Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:44, контрольная работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
ведение……………………………………………………………………….3
Налоги, их виды и функции……………………………………………….4
Налоговая система России……………………………………………....11
Налоговая политика государства………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………….21
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.
6.
Социальная функция –
Само
материальное содержание налогов как
денежных ресурсов, централизуемых государством
и изымаемых из воспроизводственного
процесса, несет в себе возможность
из обращения на непроизводственные
цели. В условиях РФ социальная функция
налоговой системы бюджета
Социальная
функция налогов проявляется
и непосредственно через
Социальная
функция налоговой системы
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.
При
помощи налогов можно поощрять или
сдерживать определенные виды деятельности
(повышая или понижая налоги),
направлять развитие тех или иных
отраслей промышленности, воздействовать
на экономическую активность предпринимателей,
сбалансировать платежеспособный спрос
и предложение, регулировать количество
денег в обращении. Так предоставление
налоговых льгот отраслям промышленности
или отдельным предприятиям стимулирует
их подъём и развитие. Назначая более
высокие налоги на сверхприбыль, государство
контролирует движение цен на товары
и услуги. Предоставляя льготы, государство
решает серьезные, порой стратегические
задачи. Например, не облагая налогами
часть прибыли, идущую на внедрение новой
техники, оно поощряет технический прогресс.
А, не облагая налогами часть прибыли,
идущей на благотворительную деятельность,
государство привлекает предприятия к
решению социальных проблем.
Налоговая система - это совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения.
Налоговая система строится на определенных принципах, важнейшие из которых сформулированы еще А. Смитом, а именно принцип нейтральности, справедливости и простоты расчета.
Нейтральность
налоговой системы заключается
в обеспечении равных налоговых
стандартов для налоговых плательщиков.
К сожалению, в странах с переходной
экономикой этой нейтральности практически
не существует. Широкая дифференциация
налогов, разнообразие льгот отраслям
и фирмам дискредитируют общество и
подрывают экономическую
Принцип
справедливости предусматривает возможность
равноценного изъятия налоговых
средств у различных категорий
физических и юридических лиц, не
ущемляя интересов каждого
Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.
Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Экономические
процессы в обществе регулируются при
помощи налоговых ставок и налоговых льгот.
Налоговые ставки устанавливаются в виде
процента, определяющего долю изымаемого
дохода. Чтобы как-то смягчить налоговый
пресс для отдельных налогоплательщиков,
применяются налоговые льготы - форма
снижения налоговых ставок или, в предельном
случае, освобождение от уплаты налогов.
Иногда налоговые льготы используются
как средство стимулирования, основанное
на том, что уменьшение налога адекватно
предоставлению налогоплательщику дополнительных
средств на величину, равную сумме снижения.
Проблема выбора и назначения рациональных
налоговых ставок стоит перед любым государством.
Здесь необходимо основываться на зависимости
доходов государства от величины налоговой
ставки. Графическое изображение подобной
зависимости называется кривой А. Лаффера
по имени американского экономиста (рис.2).
Рис.2.
Кривая А. Лаффера.
И
действительно, до определенного повышения
ставки налога доходы растут, но затем
начинают снижаться. По мере роста ставки
налога стремление предприятий поддерживать
высокие объемы производства начнет
уменьшаться, снизятся доходы предприятий,
а с ними и налоговые доходы
предприятий. Следовательно, существует
такое значение налоговой ставки,
при котором поступления от налогов
в государственный бюджет достигнут
максимальной величины. Государству
целесообразно установить налоговую
ставку на данном значении. Теоретически
установить оптимальное значение налоговой
ставки не удается, но практика показывает,
что суммарные налоговые
Налоговые
льготы как элемент регулирования
экономики должны иметь четко
выраженную функциональную, социальную,
структурную направленность. Вся
сумма налогов с населения
называется налоговым бременем. Количественно
уровень налогового бремени можно
представить отношением суммы налогов
на душу населения к
где - коэффициент, или уровень, налогового бремени; - средняя сумма налогов надушу населения; - платежеспособность населения.
Международной организацией ЮНЕСКО рекомендуется другой метод сравнительного сопоставления уровня налогового бремени по доле налогов в ВВП:
где - уровень налогового бремени; - сумма налогов; - валовой внутренний продукт.
Переход
России к новым условиям потребовал
и новой налоговой политики, нового
налогового законодательства. К основным
его принципам можно отнести
следующие: активная поддержка предпринимательства,
целостность системы
Новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий и увеличение выпуска товаров народного потребления.
Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, т.к. налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:
а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при различных условиях их получения должны взиматься разные налоги;
б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве получения доходов);
в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т. п.) при умелом их сочетании;
г) сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должно обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;
д) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом.
Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.
Налоговая
система России будет претерпевать
постоянное обновление правовых и законодательных
актов. В первую очередь изменения
должны быть направлены на активизацию
предпринимательства, стимулировать
индивидуальных плательщиков в целях
повышения их заинтересованности в
зарабатывании собственных средств и
во внесении их в собственное дело.
Налоговая
политика представляет систему мероприятий
государства в области налогов
и является составной частью финансовой
политики. Содержание и цели налоговой
политики обусловлены социально-
Налоговая
политика государства должна быть направлена
на перераспределение
В качестве задач налоговой политики выделяют: обеспечение государства финансовыми ресурсами; создание условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживание возникающих в процессе рыночных отношений неравенства в уровне доходов населения. Согласно общепринятой системе дифференциации выделяют три типа налоговой политики.
Первый тип - политика максимальных налогов. Повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%. Несмотря на видимую привлекательность данного типа политики, необходимо учесть возрастающее налоговое бремя, а как следствие, уход значительного сектора экономики в «тень». А это повлечет обратную связь – снижение налоговых поступлений.
Второй тип - политика разумных налогов, способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.
Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения и бизнеса. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Отмечается, что такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.
При
сильной экономике все
Достаточно
высокое налоговое бремя, правовая
незащищенность честного налогоплательщика
в отношениях с государством, а
также отсутствие информации о расходовании
денежных средств для наших