Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является криминологическая и уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений, а также система мер их предупреждения и раскрытия.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие основные задачи:
- рассмотреть проблемные вопросы квалификации налоговых преступлений;
- уточнить значение уголовно-правовой, криминалистической и криминологической характеристики налоговых преступлений для определения круга обстоятельств, подлежащих установлению в ходе предварительного следствия по уголовным делам данной категории;
- определить структурные элементы криминалистической характеристики налоговых преступлений, обладающие наибольшей следовой информативностью при расследовании уголовных дел рассматриваемой категории;
- на основе правовых норм российского законодательства и анализа имеющихся научных исследований выработать конкретные рекомендации, касающиеся мер предупреждения налоговых преступлений.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Криминологическая характеристика налоговых преступлений……..7
1.1. Общая характеристика налоговых преступлений, их признаки и состав..8
1.2. Причины и способы совершения налоговых преступлений……………..11
1.3. Криминологическая характеристика лиц, совершивших налоговые преступления……………………………………………………………………..14
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений……..16
2.1. Объективные признаки налоговых преступлений………………………..16
2.2. Субъективные признаки налоговых преступлений………………………17
2.3. Квалифицированные виды налоговых преступлений……………………27
2.4. Основные элементы состава преступлений в сфере налогообложения...28
Глава 3. Система мер предупреждения налоговых преступлений…………...39
3.1. Уголовная ответственность за налоговые преступления………………...39
3.2. Меры предупреждения налоговых преступлений………………………..46
Заключение………………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………………..52
Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.
Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определяется в Налоговом кодекса следующим образом: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Из приведенного определения видно, что основные признаки налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственность и т. д.).
Однако существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.
Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - “налоговую санкцию” (ст. 114 Налогового кодекса).
Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 Налогового кодекса). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст.110 Налогового кодекса).
Под способом совершения преступления понимается система действий по подготовке совершению и сокрытию преступления детерминированных условиями внешней среды и психофизиологическими свойствами личности.
Особенностью налоговых преступлений является то, что способ совершения преступлений является собирательной категорией, то есть, анализируя его можно проследить механизм уклонения от уплаты единого социального налога. Необходимо более подробно остановиться на этом вопросе, рассмотреть некоторые из наиболее распространенных способов уклонения, так как знание всех этих способов позволяет эффективно выявлять и расследовать налоговые преступления, а также проследить механизм преступлений указанной категории.
Всего насчитывается около 100 способов уклонения от уплаты налогов и страховых взносов, среди них можно выделить такие как[3]:
1. Сокрытие прибыли от налогообложения путем завышения данных о материальных затратах в первичных документах;
а) включение в затраты материалов заказчика;
б) составление подложных документов по списанию материалов на производство;
в) внесение в авансовые отчеты фиксированных командировочных расходов;
г) включение подставных лиц в платежные ведомости на получение заработной платы;
д) завышение в накладных и иных документах цен на приобретенный товар;
е) частичное изменение (дописки сумм в сторону увеличения) в ведомостях на получение заработной платы;
ж) оприходование не поступивших материалов;
з) списание якобы утерянных материалов.
2. Сокрытие прибыли от налогообложения путем завышения данных о материальных затратах в документах учета:
а) включение предполагаемых затрат в затраты отчетного периода;
б) включение в стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов стоимости основных средств;
3. Сокрытие прибыли от налогообложения путем завышения данных о материальных затратах в отчете о финансовых результатах.
4. Сокрытие прибыли от налогообложения путем занижения выручки в первичных документах:
а) занижение количества приобретенных товаров;
б) занижение цены реализации товаров;
в) оплата товаром ("черный бартер");
5. Сокрытие прибыли от налогообложения путем занижения выручки в документах учета:
а) содержание незарегистрированных торговых точек;
б) занижение величины доходов за сдачу в аренду основных средств производства;
в) покупка и реализация товарно-материальных ценностей за наличный расчет.
6. Сокрытие прибыли от налогообложения путем занижения выручки в документах отчетности:
а) занижение выручки в главной книге и балансе;
б) занижение выручки в отчете о финансовых результатах;
7. Занижение налогооблагаемой прибыли:
а) создание незарегистрированных предприятий;
б) завышение расходов на оплату труда;
в) завышение численности работающих;
г) незаконное получение налоговых льгот:
д) привлечение в качестве подставных лиц в число работающих инвалидов и пенсионеров;
е) прикрытие своей деятельности деятельностью, освобожденной от налогообложения (например, при производстве продуктов питания фиксировать деятельность как производство продуктов исключительно детского питания, которое еще 1 июля 1992 года было освобождено от уплаты налога на прибыль (п.96 Изменений и дополнений N2 от 27.03.92г. Инструкции ГНС РФ от 6.03.92 г. "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").
8. Сокрытие прибыли по сговору с руководителями предприятий, пользующихся льготами по налогообложению:
а) фиктивная сдача в аренду основных средств предприятиям, пользующимся налоговыми льготами;
б) перечисление прибыли на счета предприятия, имеющего налоговые льготы.
9. Различные виды неправомерной самоликвидации и инсценировок преступлений (краж, разбойных нападений и пр.).
Помимо вышеперечисленных наблюдаются и другие способы искажения отчетности о себестоимости товара. Например, можно назвать следующие[4]:
- в себестоимость включаются расходы, не предусмотренные перечнем;
- неправильно оцениваются остатки незавершенного производства, с нарушениями установленного на данном предприятии способа их оценки;
- неправильно начисляются резервы предстоящих расходов и платежей или списываются на себестоимость расходы будущих периодов;
- оформляется взятие в аренду имущества, которое фактически для нужд предприятия не используется (очень часто - это личный автотранспорт).
Одним из распространенных способов уклонения от уплаты налогов является регистрация фирм по чужим паспортам с целью обналичивания денежных средств.
Подставная фирма может использоваться в качестве конечного получателя денежных средств клиента, обналичивающего их за определенный процент, или выполнять роль постоянного посредника-поверенного, комиссионера, агента, получающего за свой счет основную часть дохода от сделки и тем самым уменьшать налогооблагаемую базу инициатора ее регистрации. Характерными признаками подставных фирм являются: регистрация по утраченным похищенным фиктивным документам; регистрация в зоне экономического благоприятствования, оффшорной зоне в другом городе или районе; непредставление отчетов в налоговые органы или представление нулевых балансов.
Для абсолютного большинства налоговых преступников уклонение от уплаты налогов является само собой разумеющимся действием, сопряженным с определенным риском быть пойманным.
Так, характерные черты налоговых преступников следующие: наличие определенного уровня достатка; достаточно высокий интеллектуальный уровень, знание основ налогового законодательства; способность оплатить услуги консультантов, адвокатов.
Для налоговых преступников свойственны относительно высокий социальный статус; самоуверенность, иногда доходящая до прямого демонстрирования своего превосходства над коллегами, подчиненными, сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов; прагматизм (элементы практичности и рационализма); ориентация на достижение успеха (прочная установка на достижение поставленной цели, называемой иногда рыночной ориентацией); разветвленные социальные связи в различных сферах, в том числе в правоохранительных органах и иногда в преступном мире.
В большинстве случаев налоговыми преступниками являются мужчины, что в значительной степени обусловлено тем, что среди руководителей предприятий мужчины составляют большинство. Вместе с тем удельный вес женщин-преступниц тоже сравнительно велик и почти вдвое превышает среднестатистические показатели. Это обусловлено тем, что очень часто женщины на момент совершения преступлений являются главными бухгалтерами организаций.
Средний возраст злостных неплательщиков налогов относительно высок и составляет 38 лет. Наибольшее количество совершаемых налоговых преступлений приходится на лиц, находившихся в возрасте от 31 года до 50 лет.
При изучении личности преступника обязательно должны учитываться данные, о его семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства. Говоря о местах проживания налоговых преступников, подчеркнем, что это преимущественно городские жители.
Данный криминологический портрет налогового преступника не дает полную картину личности правонарушителя, что связано с высоким уровнем латентности преступлений в области нарушения налогового законодательства в целом по стране.
В науке уголовного права существуют различные точки зрения при определении объекта вообще и налоговых преступлений в частности. Пранализировав эти точки зрения, можно прийти к выводу, что объектом налоговых преступлений следует считать общественные отношения, возникающие в сфере налоговой политики государства, а именно налоговая система и установленный законодательством Российской Федерации порядок уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет.
На сегодняшний день в науке отсутствует единая точка зрения и по вопросу определения предмета налогового преступления.
Так, одни авторы считают, что предметом преступлений по ст.ст.198 и 199 УК являются налоги. Они предлагают признать предметом преступления налоговые декларации, бухгалтерские документы, отражающие данные о доходах или расходах организации.
Другая позиция состоит в том, что другие ученные полагают, что предметом налоговых преступлений служит произведенная налогоплательщиком продукция. Но продукция не входит в круг правоотношений по поводу уклонения от налогов. К налоговым преступлениям произведенная продукция имеет касательство лишь в качестве налогооблагаемой базы.
В определении предмета налогового преступления существует мнение о предмете налогового преступления как конституционной обязанности платить налоги. Уголовное законодательство Российской Федерации, устанавливая ответственность за уклонение от уплаты налогов, естественно, имело в виду не поступление денежной массы в государственный бюджет. Вероятно, благодаря законодательной формулировке предмета налоговых преступлений, и возможно в качестве предмета уклонения от уплаты налогов «выставить» сам налог.
Критически оценивая высказанные точки зрения, можно предположить, что предметом налоговых преступлений выступает не сам налог, а денежные средства, обеспечивающие его.
В соответствии с Уголовным Кодексом РФ за любое налоговое преступление ответственность может наступить с 16 лет. Однако, учитывая специфику этих преступлений, а также недостаточный экономический опыт несовершеннолетних, фактически к ответственности привлекаются взрослые правонарушители[5].
По части 1 статьи 198 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает за уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные, внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере.
По части 2 статьи 198 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает за то же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 194 или 199 УК РФ.
Уклонение физического лица от уплаты единого социального налога в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного единого социального налога в государственные внебюджетные фонды превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 194 и 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.
Статья представляет собой вариант ст. 162-1 УК РСФСР и статьи 198 УК РФ в редакции 1997 года. Изменения произведены по нескольким направлениям: снято условие предварительного привлечения к административной ответственности; сужена объективная сторона, из которой исключено указание на несвоевременную подачу декларации; изменено название статьи (было: "Уклонение от подачи декларации о доходах"), статья Уголовного кодекса РСФСР, ответственность по которой наступала за уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуальной трудовой деятельностью, либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, либо несвоевременная подача декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения; для привлечения к ответственности установлена необходимость крупного размера уклонения от уплаты налогов; объективная сторона уклонения ограничена непредставлением декларации либо включением в нее заведомо искаженных данных. Кроме того, как было сказано выше, статья была дополнена введением уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.