Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:04, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть типы налоговой политики
Изучить инструменты налогового регулирования
Охарактеризовать налоговую политику России на современном этапе.
Изучить основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Файлы: 1 файл

Курсовая. Наташа.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     •  за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции  налоговых органов.

       2.2 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики

     Нормативно-правовыми  актами, определяющими основные направления  налоговой политики являются официально определенные внешние формы, в которых  содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.

     Система источников4 нормативно-правовых актов выглядит следующим образом:

     1. Конституция РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

     2. Специальное налоговое законодательство, которое включает:

     - федеральное законодательство о налогах и сборах,  включающее:

      - НК РФ

     - Иные федеральные законы о налогах и сборах, к ним относятся:

     Федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, на противоречащей НК и Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

     Наиболее  важные положения об организации  и осуществлении налогообложении  в России закреплены в Налоговом  кодексе РФ. НК РФ состоит из двух частей - общей и особенной.

     В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ <О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации> часть  первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г.

     Вторая часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000г. №118-ФЗ <О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах> с 1 января 2001г.

     В первой части НК РФ устанавливается  система налогов и сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, а также  общие принципы налогообложения  и сборов в РФ. Вторая часть НК РФ посвящена определению порядка  введения и взимания конкретных налогов  и сборов.

     б) региональное законодательство  о налогах и сборах:

     - Законы субъектов РФ

          - Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ.

     Региональное  законодательство о налогах и  сборах представляет собой законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

     в) нормативные правовые акты о налогах  и сборах, принятые представительными  органами местного самоуправления, которые принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

     3. Общее налоговое законодательство, включающее в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия <законодательство о налогах и сборах> и содержащие нормы налогового права.

     4. Подзоконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:

     • Акты органов общей компетенции:

     А) Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции  РФ и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

     Б) Постановления Правительства РФ - принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с  ними юридическую силу.

     В) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п.1 ст.4 НК РФ).

     Г)  подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными  органами местного самоуправления (аналогично пункту В)

     • Акты органов специальной компетенции. К этой группе относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам  органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Данные  нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органами специальной компетенции являются - Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

     5. Решения  Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права. Достаточно напомнить, что правовые позиции КС были во многом учтены при принятии Налогового кодекса РФ.

     6. Нормы международного права и  международные договора РФ.

     В настоящее время выделяют две  группы международных актов, являющихся источниками налогового права России:

     •  Международные акты, устанавливающие  общие принципы налогового права и налогообложения, признанные цивилизованными нациями.(Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961г, вступившая в силу в 1965г.)

      • Международные межправительственные конвенции по вопросам налогообложения.(соглашения об устранении двойного налогообложения, а также соглашения, носящие индивидуальный характер и направленные на освобождение от уплаты налогов представительств и штаб-квартир конкретных международных организаций (ООН,ФИФА и т.д.) в странах пребывания и ряд других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики 

     2.1 Роль налоговой политики в экономических моделях

     Для процесса постоянного поступательного  экономического развития и успешного  преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует арсенал методов, имеющихся в системе государственного воздействия на экономику, в соответствии с принятой теоретической концепцией регулирования экономики и выбранной моделью экономического развития. В послевоенный период действовали три основные модели5 экономического развития, каждая из которых отводила своё место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.

     Первая  из них – «либеральная» модель. Наиболее последовательно либеральная стратегия развития национальной экономики реализуется правительствами таких государств, как США и Великобритания. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.

     Вторая  модель – «планово-административная экономика». Её важнейшая черта – высокий уровень государственного регулирования, когда практически все предприятия принадлежат государству и управляются органами власти директивным методом. В данной модели экономического развития значение налоговой политики минимально, поскольку государство не решало вопрос распределения прибыли предприятия между собой, с одной стороны, и собственниками (акционерами) предприятия, управляющими (высшими менеджерами) и работниками предприятия – с другой. Государство изымало в бюджет основную часть прибыли юридического лица, за исключением той её индивидуально установленной для каждого предприятия части, которая считалась нормативно необходимой для финансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану.

     Третья  модель – это условно называемая модель «стратегии ускоренного развития». Считается, что конструирование этой модели началось в Японии после Второй мировой войны. В рамках этой модели широко распространились методы, предполагавшие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, исповедующие наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, исповедующие стратегию ускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпорацией на физических лиц. Таким образом, очевидно, что роль налоговой политики в государственном регулировании экономики в странах модели «ускоренного экономического развития»6 достаточно высока.

     Все эти три модели сходны в одном  – даже в странах, экономическая  политика которых исповедует либерализм, существует государственное регулирование  экономики и налоговая политика как его составная часть. Государственное  регулирование экономики связано с выполнением государством комплекса присущих ему экономических функций, важнейшими из которых являются:

     ♦ обеспечение законодательной базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию экономики;

     ♦ обеспечение конкурентоспособности экономики и защита национального производства;

     ♦ обеспечение процесса социально  справедливого перераспределения  доходов и национального богатства;

     ♦ оптимизация структуры национальной экономики посредством перераспределения  ресурсов сообразно целям, обозначенным в долгосрочной стратегии развития;

     ♦ сглаживание влияния экономических  циклов на национальную экономику, стимулирование экономического роста.

     Все вышеперечисленные функции государства  в большей или меньшей степени  отражаются в налоговой политике, реализуемой властями с помощью системы целенаправленных мероприятий, проводимых в области налогов и налогообложения. Приход к властям различных политических партий, имеющих различные взгляды на налогообложение и государственное вмешательство в управление экономикой, может повлиять на ход экономического развития либо путем предоставления частному бизнесу больших свобод, нежели ранее, или же посредством интенсификации государственных интервенций.

     Методы  государственного регулирования условно  подразделяются на прямые и косвенные. Прямые основываются на властно-распорядительных отношениях, а косвенные, к которым относится и политика в сфере налогообложения, предполагают создание экономической заинтересованности или незаинтересованности в определенных действиях. Как правило, косвенные экономические методы государственного регулирования более удачно вписываются в существующую реальность, и поэтому в рамках рыночной системы они получили наиболее широкое распространение.

     Ученые, исследовавшие проблемы налогообложения и налогового регулирования в системе государственного регулирования, давали налогам различные определения. Все они, однако, подчеркивают следующие особенности:

     ♦ тесную связь налогов с государственной  властью, для которой являются важнейшим  источником доходов;

     ♦ принудительный, законодательно установленный  характер платежей;

     ♦ влияние налогов на экономические  процессы.

     Анализируя  бюджеты России и промышленно-развитых стран, нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 70 до 90% всех бюджетных поступлений. Таким образом, мировая практика доказала, что главным источником мобилизации средств в казну являются именно налоги.

Информация о работе Налоговая политика государства