Налоговые декларации в электронном виде

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Сотрудники налоговых органов -- одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий -- в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации. Не останавливаясь на достигнутых результатах, мы приступили к реализации утвержденной в конце 2001 года федеральной программы развития налоговых органов, которая предусматривает дальнейшие работы по повышению уровня оснащенности современными программно-аппаратными средствами обработки информации, средствами телекоммуникаций, защиты информации и переход на качественно новый уровень сбора и обработки налоговой отчетности, адекватный требованиям времени.

Оглавление

1. Налоговые декларации в электронном виде……………………………...2
2. Литература………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Налоговые информационные системы.docx

— 33.16 Кб (Скачать)

Оглавление

  1. Налоговые декларации в электронном виде……………………………...2
  2. Литература………………………………………………………………...11

 

  1. Налоговые декларации в электронном  виде

     Максимальная  автоматизация процессов, связанных  с налогообложением, стала не только насущной потребностью, но и необходимым  условием успешной реализации налоговой  реформы.

     Сотрудники  налоговых органов -- одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий -- в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации. Не останавливаясь на достигнутых результатах, мы приступили к реализации утвержденной в конце 2001 года федеральной программы развития налоговых органов, которая предусматривает дальнейшие работы по повышению уровня оснащенности современными программно-аппаратными средствами обработки информации, средствами телекоммуникаций, защиты информации и переход на качественно новый уровень сбора и обработки налоговой отчетности, адекватный требованиям времени. Вместе с тем в настоящее время налоговые органы принимают налоговую и другую отчетность только в бумажном виде, так как эта форма установлена нормативными документами. Естественно, такие ограничения снижают эффективность работы налоговых органов и создают дополнительные неудобства налогоплательщикам. Принятием поправок к ст. 80 НК РФ это препятствие устранено, и теперь налогоплательщик вправе выбирать: подавать отчетность в электронном виде по каналу связи или по-прежнему стоять в очереди в налоговой инспекции. Следует помнить, что системы информационного взаимодействия подразумевают единый подход к процедуре представления отчетности и строгое соблюдение правил, ее описывающих. Даже небольшое отклонение приведет к тому, что стороны информационного взаимодействия перестанут понимать друг друга, а следовательно, “взаимодействия” не произойдет. Конфликт между налогоплательщиком и налоговыми органами может возникнуть в случае ошибки при ручном вводе информации в системы ее обработки, которые развернуты в каждом налоговом органе независимо от уровня. Причем они вызывают не только потери рабочего времени, но и способствуют формированию негативного отношения между налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов.

     И это  происходит тогда, когда использование  компьютерных технологий для автоматизации  управления производством и бухгалтерской  деятельности уже стало массовым явлением. Бурно развивается сфера  телекоммуникационных услуг и интернет. Да и в налоговых органах, как  уже отмечалось выше, уровень компьютеризации  за последние годы заметно вырос. В связи с этим вполне естественными  выглядят многочисленные попытки применить  современные технологии для формирования и представления налоговой и  бухгалтерской отчетности в налоговые  органы.

     Прогресс  в сфере компьютерных и телекоммуникационных технологий создает технические  предпосылки для постепенного перехода от традиционного документооборота, основанного на бумажных носителях, к электронному. Однако реализации этих возможностей долгое время препятствовало отсутствие надежной правовой базы.

     Начало 2002 года ознаменовано событиями, которые  существенно меняют ситуацию. Принят Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи”, что, безусловно, даст мощный импульс  широкому внедрению электронного документооборота во всех сферах деятельности, в том  числе и в сфере государственного управления.

     Не  менее важным событием стало внесение изменений и дополнений в ст. 80 НК РФ, уточняющих порядок представления  налоговых деклараций. Суть этих изменений  заключается в том, что налоговые  декларации могут представляться в  налоговые органы не только на бумажных бланках, но и в электронном виде, в том числе по телекоммуникационным каналам связи. Таким образом, характер взаимоотношений налоговых органов  и налогоплательщиков уже в самом  ближайшем будущем может существенно  измениться.

     Следует отметить, что МНС России не поддалось  соблазну скороспелых решений, а  провело большую подготовительную работу. Ведь при сдаче налоговой  и бухгалтерской отчетности в  электронном виде очень важно  обеспечить юридическую значимость представляемых документов и гарантировать  конфиденциальность передаваемых таким  образом данных.

     Начиная с 1999 года Налоговым кодексом предусмотрена  возможность сдачи отчетности по доходам физических лиц на магнитных носителях. Причем для предприятий с числом занятых свыше 10 такая форма представления отчетности является обязательной. К настоящему времени на магнитных носителях сдается около 95% справок работодателей по этому виду налога. При этом данные на бумажном носителе представлять необязательно. Юридическая значимость представленных данных подтверждается сопроводительными реестрами на бумаге, в которых указывается, какие виды отчетности и за какой период представлены на магнитном носителе.

     Во  многих регионах проводились и проводятся также эксперименты по приему налоговых  деклараций и бухгалтерской отчетности на магнитных носителях. Как правило, в предлагавшихся при этом технологиях  магнитный носитель лишь дублировал данные на бумаге, позволяя несколько  сократить время на прием и  обработку данных, но не решая проблему по существу. Между тем и налогоплательщики, и сотрудники налоговых органов неоднократно высказывали пожелание перейти на бесконтактные и безбумажные технологии сдачи отчетности.

     В ряде регионов проводятся эксперименты по отработке технологии сдачи отчетности по каналам связи, в том числе  с использованием интернета, в ходе которых апробировались различные  решения. Результаты экспериментов  внимательно изучались. Тщательно  анализировался и зарубежный опыт. Все это позволило сделать  вывод не только о принципиальной возможности перехода на безбумажные  и бесконтактные методы представления отчетности, но и о реальности такого перехода в самой ближайшей перспективе, что нашло свое отражение в вышеупомянутых изменениях, внесенных в Налоговый кодекс.

     Однако  не следует думать, что с 1 февраля 2002 года (именно тогда изменения  вступают в силу) любой налогоплательщик может произвольно подготовить  налоговую декларацию в электронном  виде и принести ее в налоговую  инспекцию на магнитном носителе или передать по обычной электронной  почте, установленной на его компьютере. Как определено в новой редакции ст. 80 НК РФ, порядок представления  налоговой декларации в электронном  виде определяется МНС России.

Характеристика  системы электронного документооборота

     В настоящее  время МНС России подготовлен  комплект документов, определяющих все  технологические и организационно-правовые процедуры при представлении  налоговой отчетности в электронном  виде по каналам связи. Рассмотрим основные моменты, характеризующие эту систему.

     Представление налоговых деклараций в электронном  виде будет осуществляться, с одной  стороны, по добровольному желанию  налогоплательщика, а с другой стороны, -- при наличии у налоговых органов технических возможностей для их приема. В последнее время МНС России предприняты меры по укреплению материально-технической базы территориальных инспекций, создающие возможность организации электронного документооборота между налоговыми органами различных уровней и налогоплательщиками, а также между налоговыми органами и другими ведомствами. Уже свыше 1000 налоговых инспекций местного уровня располагают соответствующими программно-техническими и телекоммуникационными комплексами, и работа в этом направлении будет продолжена.

     Защита  информации при представлении отчетности по электронной почте будет обеспечиваться комплексом организационных и программно-технических  мер. Организационные меры по обеспечению  информационной безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений  участников обмена информацией и  строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при сдаче  налоговых деклараций и форм отчетности.

     Программно-технические  меры заключаются в использовании  сертифицированных Федеральным  агентством правительственной связи  и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) средств криптографической защиты информации и автоматическом выполнении функций специального регламента электронного документооборота, что гарантирует не только конфиденциальность переписки участников системы, но и разрешение разного рода конфликтных ситуаций, возникающих между ними.

     Механизм  разрешения конфликтных ситуаций допускает  досудебные разбирательства и будет  зафиксирован в порядке обмена, утверждаемом МНС России. Налогоплательщик, участвующий  в системе электронного документооборота с налоговыми органами, берет на себя обязательства соблюдать регламент  обмена и правила работы со средствами криптографической защиты информации.

     Средства  криптографической защиты информации обеспечивают электронную цифровую подпись (ЭЦП) и шифрование, имеющее  гарантированную стойкость. Шифрование защищает от несанкционированного просмотра  электронного документа третьими лицами при передаче по общедоступным каналам  связи, а ЭЦП гарантирует однозначную  идентификацию отправителя и  защиту электронного документа от искажений.

     Перечень  налоговых деклараций и иных документов, подлежащих представлению в налоговые  органы в электронном виде, утверждается Министерством Российской Федерации  по налогам и сборам. Как известно, в территориальных налоговых  инспекциях используются разные программы  для обработки налоговой отчетности и ведения баз данных камеральных  проверок. Еще большее разнообразие наблюдается в программных средствах, используемых налогоплательщиками  для подготовки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. Обеспечить совместимость и “взаимопонимание”  этих программ призван единый формат представления данных бухгалтерской  и налоговой отчетности в электронном  виде. Такой формат был разработан и апробирован в ходе пилотных проектов, проводившихся в Москве и других регионах. Формат, описывающий  свыше 30 основных форм отчетности за 2001 год, уже утвержден, а работа над  форматом на 2002 год, в котором список форм будет максимально расширен, близка к завершению. Эти унифицированные  форматы будут открыты для  использования всеми разработчиками программных средств для налогоплательщиков и налоговых органов.

     При соблюдении основных условий представления  налоговых деклараций и иных документов в электронном виде налогоплательщик будет освобождаться от необходимости  представления последних в налоговые  органы на бумаге. Но при этом и налогоплательщик, и сотрудники налоговых органов  должны обеспечить хранение архива документов в электронном виде в течение  срока, определяемого законодательством  Российской Федерации. Возможно, на первых порах налогоплательщикам будет  рекомендовано хранить бумажные копии налоговых деклараций, переданных в налоговые инспекции в электронном  виде по каналам связи, у себя.

     Представление налоговой декларации в электронном  виде по телекоммуникационным каналам  связи будет осуществляться через  специализированных операторов связи, определяемых на основе аттестации (конкурсного  отбора), в соответствии с законодательством  Российской Федерации и документами, утверждаемыми Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Таковыми должны быть организации, имеющие  соответствующие лицензии ФАПСИ  и Министерства связи и отвечающие требованиям по обеспечению регламента взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами в автоматизированном режиме. 

В соответствии с  поправками к Налоговому кодексу  при представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном  виде налоговый орган будет обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. Фактически это будет та же декларация, но уже заверенная электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогового органа.

И еще один немаловажный момент. При представлении налоговой  декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи  дата ее представления будет подтверждаться специализированным оператором по аналогии с тем, как это делается сейчас при отправке деклараций по обычной  почте.

Условия перехода на систему  электронного документооборота

     Для того чтобы иметь возможность  передавать налоговую и бухгалтерскую  отчетность в электронном виде по каналам связи, налогоплательщик должен будет обратиться в налоговый  орган по месту своего учета с  письменным заявлением и получить формальное согласие. Смысл этой процедуры состоит  в том, что налогоплательщик уведомляет налоговый орган о своем желании  в дальнейшем передавать отчетность именно по каналам связи, а не на бумаге и обязуется соблюдать  все правила и процедуры. В  свою очередь, налоговый орган регистрирует налогоплательщика как участника  электронного документооборота и соответствующим  образом настраивает свои средства на прием отчетности от данного налогоплательщика.

Информация о работе Налоговые декларации в электронном виде