
а также работники 8 налоговых
инспекций имели возможность
на практике оценить преимущества системы
представления отчетности в электронном
виде с использованием электронной
почты. Работникам налоговых органов
не надо тратить время на ввод данных
с бумажных носителей в компьютерные
базы данных. Кроме того, декларации,
поступающие от налогоплательщиков,
не содержат арифметических ошибок и
неточностей в оформлении обязательных
реквизитов. Для налогоплательщиков
эта система дает не менее ощутимые
преимущества: нет необходимости
тратить время в очередях; отчетность
точно соответствует всем утвержденным
требованиям; обновления форм отчетности
налогоплательщикам передаются разработчиками
программного обеспечения по каналам
связи. Кроме того, по тем же каналам
связи налогоплательщики
Таким
образом, речь идет уже не просто о
системе сдачи налоговой и
бухгалтерской отчетности, а о
более широкой системе
Следует отметить один отрицательный момент -- подключение и участие в системе представления отчетности в электронном виде по каналам связи будет пока осуществляться на платной основе. Но это уже дело налогоплательщика -- сопоставлять затраты и выгоды и решать, переходить на новую систему или по старинке стоять в очередях. МНС России, в свою очередь, будет предпринимать меры по недопущению монополизации услуг по представлению отчетности в электронном виде и обеспечению доступности этих услуг широким массам налогоплательщиков.
Мы
находимся в самом начале пути.
Проблемы и трудности, обычно сопутствующие
внедрению новых технологий, неизбежны.
Описанная выше схема касается лишь
одного из возможных вариантов
разработка аналогичных схем представления отчетности на магнитных носителях с использованием средств ЭЦП;
максимальное
расширение перечня форм деклараций,
принимаемых в электронном
дальнейшее оснащение инспекций местного уровня программно-техническими средствами для работы с электронной отчетностью и обучение кадров;
отработка схем информационного обмена на основе web-технологий.
Нельзя
игнорировать различия, существующие
как между отдельными регионами,
так и внутри регионов, по степени
развитости телекоммуникационных систем
и каналов связи. Далеко не у всех
налогоплательщиков имеются компьютеры,
не говоря уже о модемах и доступе
в интернет или к электронной
почте. Да и "привыкание" к новым
технологиям потребует
Особого
внимания заслуживают малые предприятия
и предприниматели без
В части
межведомственного
Надеюсь, что наши усилия по внедрению новых технологий вызовут понимание и заинтересованность со стороны налогоплательщиков, и они уже в ближайшем будущем смогут оценить их преимущества.
Литература