Налог на доходы с физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из выше изложенного, выбранная мною тема курсовой работы является актуальной.
Цель курсовой работы – на основе исследуемого материала дать характеристику налога на доходы с физических лиц.
Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
рассмотреть социально-экономическую сущность и значение налога на доходы с физических лиц;
исследовать порядок исчисления и уплаты налога;
рассмотрение льгот по налогу на доходы с физических лиц.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 61.59 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим источником бюджетных  доходов являются налоги. В России уже более пятнадцати лет  действует новая система налогообложения. Она была введена в переходный период, но, тем не менее, можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы.

В России, как и в большинстве  стран мира, налог на доходы с  физических лиц (далее как НДФЛ) один из главных источников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать  потребление, либо сокращать его. Поэтому  главной проблемой подоходного  налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система  РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части  Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой  редакции Налогового кодекса.

Исходя из выше изложенного, выбранная мною тема курсовой работы является актуальной.

Цель курсовой работы –  на основе исследуемого материала дать характеристику налога на доходы с  физических лиц.

Достижение указанной  цели предопределило необходимость  постановки решения следующих задач:

  1. рассмотреть социально-экономическую сущность и значение налога на доходы с физических лиц;
  2. исследовать порядок исчисления и уплаты налога;
  3. рассмотрение льгот по налогу на доходы с физических лиц.

При написании курсовой работы, для теоретической, послужил: Налоговый  Кодекс РФ часть II, и учебные пособия  известных авторов: Черник Д.Г. –  Основы налоговой системы, Тедеев А.А. – Финансовое право, Крохина Ю.А. Налоговое право России, так же мной были использованы статьи «Российского экономического журнала». Для практической части своей работы я использовала статьи журнала «Финансы» и Официальный  сайт Министерства финансов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗМЧЕСКИХ ЛИЦ.

 

1.1. История становления  налога на доходы физических  лиц

 

Подоходный налог или  налог на доходы физических лиц (далее  НДФЛ) по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые  он был введен в Англии в 1798 г. в  виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних  признаках (обзаведение мужской  прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения 1.

В других странах НДФЛ стали  применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция - с 1914 г.). Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого  имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный  закон о подоходном налоге был  принят лишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения 2. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи, с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».

Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных  странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.

Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.

Налоговые системы развиваются  под влиянием экономических, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения дохода — эти и другие, факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога.

Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические  отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в том числе (далее т.ч.) шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.

Глава (далее в работе гл.) 23 НК РФ называется "Налог на доходы физических лиц" (статьи 207-233) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ1 она вводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог.

Основными чертами новой  системы налогообложения являются:

отказ от прогрессивной ставки налога и введение единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов физических лиц;

значительное расширение применяемых налоговых льгот  и вычетов;

внесение изменений в  определение налогооблагаемой базы.

С 2001 года по настоящее время  НДФЛ регулируется гл.23 НК, но ежегодно вносятся изменения, меняются сроки  уплаты, ставки налога, предельная сумма, добавляются категория льготников. Так с 2002 года НДФЛ был переведен  в распоряжение региональных и местных  бюджетов, а до 2005 года доходы в виде дивидендов облагались по ставке 6%, (с 2005 года 9%)

Место и роль НДФЛ в системе  налогообложения.

В России, как и в большинстве  стран мира, налог на доходы с  физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в  бюджет области и является одним  из основных источников дохода.

Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ", ведь теперь каждое муниципальное образование  заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

Поступления налога на доходы физических лиц за первое полугодие 2006 год, на 126% выше уровня первого полугодия 2005 года.

Таким образом, можно с  уверенностью сказать, что роль НДФЛ в налоговой системе России достаточна значима. Его доля в государственном  бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых  распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.

В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает  в основном ту часть населения, которая  имеет средний уровень доходов или ниже.

Такая ситуация свойственна  экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой — упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать  потребление, либо сокращать его. Поэтому  главной проблемой подоходного  налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Из вышеизложенного можно  сделать выводы, что налог на доходы физических лиц по сравнению с  другими видами налогов является «молодым». Регулирование налога на доходы физических лиц производится главой 23 ст. 207-233 Налоговым Кодексом РФ. Этот налог играет значимую роль в налоговой системе нашей  страны, бюджета регионов и городов. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Это один из самых  распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 
2.1 Основные элементы налога

 

В соответствии со статьей (далее  как ст.) 207 гл.23 НК налогоплательщиками  налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами  Российской Федерации.

Согласно статье 209 НК объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами  Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами  Российской Федерации;

от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам, полученным на территории РФ, относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации,  а также проценты, полученные  от российских индивидуальных  предпринимателей и (или) иностранной  организации в связи с деятельностью  ее постоянного представительства  в Российской Федерации;

2) страховые выплаты при  наступлении страхового случая, полученные от российской организации  и (или) от иностранной организации  в связи с деятельностью ее  постоянного представительства  в Российской Федерации;

3) доходы, полученные от  использования в Российской Федерации  авторских или иных смежных  прав;

4) доходы, полученные от  сдачи в аренду или иного  использования имущества, находящегося  в Российской Федерации;

5) доходы от реализации:

недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;

в Российской Федерации акций  или иных ценных бумаг, а также  долей участия в уставном капитале организаций;

прав требования к российской организации или иностранной  организации в связи с деятельностью  ее постоянного представительства  на территории Российской Федерации;

иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;

6) вознаграждение за выполнение  трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской  Федерации. При этом вознаграждение  директоров и иные аналогичные  выплаты, получаемые членами органа  управления организации (совета  директоров или иного подобного  органа) - налогового резидента Российской  Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская  Федерация, рассматриваются как  доходы, полученные от источников  в Российской Федерации, независимо  от места, где фактически исполнялись  возложенные на этих лиц управленческие  обязанности или откуда производились  выплаты указанных вознаграждений;

Информация о работе Налог на доходы с физических лиц