Налоговая обязанность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:18, курсовая работа

Краткое описание

Центральным звеном в предмете налогового права является налоговое правоотношение между государством и налогоплательщиком по поводу уплаты налога. В его содержании выделяется юридическая обязанность налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ее традиционно называют налоговой обязанностью, учитывая особый, базовый характер в системе субъективных прав и обязанностей налогоплательщика.
Таким образом, категория "налоговая обязанность" может употребляться в широком и узком значении. В первом случае под налоговой обязанностью понимают любую юридическую обязанность налогоплательщика, установленную налоговым законодательством, во втором - исключительно обязанность по уплате налога. Именно в узком значении - как обязанность по уплате налогов и сборов - будет употребляться термин "налоговая обязанность" в дальнейшем.

Оглавление

Введение
1.Понятие, виды и особенности способов обеспечения исполнения
налоговой обязанности
2.Характеристика отдельных способов обеспечения исполнения
налоговой обязанности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик готов!!!!.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Установление  способов обеспечения исполнения обязанности  по уплате налогов и сборов является существенным нововведением Налогового кодекс а РФ. Это сделано в целях  предотвращения или уменьшения тех  негативных последствий, которые могут  возникнуть у государства в связи с полной или частичной неуплатой налогов (сборов) обязанными лицами.

Таким образом, способы обеспечения – это  установленные законом специальные  меры воздействия, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком налоговой  обязанности. Правовая сущность которых заключается в том, что налоговый орган по обеспеченной одним из способов налоговой обязанности осуществляет ее, в случае неисполнения этой обязанности налогоплательщиком.

Все способы  исполнения обязательств в сфере  налогового законодательства имеют различный порядок применения и неоднородны по своей правовой природе. Следует согласиться с мнением, что "арест имущества является самой строгой из перечисленных мерой обеспечения, ее применение целесообразно только в случае невозможности обеспечения обязательств другими мерами". Приостановление операций по счетам в банке и арест имущества имеют односторонний характер и применяются на основании властного решения налогового или таможенного органа. Следует отметить, что не все специалисты однозначно оценивают данные меры как обеспечительные. Так, анализируя отдельные статьи Налогового кодекса РФ, М. Карасев приходит к выводам, что "обеспечительная мера, установленная ст. 76 НК РФ, может принимать в определенных случаях характер санкции, что недопустимо и вновь позволяет сделать вывод о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом и судом".31

Кроме того, именно налоговые правоотношения характеризуются  своей властностью, субординацией, в которых отсутствует равенство  сторон. Не следует забывать, что в ходе своего становления и развития налоговое законодательство РФ заимствовало отдельные положения, по своему содержанию относящиеся к мерам административно-правового принуждения. "Цели принудительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу конкретного субъекта права".32 Естественно, что в Налоговом кодексе РФ закреплены такие принудительные способы исполнения обязательств, несвойственные гражданским правоотношениям, как приостановление операций по счетам в банке и арест имущества, которые применяются, как правило, только когда налоговое правонарушение фактически совершено.

Вышеизложенное  позволяет сделать вывод, что  в Налоговом кодексе РФ закреплены конкретные способы обеспечения исполнения обязательств, которые следует понимать как специальные меры, направленные на побуждение налогоплательщика к безусловному исполнению своих обязанностей. Указанные меры по своему предназначению выполняют вспомогательную роль и, за исключением пени, не являются мерами налоговой ответственности, хотя создают новые обременения для налогоплательщика. Несмотря на существенные различия в порядке применения, способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов выступают в качестве самостоятельного правового института налогового законодательства Российской Федерации.

1 См.: Федеральный закон от 04.11.2005 № 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"//Российская газета.2006.№ 4131.

2 Комментарий к Налоговому кодексу РФ частей 1 и 2 (постатейный материал).М.:Юрайт, 2008.С.-.68.

3 Демин А.В. Налоговое право: учебное пособие. М.: «РИОР», 2003.С.-.115.

4 Демин А.В. Налоговое право: учебное пособие. М.: «РИОР», 2003.С.-.31.

5 Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 № 41-O//Налоговый вестник, 2003.№ 3.С.-.23.

6 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ. М.:Юрайт,2007,С.-.85.

7 Комментарий к Гражданскому кодексу (постатейный).М.:ИНФРА-М,2007.С.-.379.

8 А.Н.Козырин. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный). М., 2005. С.-. 189.

9 Брызгалин А.В., Бабанин В.А., Штромвассер И.Р. и др. Актуальные вопросы налогового, гражданского и корпоративного права//Налоги и финансовое право.М., 2004.С.-.83.

10 п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса РФ. М.:Эксмо,2007.С.-.195.

11 Комментарий к Налоговому кодексу РФ частей 1 и 2 (постатейный материал). М.:Юрайт, 2008.С.-.73.

12 Винницкий Д.В. Российское налоговое право.СПб:Норма,2003.С.-.78.

13 ч. 7 ст. 46 Налогового кодекса РФ. М.:Юрайт,2007,С.-.58.

14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ//Российская газета.2006. № 4131.

15 П. 7 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006. № 137-ФЗ//Российская газета.2006.№ 4131.

 

16 М.С.Шевченко. Штрафы и пени за нарушение налогового законодательства,// "Главбух".2003.№. 15.С.-12.

17 А.Н.Козырин. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный). М., 2005. С.-.45.

18 П.   1  ст.   13  Закона РФ  "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"//Налоговый вестник, 2004.№ 5.С.-.23.

19 Комментарий к Налоговому кодексу РФ частей 1 и 2 (постатейный материал). М.:Юрайт, 2008.С.-.89.

20 Комментарий к Гражданскому кодексу (постатейный).М.:ИНФРА-М,2007.С.-.99.

21 ст. 855 Гражданского кодекса РФ М.:Эксмо,2007.С.-.379.

22Химичева И.И. Налоговое право. М.1997.С.-.99.

23 Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.1999 .С.-.95

 

24 Е.А.Леоненкова. Приостановление операций по счетам юридического лица // "Аудиторские ведомости".М.,2004. № 10.С.-.9.

25 Соловьев В. Правовосстановительная ответственность частного субъекта в налоговом законодательстве // Хозяйство и право. 2002. № 4. С.-. 92 - 99.

26 Тедеев А.А, Парыгин В.А. Налоговое право.М.: Изд-во Эксмо, 2004. С.-.107

27 Комментарий к Налоговому кодексу РФ частей 1 и 2 (постатейный материал). М.:Юрайт, 2008.С.-.93.

 

28 Е.А. Пальцев. Правовые последствия нарушения налогоплательщиком порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест. // "Налоговый вестник".2002.№ 4.С.-.36.

29 Абова Т.Е. и Кабалкин А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая. - М.: Юрайт-Издат, 2003. С.-.95.

30 Абова Т.Е. и Кабалкин А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая. - М.: Юрайт-Издат, 2003.С.-.232.

 

31 Карасев М. Скрытые механизмы ответственности в Налоговом кодексе // Хозяйство и право. 2003. N 6. С. 43 - 52.

 

32 Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 1999. С. 4.


Информация о работе Налоговая обязанность