Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:04, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть типы налоговой политики
Изучить инструменты налогового регулирования
Охарактеризовать налоговую политику России на современном этапе.
Изучить основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Файлы: 1 файл

Курсовая. Наташа.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Введение 
 

     Любому  государству для выполнения своих  функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые  правительство собирает с физических и юридических лиц.

     Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

     Именно  таким образом, налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

     Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, налоги занимают важное место.

     Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

     а) гасить возникающие «сбои» в системе распределения;

     б) заинтересовывать (или не заинтересовывать ) людей в развитии той или иной формы деятельности.

     В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. В условиях  рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из  важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

     От  того, насколько правильно построена  система налогообложения, насколько  продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.

     В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

     С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

     Актуальность  данной темы проявляется в том, что  налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

     Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть типы налоговой политики
  2. Изучить инструменты налогового регулирования
  3. Охарактеризовать налоговую политику России на современном этапе.
  4. Изучить основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на   плановый период 2011 и 2012 годов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы формирования налоговой политики государства 

      1.1 Сущность, цели и принципы налоговой политики

     Налоговая политика представляет собой комплекс мер в  области налогового регулирования,  направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

     Налоговая политика как специфическая область  человеческой   деятельности относится  к  категории  надстройки.  Между нею и экономическим базисом общества существует тесная  взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении  политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика,  как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью:  у нее специфические законы и логика развития.  В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику,  состояние финансов.  Это влияние может быть  различно:  в  одних случаях посредством проведения

политических  мероприятий создаются благоприятные  условия  для развития экономики, в других - оно тормозится.

     Научный подход к выработке налоговой  политике предполагает ее   соответствие   закономерностям  общественного  развития, постоянный учет выводов финансовой  теории.  Нарушение этого важнейшего требования  приводит  к большим потерям в народном хозяйстве.

     Вся история нашего государства подтверждает это. Формирование налоговой  политики  и  создание   налоговой системы  происходит одновременно с развитием  параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности,  ценообразования,  реформированием банковской сферы,  денежно-кредитной политики и т.п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток  каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных  решений по другим направлениям реформы.

  На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы1: общая экономическая ситуация в стране,  характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства,  находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

     Разрабатывая  налоговую  политику,  видимо  полезно  обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой.  В теории и практике  налогового  регулирования  развитых стран Запада  налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской  концепцией  функциональных  финансов. Согласно  этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса,  который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому).  Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение  государственных расходов) налоговая  политика  наряду  с  выполнением  регулирующих функций стала средством обеспечения без дефицитности бюджета. В условиях развитой  экономики  эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени ,  ложащегося на производителей  и физических  лиц  ,  а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и  целенаправленного снижения налогов .

     Переход российской экономики на рыночные основы предполагает формирование принципиально иной, нежели это было в условиях административно - командной системы,  налоговой политики. Это,  однако, отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западных моделей, эффективных только в условиях развитого рынка.  Теоретическая база и значительный практический опыт стран Запада в области построения и  использования налоговых  систем должны быть переосмыслены и адаптированы  к нашим условиям. Причем с учетом как сегодняшнего уровня развития и кризисного состояния экономики, так и тех задач, которые предстоит решать,  и в немалой степени с помощью налоговой политики.

     Следует также иметь в виду,  что установление  высокого уровня   налогового  изъятия с целью решения прежде  всего фискальных задач и наполнения бюджета не может являться  основой налоговой стратегии  на сколько-нибудь продолжительный период.  Использование принципа формирования налогов от доходной части бюджета с целью достижения его без дефицитности неизбежно ведет к установлению  завышенных  норм  налогообложения. При этом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставки и ростом  поступлений  в  бюджет.  Совокупный уровень  налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер. Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения,  поскольку препятствует  созданию  новых предпринимательских  структур  и  обрекает  на  массовые банкротства уже существующие.  В результате продолжается спад производства,  а значит,  резко сокращаются поступления в бюджет, что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной  стратегии:  иного выхода,  кроме дополнительной эмиссии денег,  в этих условиях не предвидится.  Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц,  при котором налоги не оказывают угнетающего  воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность,  а также на жизненный уровень населения, одновременно  обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) неконкурентоспособных предприятий и отраслей,  закрепляющей существующую нерациональную структуру производства.  С другой стороны,  необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага,  влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и  стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.

     В основе формирования налоговой политике лежат таким  образом, две взаимно увязанные методологические посылки2: использование налоговых платежей  для формирования  доходной  части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; использование налогового  инструмента   в   качестве косвенного метода регулирования  экономической деятельности .

     И если до недавнего времени считалось,  что высокий  уровень  налогов  и  степень прогрессивности налоговых  шкал соответствуют,  как правило,  высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения,  то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада  является  снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц.

     Когда повышаются налоги, чистые доходы граждан снижаются. Каждый в отдельности должен работать больше, чтобы получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов. Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того, чтобы повышать продуктивность на своем основном рабочем месте. Это в свою очередь способно привести к снижению производительности труда, дополнительным увольнениям, росту безработицы. Даже, если иногда складывается впечатление, что работник трудится с большей отдачей, стараясь сохранить прежний уровень доходов после выплаты налогов, производительность труда его в действительности снижается, тормозя экономический 
 

     1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики

     Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные  соответствующей компетенцией, ФНС, Органом непосредственно  ответственным  за  проведение  единой налоговой политики на территории Российской Федерации является  Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по  налогам и сборам.

     Налоговые органы РФ являются постоянно действующим  контрольно-проверочным государственным  органом исполнительной власти, созданным  и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения. 

     Налоговые органы РФ – единая система государственных  учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой властиподчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих действия контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющиеся и агентами валютного контроля.

     Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля3:

     •     за соблюдением налогового законодательства РФ;

     •  правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет налогов и других обязательных платежей;

     • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ;

Информация о работе Налоговая политика государства